Елена Амбарцумян
Конспект прогулки для старшей группы «Что растет на нашем участке»
▼ Скачать + Заказать документы
"Что растёт на нашем участке"
Автор : воспитатель высшей категории ГБДОУ №9
ГБДОУ№9 Калининского района г. СПБ
Амбарцумян Елена Евгеньевна
Экскурсия на участок детского сада
Цель: Формировать знания об изменении сезонных явлений в природе.
Задачи:
Расширить представление о внешнем виде, строении, разнообразии деревьев, кустарников и трав.
Публикация «Конспект прогулки для старшей группы „Что растет на нашем участке“» размещена в разделах
Рассмотреть, как приспосабливаются растения к изменяющимися условиям среды осенью.
Закрепить название растений.
Подвести к мысли о том, что участок является " домом"для растений и для людей на то время, когда они на нём гуляют, поэтому об участке надо заботиться, чтобы он был чистым, красивым: в такой обстановке детям приятно и полезно для здоровья гулять.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением различных деревьев,
кустарников, трав.
Чтение стихов, загадок.
Просмотр слайдов.
Ход:
-Ребята, сегодня к нам прилетела старая знакомая ворона Каркуша и хочет узнать новости. Давайте ей расскажем, что нового у нас на участке. Давайте ей покажем наш участок. На нашем участке много разнообразных растений. Сегодня мы вместе с ней рассмотрим их и расскажем Каркуше, что мы знаем о них. Дети, как называются эти растения?
(ответы детей)
-Правильно деревья
Предлагаю подойти к этим деревьям.
Но прежде чем мы начнём свою экскурсию.
Посмотрим, какого цвета листья на деревьях? Когда это бывает, что листья разноцветные. (Осенью). Как вы думаете, почему осень называется золотой. Какого цвета золото? (желтого). Найдите желтые листья.
Подул ветер, и много листьев летят на землю. Давайте походим по ним. Что вы слышите? (листья шуршат) Почему они шуршат? (стали сухими, перетираются друг о друга, как листы бумаги)
Падают, падают листья-
В нашем саду листопад
желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Ребята, как вы думаете, почему листья летят медленно. Давайте проведем опыт. Берем камень и лист дерева одновременно бросаем. Почему камень летит быстрее, чем лист. Камень тяжелее, поэтому падает медленно. Листья легкие, поэтому падают медленно. Кто знает, как называется природное явление, когда падают листья (это листопад).
Ребята, Каркуша говорит, что она тоже умеет летать - вверх и вниз. А вот листья, к сожалению, летят только вниз и ложатся на землю, укрывая её как ковром.
А теперь отгадайте загадку:
Стоит Алё нка:
платок зелёный,
Тонкий стан,
и белый сарафан.
-О чём эта загадка?
(ответы детей)
-Правильно. Это берёзка.
-Я хочу загадать вам ещё одну загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки.
-О чём эта загадка?
(ответы детей)
- Правильно, это тоже про берёзку. А скажите, когда у берёзки бывают серёжки?
(ответы детей)
-Правильно, серёжки бывают весной. А сейчас осень, поэтому сейчас мы не видим на дереве серёжек.
Давайте подойдем поближе к берёзе и внимательно её рассмотрим. Почему легко узнать березу? (Берёзку легко узнать по стволу дерева.) Какой ствол у березы? (У берёзки стройный, высокий, белый ствол с черными пятнышками.)Поэтому, в народе ее называют белоствольная. Давайте погладим ствол рукой, прислонимся к нему щекой. Какой он? (Гладкий и шершавый, твердый) Посмотрите как выглядит красиво береза в начале осени. Какого цвета на ней листья?
(ответы детей)
А каких листьев больше зелёных или желтых?
Предлагаю перейти к другим деревьям.
- Кто из вас знает название этих деревьев.
( ответы детей: дуб, рябина, клен)
-Похожи эти деревья на берёзку?
Похожи : у них есть также ствол, ветки, а на ветках листья, сучки.
Отличаются: стволы темного цвета, кора шершавая, листья разные: отличаются по цвету и размерам. Листья у берёзы маленькие похожи на сердечко, у дуба средние резные, у клена листья большие разлапистые остроконечные.
Ребята, а вот Каркуша интересуется, что это там за маленькое деревце, которое отличается от всех. Давайте подойдем поближе и рассмотрим её.
Сначала я загадаю загадку:
Что же эта за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках- круглый год.
-Ну конечно, вы сразу догадались это - елочка. Чем елочка отличается от других деревьев? (ответы детей)
-Правильно у неё листья - иголочки. Это хвоя. Иголки на елке всегда зеленые, короткие и колючие. На каком празднике елка - главное дерево? (Конечно, Новый год.) Для чего его приносят в дом?
Предлагаю подойти к кустарникам.
-Как вы думаете, ребята, что это за растения?
(ответы детей)
-кустарники
Чем они отличаются от деревьев?
-А как называется этот кустарник?
-Правильно, шиповник.
-А есть ли ещё кустарники на нашем участке? Давайте их поищем. Дети обходят вокруг площадки, находят кустарники, рассматривают внешний вид стволов, листьев и плодов.
-Молодцы ребята, нашли еще кустарники. Что это за кустарники? (сирень, боярышник) Чем похожи и чем отличаются друг от друга (у одних много листьев, у других мало и расположены они все по разному, и форма, и цвет у них разный. Потрогайте ствол шиповника.
- Какой ствол у шиповника?
(ответы детей)
- Правильно у шиповника ствол колючий.
-А какого он цвета?
(ответы детей)
-Правильно у шиповника ствол красного цвета.
Посмотрите какие плоды у шиповника.
- На что они похожи?
(ответы детей)
А теперь давайте подойдем к сирени и боярышнику.
-Какого цвета стволы у этих кустарников?
(ответы детей)
- Правильно у сирени серого цвета, а у боярышника коричневого. Обратите внимание на плоды. Плоды отличаются друг от друга?
(ответы детей)
-Да, плоды у боярышника и шиповника похожи на красные ягоды, у сирени маленькие серые коробочки, собранные в гроздь. Но все же, почему их назвали кустарниками? (У всех кустарников много стволов, иногда они густо переплетаются. Стволы у кустарников не очень толстые, и сами кустарники не очень высокие по сравнению с деревьями)
Обратите внимание, чем покрыт участок? (покрыт травой).Трава это тоже растения. Кто-нибудь знает, какие травы растут на нашем участке. (Ответы детей)
-Правильно, одуванчик, подорожник, клевер.
Наш участок - это "дом " для растений.
Участок является" домом " и для нас с вами на то время, когда мы на нем гуляем. Поэтому об участке надо заботится. Не надо обламывать ветки, помогать убирать опавшую листву, чтоб участок был чистым, красивым: в такой обстановке всем приятно и полезно гулять для укрепления здоровья. А сегодня наша прогулка подошла к концу и мы с вами возвращаемся в группу. Попрощаемся с Каркушей и пригласим ее на новогодний праздник. Каркуша, прилетай к нам зимой на праздник.
Вечером в группе мы с вами нарисуем, кто что запомнил интересного во время экскурсии.