Папки-передвижки

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»

марина николаевна лукина
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Идет волшебница зима»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать самостоятельно находить их, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев, приобщать детей к русской национальной культуре, развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, предлагать способы их проверки, делать выводы, воспитывать чувство симпатии к родной природе.

Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Идет волшебница зима“» размещена в разделах

Материалы к занятию : иллюстрации с изображением русской природы зимой, календари погоды, незаточенные карандаши, оборудование к опытам.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на ковре:

- Какое время года?

- А как вы узнали?

- Сколько месяцев зимой? Назовите их.

- Напишем название первого зимнего месяца печатными буквами на мольберте (1 ребенок)

- Как в старину называли этот месяц? (лютень, студень, стужайло)

- О чем нам говорят эти названия?

- Какую пословицу о декабре мы знаем? («Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаза снегом лепит, за ушками морозом колет»)

- Вспоминаем, какая погода была в декабре? (календарь погоды на каждого ребенка)

- Сколько дней в году светило солнышко?

- Какого числа был снег?

- Назовите числа, когда был ветер?

- В какой день, ветреный или безветренный, легче переносить мороз?

- В декабре были самые короткие дни и самые длинные ночи, а 22 декабря самый короткий день в году.

- Кто из вас вспомнит пословицы о декабре? («В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты»)

- Как вы понимаете эту пословицу?

- А в этом году декабрь месяц был теплее обычного, он не оправдал своих старинных названий (лютень, студень, стужайло)

- Как называется второй месяц зимы? (ребенок пишет печатными буквами)

- В народе его называли «просинец»

- Как вы думаете, почему? (чаще светит солнце и проглядывает синее небо)

- Про какой день января можно сказать – «просинец»? Когда светило солнце?

- Какой день был самым ветреным?

- А самым снежным?

(Работа с календарем)

- Какие народные поговорки про январь мы знаем?

1. Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг.

2. В декабре день, было, совсем умер, да в январе опять воскрес.

- Что бы это значило?

После 22 декабря день начинает постепенно прибавляться, январь считают самым холодным месяцем года.

- Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод»

- Мы часто зимой говорим: «Вьюга, метель, пурга». А что это такое?

(Звучит музыка, входит Пурга)

- Я – Вьюга, Снежная пурга

Напряду вам пряжу,

Взобью пушистые снега

Словно пух лебяжий.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое метель? (это ветер со снегом)

- А бывает, что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга. Так что в такую погоду лучше быть дома, а не на улице.

- Зима – время веселых детских игр. Много их придумал русский народ. Вот одна из них:

«Малечина – калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера

До зимнего?»

Итог: зимний день очень короток, а ночь наступает очень быстро.

- А теперь мы пошагаем…

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Последний месяц зимы – февраль

- Как вы думаете, какая погода будет в феврале?

Поживем, увидим. Одно можно сказать – в феврале зима с весной встретится.

- А сейчас отгадайте загадку: «Одеяло бело, всю землю одело»

- Что это? Снег.

- Почему снег называют одеялом? Ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

Сейчас мы понаблюдаем за снегом.

(Дети садятся за столы)

Опыты со снегом

На столах – снежки на тарелочках, и отдельно – снежок в стаканчике, который завернули в теплый шарф.

- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?

- Что мы видим? Снежок, который лежал на блюдце, растаял быстрее?

- Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем еще опыт.

Опыт со свечой.

Зажжем свечу и подержим над ней руку. Горячо!

- Что нужно сделать, чтобы не жгло?

- Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

- Почему теперь руке не горячо?

Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

- Почему не растаял снежок, завернутый в шарф?

Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим : «Шуба греет», но ведь шуба не горячая, как огонь или как батарея.

- Почему же нам в ней тепло?

- Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.

- Из чего бывают шубы?

- Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? Это каменные и деревянные дома, термос.

- Так почему же говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?

- Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает?

Итог занятия :

- О каких зимних месяцах мы говорили?

- Как называли декабрь?

- Как называли январь?

- А что еще нового мы узнали?

- Вы очень хорошо сегодня отвечали на вопросы, молодцы, и я вам приготовила угощение (стаканчики с мороженым). Открываю -… но оно растаяло, как и наши снежки. Почему растаяло мороженое?

Раздаем угощение.

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Презентация. Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно у нас была тема "Животные Арктики и Антарктики". Как здорово все-таки, что есть Интернет и возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 11:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»» (включая файлы) размещена пользователем марина николаевна лукина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД