МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Дорогами народных традиций»

Татьяна Шутова
Конспект родительского собрания «Дорогами народных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи в решении проблемы сохранения народной культуры и традиций.

Задачи:

- обогатить знания участников образовательных отношений о национальной культуре и традициях;

- развивать представления родителей о значимости сохранения народной культуры и традиций;

- воспитывать ответственное отношение родителей к приобщению детей к истокам народного искусства.

Форма проведения: круглый стол.

Публикация «Конспект родительского собрания „Дорогами народных традиций“» размещена в разделах

Добрый вечер! Сегодня родительское собрание пройдет в форме круглого стола. Надеюсь, что вы примете активное участие в обсуждении темы нашей встречи.

Мечты и надежды человека обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое. Память — это мост, соединяющий день сегодняшний с днем вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство — великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки, должно остаться в нашей памяти.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Главный воспитатель ребенка – это семья. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт. Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек.

Уважаемые родители, предлагаю вам привести примеры из собственного опыта. Как вы используете народный фольклор в воспитании детей? (Выступления родителей).

С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, былин, сказок. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Очень важны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал, сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.

Давайте с вами вспомним русские народные сказки.

Игра «Угадай, какая сказка?»

- По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл

(«Колобок»)

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.

Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу

(«Царевна-лягушка»)

- Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца …

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

- Речка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала.

Река укрыла ее под кисельным бережком.

(«Гуси-лебеди»)

- Красна девица,

влезь ко мне в одно ушко,

А в другое вылезь-

Всё будет сработано.

(«Крошечка-Хаврошечка»)

- Битый небитого везёт,

Битый небитого везёт!

(«Лиса и волк»)

- Сяду на пенёк, Съем пирожок!

- Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(«Маша и медведь»)

- Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

(«Заюшкина избушка»)

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой.

Что есть в печи – всё на стол мечи.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.

Где щи да каша, там и место наше.

Скажите, а что такое традиция? (Ответы родителей).

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русским народом чтилось и передавалось следующему поколению.

Как вы думаете, зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.

Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз. А кто из вас знает, почему так клали ложку на стол? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)

Песни, загадки, пословицы и поговорки, игры объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался своими обрядами, песнями, хороводами, закличками.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.

Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Челночок»

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Последняя пара пробегает или проходит под воротами и встает впереди колонны, за нею бежит или идет следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. Пробегая в ворота, игроки держат друг друга за руки. Ворота по высоте могут быть разными: игроки могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.

Рефлексия.

- Уважаемые родители, спасибо за участие в собрании. Как вы считаете, актуальна ли данная тема? Изменилась ли ваша позиция в отношении взаимодействия с детьми в вопросах приобщения детей к народному искусству?

И в заключение приглашаю вас в нашу музейную комнату «Русская изба» (родители проходят в музейную комнату для просмотра экспонатов).

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Конспект игры-викторины для родительского собрания «Мой ребенок!» Конспект родительского собрания «Мой ребенок?». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений,.

Конспект родительского собрания «Физкультурно-оздоровительная работа в группе» Тема: физкультурно- оздоровительная работа в группе, нетрадиционное рисование. Цель: познакомить родителей с работой, которая ведется в.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных»Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания "Как растить любознательных" Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Конспект родительского собрания на тему «Экология и мы» Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;.

Конспект родительского собрания «Здоровое питание дошкольников»Конспект родительского собрания «Здоровое питание дошкольников» Конспект родительского собрания на тему: «Здоровое питание дошкольников» Во 2-ой младшей групп Задачи: - развивать представления родителей.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя»Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»Конспект родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании ребенка» Цель собрания - определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; - предложить практические рекомендации по формированию семейных.

Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник» Цель: совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного.

Конспект родительского собрания «Развивающие детские игры»Конспект родительского собрания «Развивающие детские игры» Родительское собрание "Развивающие детские игры ". Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка. Подготовка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Дорогами народных традиций»
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 02:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Дорогами народных традиций»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД