Арина Кочедыкова
Мастер-класс для педагогов «Привлечение родителей к ранней профессиональной ориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
мастер - класса на тему :«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"
Цель:
Привлечение родителей к участию в процессе развития ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи:
• Расширить информационное поле родителей в вопросах ранней профессиональной ориентации дошкольников, показать важность воспитательного потенциала семьи, как основной среды личностного развития ребенка.
• Побудить родителей к размышлению о необходимости выявлений способностей, наклонностей и увлечений детей в семье.
• Рассказать родителям о способах развития ранних представлений детей о мире профессий.
• Показать и научить создавать дидактические пособия для совместной работы с детьми в условиях семьи.
Слайд 1. Титульный. Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Арина Михайловна и я рада приветствовать вас на своём мастер - классе, тему которого Вы узнаете, разгадав кроссворд, представленный на слайде.
Все просто, я загадываю загадки, вы их отгадываете.
Слайд 2. Загадки:
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне. (Пожарный)
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает. (Продавец)
Каждое его творенье –
Просто сказка, объеденье,
Мысли, творчества полет.
Тот, кто пробовал, поймёт. (Повар)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)
Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа! (Инженер)
В небо часто он глядит:
В деле этом эрудит!
Ночью он не занят сном
Тот учёный (Астроном)
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает. (столяр)
Мастерицы на все руки
Сама шьёт пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Как назвать все эти отгадки одним словом? (Профессии).
- Правильно! Сегодня мы поговорим о профессиях, а точнее о ранней профессиональной ориентации дошкольников.
Слайд 3. Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребёнка, выявление его способностей, наклонностей, определённой потребности в той или иной деятельности.
- Главная цель ранней профориентации дошкольников — это развить эмоциональное отношение ребёнка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.
- Скажите, пожалуйста, в каком возрасте становится вопрос выбора профессии глобальным? (В старшем школьном возрасте, в подростковом).
- Почему для многих это становится большой проблемой?
- Что вызывает затруднение у ребёнка? Почему дети часто не могут определиться с тем, куда пойти учиться? (Недостаточно знают о профессиях. Не знают, какой предмет ему нужен для будущей профессии. Сомнения в том – понравится ли ему будущая профессия).
- Когда же надо начинать готовить ребёнка к выбору профессии? (В дошкольном возрасте).
Слайд 4. Да, действительно, дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Ребёнок дошкольного возраста уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определённые потребности в той или иной деятельности. Конечно, дошкольники ещё не могут сделать самостоятельный, осознанный выбор. Но все же процесс профессионального самоопределения следует начинать уже с раннего детства, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий.
Слайд 5. Ранняя профориентация является важным направлением работы детского сада на современном этапе и не предполагает непосредственного выбора профессии, а преимущественно носит ознакомительно - информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
- Наша задача: познакомить дошкольников с разнообразным миром современных профессий и показать их ценность, пробудить интерес к труду, сформировать самое важное качество для человека – трудолюбие.
- Начинается работа с того, что ребёнок знакомится с профессией своих родителей, а также людей, которые трудятся в ближайшем окружении.
- Поэтому в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей важная роль отводится семье. Мы провели опрос старших дошкольников на тему «Профессии моих родителей» и пришли к выводу, что не все дети знают, где и кем работают их родители.
Слайд 6. Что же такое семья?
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку.
Слайд 7. Раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребёнку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребёнка с различными видами труда, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Слайд 8.
Я предлагаю вам Анкеты «Моя роль в подготовке к труду и выбору профессии», которые вы заполните дома (это будет информация для вас самих, чтобы понять, достаточно ли вы уделяете внимания ранней профориентации своего ребёнка. На обратной стороне анкеты есть интерпретация результатов.
Слайд 9. В детском саду дети узнают о разных профессиях через доступные формы познания, представленные на слайде.
Слайд 10. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых – через импровизации и театрализованные игры, через сюжетно - ролевые игры.
Слайд 11. Одним из важных условий в работе ранней профориентации дошкольников является создание и обогащение развивающей среды, которая бы не только способствовала ознакомлению детей с профессиями взрослых, но и мотивировала их к познавательной активности.
Ребёнок узнаёт смысл профессии, наблюдая весь технологический процесс
Аграном - решает что, где, и когда сеять. Кто после агронома вспахивает поле? -тракторист. Кто после тракториста собирает урожай с этого поля? - комбайнер.
Кто везёт собранное зерно на фабрику? - водитель. Кто делает муку из этого зерна? - мельник. Потом кто везёт приготовленную муку (уже на другой машине) в магазин? - водитель. Кто продаёт эту муку? - продавец. А кто сделает из этой муки хлеб, оладьи, лапшу? - повар.
Каждая профессия наполнена смыслом.
Спасибо всем за активность, мы немножко заставили поработать свои клеточки головного мозга!
А продолжим мы нашу встречу тренингом «Рука судьбы».
В руках у меня поднос, на котором лежат карточки с названиями профессий. Вам нужно, не переворачивая, выбрать одну из них.
На карточках написаны названия профессий. Каждый участник выбирает карточку, не глядя, и читает название профессии.
Всех устраивает случайный выбор профессии?
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путём проб и ошибок.
-Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
Слайд 12. Должны выполняться три условия:
Хочу - мои желания.
Могу - способности и возможности.
Надо - востребованность профессии.
- Сегодня я хочу предложить вам Памятки по выбору профессии.
Слайд 13. Методика выявления предрасположенности ребенка к определенному виду деятельности (интеллектуальная; творческая; научная; художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная)
- Возьмете их в конце нашей встречи вместе с анкетами.
- А мы с вами продолжаем, и я хочу показать вам дидактическое пособие, которое помогает в игровой форме знакомить детей с профессиями.
- Представляю вашему вниманию интерактивную папку для детей «Лепбук». Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно - игровой форме. В интерактивной папке можно поместить много интересного материала на тему «Профессии». Это и дидактические игры, и пословицы, и загадки, и стихи, и ребусы, и разрезные картинки и многое другое.
- Такое развивающее игровое средство ознакомления детей с профессиями можно использовать для организации совместной деятельности с детьми в семейных условиях. Игры и картотеки можно подобрать в интернете или обратиться к воспитателям детского сада. Все эти игры можно сделать и как отдельные пособия.
- Для ознакомления с профессиями в домашних условиях можно использовать и развивающие альбомы. Например, вот такой развивающий альбом «Кому что нужно», где дети подбирают к профессии необходимые инструменты.
Практический этап.
Я приглашаю вас к созданию развивающего альбома для наших детей, который позволит ребятам более глубоко погрузиться в мир профессий.
Перед вами на столе лежат карточки, возьмите любую из них и присаживайтесь за творческий стол.
Для начала вам нужно разгадать ребусы. Давайте по очереди.
Слайд 14. Участники называют слова, которые зашифрованы в ребусах (художник, садовод, футболист, строитель, повар).
А теперь вам нужно к профессии, которая была зашифрована в ребусе, подобрать необходимые предметы и наклеить их. Можно приступать к работе
Уважаемые гости, пришло время поработать с вами и узнать, какие профессии вы знаете!
Слайд 15. Первая игра «Старые или ушедшие профессии»
Давайте мы с вами вспомним и назовём профессии, которые существовали раньше, в старину, а сейчас уже не встречаются, либо встречаются очень редко.
Я вам буду называть профессию, вы должны мне сказать, чем же занимался человек это профессии?
Трубник - специалист по литью, волочению или прокату труб.
Дьяк - государственный служащий, начальник органа управления в России древнерусского периода.
Сокольник - тот, кто ухаживает за ловчими птицами, обучает их и охотиться с ними.
Серебряный мастер - ювелир, работает с драгоценными металлами, драгоценными или полудрагоценными камнями.
Слайд 16. Вторая игра «Профессии XXI века»
А теперь наоборот давайте назовём профессии, которые появились в 21 веке, новые профессии. К сведению, в России сейчас более семи тысяч профессий. И все время появляются новые, например, как вы думаете, кто такой
Маркетолог - специалист, который создаёт стратегию продвижения продуктов и услуг, чтобы увеличить продажи и общий доход компании.
Имиджмейкер - это специалист, который помогает людям или организациям создавать, улучшать или изменять облик и общее восприятие в обществе.
Флорист - специалист по цветом.
Фармацевт - это специалист, который занимается изготовлением, хранением, отпуском и контролем качества лекарственных средств.
Спасибо большое за активность!
А теперь, пришло время узнать, готовы ли представить родители игры.
Я попрошу вас выбрать кого - то одного и рассказать, о том, какой продукт сегодня был вами произведён.
Выходят родители и представляют.
Рефлексия (Притча)
Слайд 17. И закончить свой мастер-класс я бы хотела одной притчей:
«Жил на свете один мудрец, который очень много знал. Один человек завидовал ему и хотел доказать, что мудрец знает не всё. Он пришёл к нему, зажав в ладонях бабочку и спрашивает: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка: живая или мёртвая?» А сам думает: «Если мудрец скажет живая, я ее умерщвлю, если он скажет мёртвая, я ее выпущу». Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках!»
Ведущий. Всем нам, педагогам и родителям, очень хочется, чтобы наши дети много добились в жизни. Выбор профессий действительно очень велик, а выбор того, кем стать по жизни один из самых ответственных. Поэтому так важно, чтобы малыши уже с ранних лет начинали узнавать какие существуют профессии. Для этого нам надо очень постараться, чтобы к моменту «взрослой» жизни ребёнок имел достаточный багаж знаний, умений и навыков. Поэтому все в наших руках!
Уважаемые коллеги, благодарю Вас за активное участие в моем мастер - классе и прошу оценить его.