ИРИНА ИПАТОВА
Конспект познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Дикие и домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ипатова Ирина Наильевна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Направление деятельности: познавательно-речевое
Реализация образовательных областей: познание, коммуникация.
Цель: Обогатить знания детей о диких и домашних животных
Задачи:
Образовательные
- Учить детей классифицировать понятия «дикие и домашние животные».
- Выявлять основной признак диких и домашних животных (место
жительства).
Публикация «Конспект познавательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста „Дикие и домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие:
- Развитие мыслительной операции - обобщения.
- Развитие фонематического слуха.
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.
Формы работы: игровые (сюрпризный момент, познавательная беседа, речевые игры, загадки, подвижная игра.
Оборудование: Фланелеграф из ковролина; картинки - домика, бабушки,дедушки, заборчика, домашних и диких животных, деревьев,елочек; игрушка – утенок; мягкие модули. На фланелеграфе выложены домик, в котором «проживают» бабушка и дедушка; заборчик, а за ним лес. Появляется игрушка на руке - утенок Тимка (дети заранее были с ним познакомлены на других мероприятиях).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, знакомство
с животными, выявление основных признаков различий. Чтение стихов,загадок, рассказов о диких и домашних животных.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-речевая, двигательная.
Ход познавательно-речевой деятельности:
Тимка: Здравствуйте, ребята! Я так давно у вас не был и очень-очень по вам
соскучился! (Здоровается с детьми персонально - кого-то погладил, кого-то
за руку взял) Ой, а что это у вас тут такое? (показывает на домик).
Дети: Это домик!
Тимка: А кто же в нем живет?
Дети: Бабушка с дедушкой!
Тимка: И все!
В-ль: Нет, Тимка, не все. Ты тут посиди, посмотри и послушай, а ребята тебе
расскажут, кто еще живет здесь. (Воспитатель сажает Тимку на заранее
подготовленное место). Ребята! Давайте расскажем и покажем Тимке, кто
еще здесь живет. (Воспитатель начинает демонстрацию заранее
заготовленных экспонатов домашних животных и помещает их в
дальнейшем на фланелеграф).
В-ль: Дети, кто это? (показывает корову)
Дети: Корова!
В-ль: А где она живет?
Дети: У бабушки с дедушкой. Около дома.
В-ль: Значит, мы ее поставим около дома. (Далее идет демонстрация
лошади, свиньи, кошки, собаки по тому же тексту).
В-ль: Ребята! А как их можно назвать, одним словом?
Дети: Животные.
В-ль: А какие это животные?
Дети: Домашние. (Если дети затрудняются с ответом, то задавать им
наводящие вопросы: «Где эти животные живут? Почему они так
называются?»)
В-ль: Дети! Значит, животные, которые живут около дома или в доме
называются домашними. (Усложнение характерных признаков домашних
животных вопросом: «Кто их кормит?» Дети: «Люди, человек»).
В-ль: Тимка! Рядом с домиком стоит дремучий лес. А в лесу живут разные
звери. (Из корзинки достаю по одному дикому животному и демонстрирую
их по вышеизложенной схеме: «Кто это?» - «Волк»; «Где он живет?» - «В
лесу»; «Посадим волка в лес под елочку». и так далее с разными дикими
животными - зайцем, лисой, медведем).
В-ль: Ребята, а как можно их назвать одним словом?
Дети: Животные.
В-ль: А какие это животные?
Дети: Лесные, дикие животные.
В-ль: А почему они так называются?
Дети: Потому что они живут в лесу!
(В дальнейшем можно усложнить характерные признаки «диких
животных» вопросом: «А кто их в лесу кормит?» Дети; «Никто. Они сами
себе достают еду в лесу. Их никто не кормит, потому что они дикие».)
Далее надеваю на руку игрушку Тимку и работаю у фланелеграфа.
Тимка: Ой, как интересно! Очень-очень интересно! Значит, я правильно вас,
ребята, понял, что возле дома живут домашние животные?
Дети: Да, да, возле дома живут домашние животные!
Тимка: А в лесу, значит, живут дикие животные?
Дети: Да! В лесу живут лесные дикие животные!
В-ль: Тимка, ребята так много тебе рассказывали о животных, что очень
устали, им надо поиграть. Посмотришь на нас, ладно? (Опять сажаю
игрушку на место и иду с детьми в игровую зону).
В-ль: Тимка, а игра у нас тоже про зверей, смотри!
Начинается игра.
Тень-тень-потетень (в кругу, за руки)
Выше города плетень (подняли руки вверх, встали)
Сели звери под плетень (встали, расцепили руки)
Похвалялися весь день
Похвалялася лиса: «Всему свету я - краса!»
Похвалялся медведь: «Могу песню я спеть!»
Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи: «У нас шубки хороши!»
Показываю разные движения, а дети повторяют. Игра повторяется 2 раза.
Во время игры, по предварительной договоренности, помощник воспитателя
спутывает животных на фланелеграфе.
В-ль: Ой, как мы хорошо поиграли, ребята! Молодцы! Только очень мы
устали, давайте посидим. (Усаживаю детей на коврик, либо на поролоновые
модули и обращаюсь к Тимке). Тимка! Тебе понравилось, как ребята играли?
(надеваю игрушку на руку и продолжаю от его имени)
Тимка: Да, да, очень понравилось! Они такие молодцы! Я пойду, еще раз
посмотрю на животных, где какие живут. (Подхожу к фланелеграфу и
восклицаю) Ой, посмотрите, ребята! Что произошло, что случилось! Вы не
видите?
Ответы детей: Звери не там стоят! Животные стоят неправильно!
Перемешались! Перепутались!
Тимка: Да, наши звери перепутались! Что делать!
В-ль: Ребята, давайте им поможем найти место, где они живут.
Индивидуально подзываю ребенка и спрашиваю: «Катя, где живет собака?»
Катя: «Рядом с домом, у дома». «Значит, какое это животное?» Катя:
«Домашнее». Я: «Посади ее к домику» И так далее персонально каждого
ребенка задействовать в выкладывании одного животного на фланелеграфе
именно на то место, где он живет.
В-ль: Ой, какие все ребята молодцы! Помощники! Помогли животным найти
их место жительства. Тимка! Ты теперь знаешь, что возле дома живут. кто?
Дети: домашние животные!
В-ль: А в лесу живут. .кто?
Дети: Лесные дикие животные!
В-ль: Дети, давайте вместе с Тимкой поиграем в игру «Доскажи словечко».
Читаю стихотворение, а дети досказывают слово, угадывая тем самым
животного).
1. Путает свой длинный след
Маленький плутишка,
Чтоб кому-то на обед
Не попал. зайчишка! (дети)
2. Он у пчел ворует мед,
И малину лапой рвет,
И в берлоге до весны
Про малину видит сны.
Может зиму прохрапеть,
Лапой чмокая. медведь! (дети)
3. Снова он бежит по следу,
Ищет что-нибудь к обеду.
В поросятах знает толк
Серый и зубастый. волк! (дети)
4. Эта рыжая воровка
Курочек хватает ловко.
И никто еще в лесу
Не провел за нос. лису! (дети)
В-ль: Дети, а эти стихотворения-загадки были про каких животных? Дети: Про диких животных.
В-ль: Ребята, давайте еще отгадаем загадки про животных!
Кто на завтрак ждет сметану
И не хочет пить какао,
Любит бегать по дивану
И мурлыкать: «Мяу-мяу!» Дети: Кошка! Киска
В-ль: А как «говорит» кошка? Дети: Мяу-мяу-мяу!
В-ль: Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»
Дети: Собака! Собака!
В-ль: А как «говорит» собака? Дети: Гав-гав-гав!
В-ль: Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит
И у дома своего
Ржет негромко: «И-гого!»
Дети: Лошадка!
В-ль: А как «говорит» лошадка? Дети: И-го-го!
В-ль: Кто пасется на лужайке
Без панамки и без майки,
Отгоняя вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-уу!»
Дети: Корова!
В-ль: Как «говорит» корова?
Дети: Му-у-у!
В-ль: Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая: «Хрю-хрю!»
Дети: Свинья!
В-ль: А как «говорит» свинья?
Дети: Хрю-хрю!
В-ль: Какие вы молодцы, про всех все знаете! А про каких животных были эти загадки?
Дети: Про домашних.
В-ль: Ребята, а давайте угадаем еще одну загадку!
Кто весь день в пруду ныряет,
Ничего не говоря,
А на берег выплывает,
Громко крякая: «Кря-кря!»
Дети: Утка!
В-ль: Тимка, а ты не догадался, про кого была эта загадка?
Тимка: Да! Про меня была загадка! Я ведь утенок, а потом стану уткой. Интересно, а какая я птица - домашняя или дикая? Полечу-ка я к своим друзьям-птицам и расскажу им про все, что узнал про диких и домашних животных. Спасибо вам, ребята, я так много узнал, что хочу поскорее поделиться знаниями со своими друзьями! Скоро я опять прилечу к вам, и вы мне расскажете про птиц все, что узнаете сами. А пока я вас всех целую и прощаюсь! Я полетел! (Уношу игрушку, прячу ее.)
В-ль: Ну что ж, ребята, вы все очень хорошо рассказали Тимке про животных. Все вы очень умные, хорошие и славные ребята! Вы - молодцы! А теперь можете поиграть с животными.