МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия «Как жили люди на Руси»

Кочеткова Любовь
Конспект познавательного занятия «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи: Развивать речь воспитанников; оказывать на детей эмоциональное воздействие. Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим ее. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых, стремлению беречь его результаты. Знакомить с традициями и фольклором русского народа.

Публикация «Конспект познавательного занятия „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

Предварительная работа: Рассмотреть с детьми альбомы, фотографии, иллюстрации с изображениями различных архитектурных сооружений, изделий народных промыслов, предметов старинного быта. Рекомендовать родителям посетить с детьми музеи, знакомящие с культурой и бытом русского народа.

Ход экскурсии:

Дети входят в нарядно украшенную ветками рябины горницу. Их встречает хозяйка музея (воспитатель).

Воспитатель: Очень часто за событиями

И сутолокою дней

Старины своей не помним мы,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси «Человек трудом красен». А труд сельчан в старину на селе был труден. Дома строили из бревен. Как назывались такие дома? (Бревенчатые.) Бревна прокладывали паклей или сухом мхом. Пакля (ее делали из стеблей льна или конопли) и мох не пропускали холодный воздух. Но главным достоинством старинного дома была печь. Ее называли - «Печка-матушка», «кормилица». Именно печь делила избу на две половины: рабочую и горницу – «красную» (красивую) часть избы.

За печкой размещали «бабий кут». Здесь женщины занимались домашней работой: шили, пряли, плели лапти из лыка. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.

Во время рассказа воспитатель демонстрирует предметы старинного быта – лапти, прялку, веретено, макет печи.

- А из чего люди ели? Из чего делали посуду?

- Из дерева, глины.

- Как называли мастеров, которые делали посуду из глины?

- Гончары.

- По праздничным дням хозяйки на стол выставляли самую красивую посуду.

Дети рассматривают выставку посуды, украшенной разными видами росписи.

- Какие виды росписи вы знаете?

- Хохломскую, гжельскую, городецкую.

- А еще посуду делали из металла и тоже расписывали красиво. В нашей горнице есть такая посуда с жостовской росписью. Посмотрите как красиво.

- Семьи тогда были большие с большим количеством детей, которым нужны игрушки. Самые знаменитые из них – Матрешки.

Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

Давным-давно привезли в Россию из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Старичок раздвигался, и в нем находилась еще один, даже не один, а несколько. Эта фигурка послужила прообразом нашей матрешки. Самая яркая и красивая матрешка – семеновская, есть еще ковровская, богородская… В пестром сарафане, цветастом платке, расшитом переднике, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Снимешь «макушку», а внутри еще такая же красавица, только поменьше, под конец – совсем крошка.

Любили и умели на Руси не только трудиться, но и отдыхать. Заканчивались осенние работы, весь урожай с полей и огородов убрали. И начиналось веселье! «Осенины»!

14 сентября (Первые Осенины) – день Семена Летопроводца – начало празднования осенних свадеб.

- 21сентября (вторые Осенины) - день осеннего равноденствия. В этот день полагалось чествовать солнце. Это был праздник урожая, сопровождавшийся песнями и играми. Вот и я вам предлагаю поиграть в русские народные игры «Горелки», «Плетень».

- 27 сентября (третьи Осенины). С этого дня начинались «капустницы», девичьи вечеринки, на которых молодежь, переходя из дома в дом, рубили капусту.

Русская народная игра «Вейся, вейся капустка моя».

- Осень в гости звали. Давайте и мы позовем.

1-й ребенок: Осень, осень, в гости просим!

Осень-осеница,

По злату мастерица,

С высоким колосочком,

С широким снопочком,

Приходи с ливнем,

С хлебом обильным!

2-й ребенок: Осень, осень,

В гости просим!

Входит «осень» под русскую народную мелодию с пирогом на подносе.

Ну, вот и я, Осень пришла

Добра вам принесла.

Осень на порог,

Всем гостям и ребятам - пирог!

Игра-хоровод «Каравай»

- Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия. Пойдем чай пить, и осень благодарить.

- А потом пойдем гулять,

Да во дворе осенние приметы собирать

Рефлексия. Игра «Осеннее дерево» (Красный лист – «очень понравилось»; Оранжевый – «понравилось»; коричневый лист – «мне было скучно»

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия «Как жили люди на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Кочеткова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД