Папки-передвижки

Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями «Давайте познакомимся»

Ольга Арефина
Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями «Давайте познакомимся»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: раскрепостить родителей, помочь в знакомстве друг с другом, преодолеть стеснение для более эффективной дальнейшей работы с родителями и их детьми.

Задачи:

1. Знакомство родителей друг с другом.

2. Формирование положительного взаимодействия взрослых.

3. Расширение теоретических и практических знаний родителей в вопросах воспитания.

Публикация «Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями „Давайте познакомимся“» размещена в разделах

Необходимые материалы: мяч, 4 шарфика, бланки теста для родителей А. И. Баркон «Стиль воспитания ребенка в семье» (приложение 1, шкала общения с ребенком для родителей (приложение 2, карточки с «Ты-высказываниями» (приложение 3).

Ход занятия

- Уважаемые родители! Я рада видеть всех вас сегодня здесь. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекций, а в форме разговора друг с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:

-обращаться друг к другу по имени;

-говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду - молчать;

-отказаться от безличных речевых форм, заменять такие высказывания, как «большинство моих друзей считают, что», «некоторые думают» на следующие суждения: «Я считаю…», «Я думаю…».

Согласны? Поскольку мы с вами собрались впервые давайте познакомимся и расскажем немного о себе.

Упражнение «Знакомство» (10-15 мин.) Родители сидят на стульях по кругу. Психолог, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему сидящему (справа или слева). Все по очереди называют свои имена и так до тех пор, пока мяч не вернется в руки психолога.

Я думаю, что мало кто запомнил, как кого зовут, поэтому предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Давайте поздороваемся» (3-5 мин.)

Стоим по кругу. Рассчитываемся на 1,2,3.

1 – руки на пояс;

2 – руки за голову;

3 – руки на бедра.

Все ходят по комнате и здороваются локтями, при этом, говоря «Здравствуйте, меня зовут…».

Вот мы с вами и познакомились поближе. Теперь предлагаю перейти к более познавательной части нашей встречи.

Появление ребенка в семье - серьезное испытание для родителей. Родительство - уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребенку добра, но как это добро «вырастить», каждый понимает по-разному. Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастет ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным. Я попрошу Вас сейчас ответить на вопросы теста о стилях воспитания в вашей семье. Из трех ответов на каждый вопрос Вы должны выбрать один, наиболее подходящий (см. прил).

Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между вами и вашим ребенком.

Как вы думаете, легко ли вообще жить детям под постоянными запретами, когда все решения за них принимают другие?

Я предлагаю вам поиграть в ролевую игру. В ней вы сможете почувствовать себя на месте ребенка.

Упражнение с шарфами «Под запретом» (5 мин.)

Психолог выбирает одного из родителей и предлагает ему немного побыть ребенком. Далее предлагает малышу прогуляться.

- Пойдем, малыш, в магазин.

Что-то ручки твои шалят (завязывает малышу руки шарфом).

Идут дальше.

- Да, что ты все скачешь и скачешь! (Завязывает шарфом ноги.)

- У меня голова болит от твоей болтовни! (Завязывает лентой рот.)

-Не верти головой и не смотри на меня так! (Завязывает глаза.)

Остановившись, психолог предлагает родителю снова превратиться из малыша во взрослого человека и спрашивает, что ему хотелось развязать в первую очередь (развязывает, во вторую и т. д.

Игру можно повторить с другими родителями, в конце, обсудив ситуации со всеми родителями.

Чтобы наши дети не чувствовали тех неудобств, которые мы с вами сейчас испытали, нам всем необходимо учиться формировать у них положительные самоощущения.

Они появляются в результате эмоционально наполненных контактов ребенка с близкими людьми. Ответьте, пожалуйста, могут ли взрослые научиться вести себя так, чтобы ребенок постоянно чувствовал, что его любят, о нем заботятся? А что для этого необходимо? Почаще ласково и нежно разговаривать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать и т. д. Роль положительной эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни очень важна, особенно в раннем возрасте. Раннее детство – «золотое время» для эмоциональной жизни человека. Физическое и интеллектуальное развитие идет на фоне эмоционального благополучия, которое зависит от нас и наших эмоций.

Родителям раздается шкала общения с ребенком. Задание - отметить те позиции, которые во вчерашнем дне превалировали при взаимодействии с ребенком. См. прил.

Если мы выражаем недовольство, это должно быть недовольство действиями ребенка, а не ребенком как таковым и его чувствами.

Следовать такому правилу очень не просто - кого из нас порой не раздражают сын или дочь? Чтобы наши замечания не задевали детского самолюбия, были высказаны не в приказном тоне и оставляли за детьми возможность самим принимать решения, нужно говорить о своих чувствах, о себе, а не о поведении ребенка. Сейчас мы с вами потренируемся. Я раздам вам карточки, на них написаны фразы, построенные в форме «Ты-высказываний», нам же нужно будет перестроить эти фразы на форму «Я-высказываний».

