Татьяна Шутова
Конспект родительского собрания «Дорогами народных традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: объединить усилия дошкольной образовательной организации и семьи в решении проблемы сохранения народной культуры и традиций.
Задачи:
- обогатить знания участников образовательных отношений о национальной культуре и традициях;
- развивать представления родителей о значимости сохранения народной культуры и традиций;
- воспитывать ответственное отношение родителей к приобщению детей к истокам народного искусства.
Форма проведения: круглый стол.
Публикация «Конспект родительского собрания „Дорогами народных традиций“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- ПДД. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Добрый вечер! Сегодня родительское собрание пройдет в форме круглого стола. Надеюсь, что вы примете активное участие в обсуждении темы нашей встречи.
Мечты и надежды человека обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое. Память — это мост, соединяющий день сегодняшний с днем вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство — великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки, должно остаться в нашей памяти.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение огромная значимость народной культуры в духовном, нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения, в приобщении детей и молодёжи к родной истории, вековым культурным традициям России. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Главный воспитатель ребенка – это семья. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт. Знакомство ребенка с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек.
Уважаемые родители, предлагаю вам привести примеры из собственного опыта. Как вы используете народный фольклор в воспитании детей? (Выступления родителей).
С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, былин, сказок. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Очень важны сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Важно, чтобы ребёнок не просто слушал, сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего.
Давайте с вами вспомним русские народные сказки.
Игра «Угадай, какая сказка?»
- По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл
(«Колобок»)
— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.
Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу
(«Царевна-лягушка»)
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца …
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала.
Река укрыла ее под кисельным бережком.
(«Гуси-лебеди»)
- Красна девица,
влезь ко мне в одно ушко,
А в другое вылезь-
Всё будет сработано.
(«Крошечка-Хаврошечка»)
- Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!
(«Лиса и волк»)
- Сяду на пенёк, Съем пирожок!
- Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
(«Маша и медведь»)
- Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
(«Заюшкина избушка»)
Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой.
Что есть в печи – всё на стол мечи.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.
Где щи да каша, там и место наше.
Скажите, а что такое традиция? (Ответы родителей).
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русским народом чтилось и передавалось следующему поколению.
Как вы думаете, зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.
Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз. А кто из вас знает, почему так клали ложку на стол? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)
Песни, загадки, пословицы и поговорки, игры объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался своими обрядами, песнями, хороводами, закличками.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.
Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Челночок»
Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки — это ворота. Последняя пара пробегает или проходит под воротами и встает впереди колонны, за нею бежит или идет следующая пара. Игра заканчивается, когда все играющие пройдут под воротами. Пробежать или пройти нужно так, чтобы не задеть ворота. Пробегая в ворота, игроки держат друг друга за руки. Ворота по высоте могут быть разными: игроки могут поднимать руки и держать их на уровне плеч или на уровне пояса. Чем ниже ворота, тем труднее пробегать под ними.
Рефлексия.
- Уважаемые родители, спасибо за участие в собрании. Как вы считаете, актуальна ли данная тема? Изменилась ли ваша позиция в отношении взаимодействия с детьми в вопросах приобщения детей к народному искусству?
И в заключение приглашаю вас в нашу музейную комнату «Русская изба» (родители проходят в музейную комнату для просмотра экспонатов).