Джардимова
Консультация «Рассказывание в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
В детских садах до последнего времени рассказывание не входило в
программу занятий с детьми, т. к. ему не придавалось того большого
педагогического значения, какое оно имеет, и носило чисто случай-
ный характер: воспитатель могла рассказывать детям и не рассказы-
вать, по своему желанию, причем выбор материала при рассказыва-
нии не подчинялся никаким заранее составленным планам или зада-
чам.
Рассказывание взрослых заменяется обыкновенно в детском саду
Публикация «Консультация „Рассказывание в детском саду и дома“» размещена в разделах
«беседами», но ведь беседа с детьми и рассказ воспитателя – две вещи
совершенно разные и заменить друг друга, конечно, не могут.
Беседа знакомит воспитателя с уровнем развития ребёнка, выясняет
запас его сведений и большую или меньшую обоснованность и связно-
сть их; ребёнку беседа помогает уяснить и, так сказать, привести в по-
рядок, в связь, те отрывочные знания, которые накопились за предыду-
щие годы, и получить новые. Рассказывание же дает, прежде всего, эсте-
тическое наслаждение и, как таковое, влияет на весь психический мир
ребёнка, заставляя его «переживать» те или другие чувства и настроения.
Таким образом, оставляя большое значение за беседами,- необходимо
дать место в детском саду и рассказыванию, как особому воспитательному
воздействию, причем следует внимательно и серьёзно изучить этот новый
прием.
В семье рассказывание практикуются больше.
Раньше детям всегда рассказывали – бабушки, матери, няни, так как это
лучший способ отвлечь и развлечь ребенка.
Большим искусством считалось умение рассказывать сказки и небылицы,
В наше время самым маленьким обыкновенно показывают картинки и
говорят про них; детям постарше – рассказывают сказки или что-нибудь про
животных и т. п. Никакими серьёзными целями при этом не задаются, и поэ-
тому рассказы ведутся крайне беспорядочно. Незнакомые с детской психо-
логией рассказчицы никогда не знают, да и не думают о том, какое влияние
произведет на душу ребёнка тот или другой рассказ, и часто совершенно спо-
койно загромождают его ум и сердце совсем ненужным, а часто и вредными
впечатлениями.
А так как рассказывать все-таки нужно уметь и необходимо обладать материалом для рассказывания, то большинство матерей и воспитателей торопя-тся перейти к книге; берут детские книжки и читают все, что в них написано. Мы все знаем, какой интерес к окружающему проявляет ребёнок. Он ничего не знает и все хочет знать; ничего не понимает – и все хочет понять.
И вот, наряду с беседами и другими приёмами воспитания, - рассказы
взрослого вводят маленького человечка в этот огромный, полный привлека-
тельности мир, медленно и постепенно знакомят его со всеми, что есть в
нём значительного и привлекательного.
Действуя на психический мир ребёнка, рассказы взрослых будят мысль и
дают ей посильную работу; развивают внимание и воображение; пробужда-
ют глубокие эмоции и стремления, которые, может быть, не всегда попада-
ют в сознание, но всегда способствуют росту его внутреннего мира, его индивидуальной личности.
Рассказывание оказывает еще одну огромную услугу воспитателю: оно
как ничто другое, сближает его с детьми… Когда рассказчик и дети вместе
переживают какое-нибудь событие, вместе испытывают радость и печаль,
тревогу и успокоение за любимого героя, между ними устанавливается са-
мая интимная душевная связь,- и это дает воспитателю незаменимое сред-
ство влияния на маленькие души.
Рассказывание – искусство, и как таковое, требует, прежде всего, если не таланта, то определённых способностей.
1. Чтобы рассказывание достигло своих целей, нужно прежде всего, рассказать то, что нравится самому, так как только при условии можно вновь и вновь переживать вместе со своими слушателями все события рассказа, а это первое условие, чтобы захватить аудиторию.
2. Рассказ нужно хорошо знать во всей его последовательности,чтобы не было ни остановок, ни возвращения, так как это всегда нарушает впечатление. Рассказывать нужно медленно, ярко рисуя образы рассказа. Медленность не значит "вялость " ; напротив -, рассказ должен быть живым,ярким,- чему как раз и может мешать торопливость речи.
3. Не следует прерывать рассказ какими - нибудь посторонними замечаниями, хотя иногда и трудно их избежать.
Если кто то из детей шумит, болтает, мешает слушать другим -,нужно, прежде всего, постараться заинтересовать именно этого ребёнка
4. Рассказывать нужно не повышенным тоном, а свои обыкновенным; ведь вообще на детей гораздо сильнее действует тихая речь, чем громкие окрики, и чем больше воспитательница старается "перекричать" детей, тем меньше ей это удаётся; и наоборот: дети невольно затихают, когда хотят слушать спокойную,тихую речь педагога.
5. Обстановка, при которой ведётся рассказывание, также имеет значение.
Лучше всего детей посадить прямо против себя полукругом, а самой сесть несколько выше,чтобы видеть всех детей и чтобы дети смотрели прямо на рассказчика. При этом условии видишь всякое изменение и выражение лиц слушателей и вовремя сумеешь изменить темп рассказа, сократить, дополнить, объяснить непонятное, рассмешить или успокоить.
6. Рассказывать нужно, конечно, в отдельной комнате при условии полной тишины: это помогает сосредоточить внимание и всецело отдаться впечатлениям от рассказа.
7. Детям можно самим позволить сгруппироваться в маленькие подгруппы, для того, чтобы они чувствовали себя непринужденно и могли сообща обсудить интересные,важные, яркие моменты,а это однозначно их сблизит, разовьёт в них чувство общности и солидарности.
Если рассмотреть манеру рассказывания, форму и тон рассказывания, то здесь следует отметить,что у каждого рассказчика вырабатывается свой тон, своя манера. Всякое подражание, насилие над собой - только испортят дело, уничтожив искренность и естественность.
Какое наслаждение видеть оживленные лица, блестящие глаза, устремленные на вас с жадным вниманием; подмечать смену настроений: вызвать улыбку и прекрасный детский смех, - какое наслаждение!
А кроме этого, ведь каждый рассказ делает вас ближе и дороже детям; полюбив слушать ваши рассказы, они начинают любить и вас, как источник радостных впечатлений,- а любовь детей, которых вы хотите воспитывать, имеет огромное значение для успеха дела.
Литература:
«Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки/ (сост. Русаков А. С.) – Санкт – Петербург: