Екатерина Петрова
Конспект прогулки в старшей группе «Зима кончается — масленица начинается»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей с праздником масленица через народные детские игры; малые фольклорные формы.
Задачи:
1. Расширять знания и формировать интерес детей к русским народным праздникам, традициям, связанным приходом весны через знакомство с обрядовым праздником «Масленица».
2. Развивать у детей ловкость, упражнять в умении прыгать на обеих ногах в длину, учить держать в равновесие, ориентироваться в пространстве.
3. Расширять и обогащать словарь по теме.
4. Воспитывать уважение к народным традициям, родной культуре, умение работать в команде.
Организационный этап.
Темочки:
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
Дети пришли на прогулку, неожиданно к ним на участок группы приходит персонаж – медведь.)
Медведь:
Собирайся народ!
Сегодня вас необычное ждёт!
Игры! Аттракционы!
Чудеса из чудес!
Спешите!
Времени осталось в обрез!
Русскую зиму
Проводить нужно
Достойно!
Весело!
Дружно! (Дети, заинтересовавшись, подходят к медведю)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем к нам медведь пожаловал?
Дети: Может в гости, поиграть с нами?
Медведь: Я пришёл к вам Масленицу встречать. Дети, вы знаете, что такое Масленица?
Дети: Нет!
Целевая мотивация
Воспитатель: Сегодня вы узнаете, что такое Масленица и как справляли праздник Масленицу на Руси. Мы будем играть, и веселится. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Это любимый народный праздник на Руси, один из самых древних.
Масленицу справляют не один день, а всю неделю, с понедельника по воскресенье, эту неделю еще называют сырной. Всю неделю люди веселятся, смеются, поют песни, гуляют, ходят в гости, едят блины. Итак, начинаем праздновать Масленицу…
Медведь: Подождите, подождите, а вы знаете, что является символом масленицы?
Дети: Мы знаем, что блины пекут.
Медведь: Блины - это главный символ Масленицы.
Медведь - тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывернутый наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру. Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода. Особенно такая игра – забава нравится детям.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в эту игру, надо разбудить спящего медведя, а он будет вас догонять. Хотите попробовать?
Дети: Да, хотим! (Дети с медведем проигрывают)
Основное содержание прогулки
Воспитатель: Вот масленица пришла, и веселье принесла. Вы хотите ещё поиграть?
Дети: Да! (Проводится подвижная игра «Гори, гори, ясно»))
Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Воспитатель: Дети, становитесь в колонну парами. Впереди колонны вы видите линию (Красной краской проведена линия) «Ловящий» становится на эту линию. Все остальные говорят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо - Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, должны бежать вдоль колонны, один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий. (Дети выбирают «ловящего» и играют в игру)
Воспитатель: Ребята, понравилась игра?
Дети: Да
Воспитатель: Праздник Масленица очень веселый. Дети и взрослые не только играли, но и строили снежные горки. А давайте и мы с вами с горки покатаемся, но для начала, её нужно почистить. Мишка, помоги нам
подготовить горку. (Дети, воспитатель и медведь расчищают горку лопатами)
Медведь: А я знаю игру, которая так и называется «Снежная горка» Правила игры просты, побеждает тот, кто проедет дальше всех. Усложнение проехать с горки со снежком на голове. (Дети катаются с горы, медведь фиксирует то место, где остановится каждый ребёнок)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как ярко сегодня светит солнышко. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что скоро наступит весна, а весной солнце светит ярко и начинает прогревать землю.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ведь у Масленицы есть ещё второе название «Проводы зимы», значит весна уже совсем близко. Предлагаю вам поиграть в игру «Солнце» (Воспитатель объясняет правила игры)
Воспитатель: В центре круга - "солнце" (Дети выбирают одного ребёнка-солнце, с помощью считалки) на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А весна милее.
(Дети идут хороводом. На слова «А зима теплее», подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на строку «А весна милее» отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей. "Слава Солнцу" сла - ва!
Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам сегодня встретить Масленицу и проводить зиму?
Дети: Да!
Медведь: Ребята, мне очень понравилось с вами встречать Масленицу, мне пора возвращаться в лес, Надеюсь, что мы с вами ещё встретимся на этом замечательном празднике, до свидания! (Дети прощаются с медведем)
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали на прогулке :
Дети: Встречали Масленицу, играли в игры, расчищали горку, катались с горы…
Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали?
Дети: Что медведь тоже является символом масленицы, в какие игры раньше играли на празднике «Масленица».
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Рефлексия ( Воспитатель держит на подносе картинки с изображением солнца: красного и жёлтого цвета).
Воспитатель: Дети, кому сегодня было весело, и интересно возьмите жёлтое солнышко, а кому было скучно- красное. (Дети разбирают картинки. Кто взял красное солнце выяснить, почему взяли именно такое.)