Кочеткова Любовь
Конспект познавательного занятия «Как жили люди на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи: Развивать речь воспитанников; оказывать на детей эмоциональное воздействие. Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим ее. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых, стремлению беречь его результаты. Знакомить с традициями и фольклором русского народа.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Предварительная работа: Рассмотреть с детьми альбомы, фотографии, иллюстрации с изображениями различных архитектурных сооружений, изделий народных промыслов, предметов старинного быта. Рекомендовать родителям посетить с детьми музеи, знакомящие с культурой и бытом русского народа.
Ход экскурсии:
Дети входят в нарядно украшенную ветками рябины горницу. Их встречает хозяйка музея (воспитатель).
Воспитатель: Очень часто за событиями
И сутолокою дней
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси «Человек трудом красен». А труд сельчан в старину на селе был труден. Дома строили из бревен. Как назывались такие дома? (Бревенчатые.) Бревна прокладывали паклей или сухом мхом. Пакля (ее делали из стеблей льна или конопли) и мох не пропускали холодный воздух. Но главным достоинством старинного дома была печь. Ее называли - «Печка-матушка», «кормилица». Именно печь делила избу на две половины: рабочую и горницу – «красную» (красивую) часть избы.
За печкой размещали «бабий кут». Здесь женщины занимались домашней работой: шили, пряли, плели лапти из лыка. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.
Во время рассказа воспитатель демонстрирует предметы старинного быта – лапти, прялку, веретено, макет печи.
- А из чего люди ели? Из чего делали посуду?
- Из дерева, глины.
- Как называли мастеров, которые делали посуду из глины?
- Гончары.
- По праздничным дням хозяйки на стол выставляли самую красивую посуду.
Дети рассматривают выставку посуды, украшенной разными видами росписи.
- Какие виды росписи вы знаете?
- Хохломскую, гжельскую, городецкую.
- А еще посуду делали из металла и тоже расписывали красиво. В нашей горнице есть такая посуда с жостовской росписью. Посмотрите как красиво.
- Семьи тогда были большие с большим количеством детей, которым нужны игрушки. Самые знаменитые из них – Матрешки.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Всех матрешками зовут.
Давным-давно привезли в Россию из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Старичок раздвигался, и в нем находилась еще один, даже не один, а несколько. Эта фигурка послужила прообразом нашей матрешки. Самая яркая и красивая матрешка – семеновская, есть еще ковровская, богородская… В пестром сарафане, цветастом платке, расшитом переднике, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Снимешь «макушку», а внутри еще такая же красавица, только поменьше, под конец – совсем крошка.
Любили и умели на Руси не только трудиться, но и отдыхать. Заканчивались осенние работы, весь урожай с полей и огородов убрали. И начиналось веселье! «Осенины»!
14 сентября (Первые Осенины) – день Семена Летопроводца – начало празднования осенних свадеб.
- 21сентября (вторые Осенины) - день осеннего равноденствия. В этот день полагалось чествовать солнце. Это был праздник урожая, сопровождавшийся песнями и играми. Вот и я вам предлагаю поиграть в русские народные игры «Горелки», «Плетень».
- 27 сентября (третьи Осенины). С этого дня начинались «капустницы», девичьи вечеринки, на которых молодежь, переходя из дома в дом, рубили капусту.
Русская народная игра «Вейся, вейся капустка моя».
- Осень в гости звали. Давайте и мы позовем.
1-й ребенок: Осень, осень, в гости просим!
Осень-осеница,
По злату мастерица,
С высоким колосочком,
С широким снопочком,
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным!
2-й ребенок: Осень, осень,
В гости просим!
Входит «осень» под русскую народную мелодию с пирогом на подносе.
Ну, вот и я, Осень пришла
Добра вам принесла.
Осень на порог,
Всем гостям и ребятам - пирог!
Игра-хоровод «Каравай»
- Ну, вот и подошла к концу наша экскурсия. Пойдем чай пить, и осень благодарить.
- А потом пойдем гулять,
Да во дворе осенние приметы собирать
Рефлексия. Игра «Осеннее дерево» (Красный лист – «очень понравилось»; Оранжевый – «понравилось»; коричневый лист – «мне было скучно»