марина николаевна лукина
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Идет волшебница зима»
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать самостоятельно находить их, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев, приобщать детей к русской национальной культуре, развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы, воспитывать чувство симпатии к родной природе.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Идет волшебница зима“» размещена в разделах
Материалы к занятию : иллюстрации с изображением русской природы зимой, календари погоды, незаточенные карандаши, оборудование к опытам.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на ковре:
- Какое время года?
- А как вы узнали?
- Сколько месяцев зимой? Назовите их.
- Напишем название первого зимнего месяца печатными буквами на мольберте (1 ребенок)
- Как в старину называли этот месяц? (лютень, студень, стужайло)
- О чем нам говорят эти названия?
- Какую пословицу о декабре мы знаем? («Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаза снегом лепит, за ушками морозом колет»)
- Вспоминаем, какая погода была в декабре? (календарь погоды на каждого ребенка)
- Сколько дней в году светило солнышко?
- Какого числа был снег?
- Назовите числа, когда был ветер?
- В какой день, ветреный или безветренный, легче переносить мороз?
- В декабре были самые короткие дни и самые длинные ночи, а 22 декабря самый короткий день в году.
- Кто из вас вспомнит пословицы о декабре? («В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- А в этом году декабрь месяц был теплее обычного, он не оправдал своих старинных названий (лютень, студень, стужайло)
- Как называется второй месяц зимы? (ребенок пишет печатными буквами)
- В народе его называли «просинец»
- Как вы думаете, почему? (чаще светит солнце и проглядывает синее небо)
- Про какой день января можно сказать – «просинец»? Когда светило солнце?
- Какой день был самым ветреным?
- А самым снежным?
(Работа с календарем)
- Какие народные поговорки про январь мы знаем?
1. Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг.
2. В декабре день, было, совсем умер, да в январе опять воскрес.
- Что бы это значило?
После 22 декабря день начинает постепенно прибавляться, январь считают самым холодным месяцем года.
- Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод»
- Мы часто зимой говорим: «Вьюга, метель, пурга». А что это такое?
(Звучит музыка, входит Пурга)
- Я – Вьюга, Снежная пурга
Напряду вам пряжу,
Взобью пушистые снега
Словно пух лебяжий.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое метель? (это ветер со снегом)
- А бывает, что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. Так что в такую погоду лучше быть дома, а не на улице.
- Зима – время веселых детских игр. Много их придумал русский народ. Вот одна из них:
«Малечина – калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?»
Итог: зимний день очень короток, а ночь наступает очень быстро.
- А теперь мы пошагаем…
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ноги,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Последний месяц зимы – февраль
- Как вы думаете, какая погода будет в феврале?
Поживем, увидим. Одно можно сказать – в феврале зима с весной встретится.
- А сейчас отгадайте загадку: «Одеяло бело, всю землю одело»
- Что это? Снег.
- Почему снег называют одеялом? Ведь под одеялом тепло, а снег холодный?
Сейчас мы понаблюдаем за снегом.
(Дети садятся за столы)
Опыты со снегом
На столах – снежки на тарелочках, и отдельно – снежок в стаканчике, который завернули в теплый шарф.
- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?
- Что мы видим? Снежок, который лежал на блюдце, растаял быстрее?
- Почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем еще опыт.
Опыт со свечой.
Зажжем свечу и подержим над ней руку. Горячо!
- Что нужно сделать, чтобы не жгло?
- Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
- Почему теперь руке не горячо?
Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
- Почему не растаял снежок, завернутый в шарф?
Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим : «Шуба греет», но ведь шуба не горячая, как огонь или как батарея.
- Почему же нам в ней тепло?
- Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
- Из чего бывают шубы?
- Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? Это каменные и деревянные дома, термос.
- Так почему же говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?
- Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает?
Итог занятия :
- О каких зимних месяцах мы говорили?
- Как называли декабрь?
- Как называли январь?
- А что еще нового мы узнали?
- Вы очень хорошо сегодня отвечали на вопросы, молодцы, и я вам приготовила угощение (стаканчики с мороженым). Открываю -… но оно растаяло, как и наши снежки. Почему растаяло мороженое?
Раздаем угощение.