Выдает на листочках фразы с отрицательными эмоциями, например:

- Почему ты меня не слушаешь никогда? (я расстроен, когда ты меня не слушаешь.).

- Ты безобразно себя ведешь! (я вижу, ты шалишь.)

- Ты всегда будешь грязнулей! (давай представим, что к тебе пришла красивая девочка.).

После чего обсуждает с родителями каждый вариант.

Упражнение на расслабление «На пляже»

«Сядьте поудобнее и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе, что вы одни на пляже. Теплый, солнечный день. Вы гуляете вдоль пляжа. Вы чувствуйте между пальцев ног теплый песок. Теплое солнце ласкает вашу кожу. Вы вдыхаете чистый соленый морской воздух. Вы смотрите на небо, на облака, идете по воде. Почувствуйте приятную прохладу воды и дуновение ветерка. Вслушайтесь, как бьются волны о берег. Сядьте на скалу и смотрите на море, смотрите на танцующий свет в волнах, на прибой. Слушайте шум волн, почувствуйте расслабление, вызванное этой картиной…»

На этом наша сегодняшняя встреча закончилась. Я прошу Вас сейчас сказать несколько слов о том, что Вам сегодня понравилось, а что нет.

До свидания! До встречи.

Приложение 1

Тест для родителей А. И. Баркон «Стиль воспитания ребенка в семье»

1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел, Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо;

б) разрешите выйти из-за стола;

в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку - плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор искать игрушку;

б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль потерянного мишку - он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);

в) успокаиваете ребенка, приговаривая, чтобы не ревел из-за пустяков.

3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:

а) без слов выключите телевизор;

б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что просто сесть рядом с ним);

в) начнете стыдить ребенка за непослушание.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) часть игрушек уберете в недоступное для ребенка место: «пусть поскучает без них»;

б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка поддерживающей фразой, типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;

в) накажете ребенка.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:

а) отчитаете ребенка, показывая свое недовольство им;

б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы чтобы (сообщаете ребенку, чего вы хотите сейчас от него);

в) пытаетесь сами его побыстрее одеть.

Количество ответов «а» -

Количество ответов «б» -

Количество ответов «в» -

Ключ. Если в Ваших ответах преобладает ответ:

«б» - значит, вы с уважением относитесь к своему ребенку, признаете его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверены в себе, способны к самоконтролю, легко чувствуют себя в окружающем мире.

«а» и «в» - то Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребенка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.

Приложение 2

Шкала общения с ребенком

Положительные эмоции, если его хвалили, поощряли, одобряли,

целовали, обнимали, симпатизировали, сопереживали, улыбались, восхищались, делали приятные сюрпризы или подарки

Отрицательные эмоции, если его

упрекали, подавляли, унижали, обвиняли, осуждали, отвергали, одергивали, позорили, читали нотации, лишали чего-нибудь необходимого, шлепали, ставили в угол

Показатели эмоций

Градация Оценка

Весь день наполнен одними отрицательными

эмоциями на уровне словесной агрессии, вплоть до телесных наказаний -2

Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии -1

В течение дня отрицательных и положительных эмоций было поровну 0

В течение дня положительные эмоции превалировали +1

Весь день был наполнен одними положительными эмоциями +2

Результат. Если день ребенка был наполнен одними положительными «+» эмоциями или положительные эмоции превалировали, можно судить о том, что малыш ощущал себя нужным, необходимым. Итоговый «+» свидетельствует о нормальных отношениях между Вами и ребенком и говорит о хорошем климате в семье. В то время как итоговый «-» зовет на помощь. Малыш чувствует себя отверженным, никому ненужным, это сигнал о том, что Вы должны проанализировать, за что малыш получил замечания.

Приложение 3

Карточки с «Ты-высказываниями»

Старайтесь избегать использования частицы «НЕ»!

«Ты-высказывание» «Я-высказывание»

Почему ты меня не слушаешь?

Я расстроена, когда ты меня не слушаешь

Ты безобразно себя ведешь!

Я вижу, ты шалишь…

Ты всегда будешь грязнулей!

Ты мне мешаешь!

Ты не прав!

Ты всегда меня перебиваешь!

Так делать нельзя!

Не трогай это!

Не кричи!

Это неправильно!

Ты меня раздражаешь тем, что не убираешь за собой игрушки!

Мне не до тебя сейчас!

Публикации по теме:

Логопедическая газета «Звуковичок»Логопедическая газета «Звуковичок» В процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями особая роль принадлежит родителям. И поэтому, наибольшей эффективности в.

План работы учителя-логопеда с родителями на логопункте. Сентябрь 1. Консультации для родителей по адаптации детей к учебному году. 2. Индивидуальные беседы с родителями по итогам и результатам обследования.

Автор публикации:
Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями «Давайте познакомимся»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 08:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект практического занятия педагога-психолога с родителями «Давайте познакомимся»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Арефина (УИ 323449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД