Олеся Червякова
Конспект познавательного, художественно-эстетического мероприятия на тему «Театр теней»
Цель:
- познакомить воспитанников с театральным искусством – театром теней;
- создание воспитанниками марионеток и демонстрация театрального представления по сказке «Зайкина избушка».
Задачи:
- познакомить с различными видами театров и их особенностями;
Публикация «Конспект познавательного, художественно-эстетического мероприятия на тему „Театр теней“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр теней своими руками
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- познакомить детей с историей возникновения теневого театра;
- закреплять имеющихся знаний у детей о Силуэте;
- развивать умение выделять главные характерные признаки, по которым узнаём персонажа;
- формировать навыки работы с бумажными марионетками, с ширмами и источниками света;
- формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии;
- развивать игровое поведение, артистизм и умение активно строить диалог;
-воспитывать любовь и интерес к искусству.
Оборудование:
- Мультимедийная установка;
- экран-ширма для театрального представления;
- осветительные приборы для подсветки экрана сзади;
Дидактические материалы:
- презентация «Виды театра»;
- легенда о зарождении теневого театра;
- бумага для эскизов, карандаш, ластик, плотный картон, ножницы, шпажки.
Результат:
Выполнение марионеток персонажей и показ театрального представления.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Кто любит театр, как люблю его я? (ответы детей)
Какие виды театра вы знаете? (ответы детей)
Слайд № 1
Кукольный театр. А что это за театр? (дети отвечают) Правильно ребята! Кукольный театр – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами-кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой.
Слайд № 2
Оперный театр. Что же необычного в этом театре? Правильно, содержание спектакля раскрывается в музыке и пении.
Слайд № 3
Театр балета - Вид сценического искусства, основными выразительными средствами, которого, являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец»
Слайд № 4
Театр пантомимы. Кто такой пантомим? Пантомим - актёр, играющий с помощью одних телодвижений. Т. е. Театр пантомимы - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Слайд № 5
Драматический театр. Хорошо! А чем отличается этот театр от кукольного? (дети отвечают) Молодцы! Спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении — драме или сценарии. В инсценировке участвуют артисты и основным средством выразительности для них являются не только физические действия, но и речь. При этом драматический театр может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму.
Слайд № 6
Театр теней – это особый вид театральной игры, она основана на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.
Воспитатель: Сегодня наше занятие как раз и будет посвящено театру теней! Но прежде, чем мы поговорим о его особенностях, мы с вами отправимся в далёкое путешествие – в прошлое.
Легенда о зарождении театра теней.
С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра – искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву- Ци.
«Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского императора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене. Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами».
Воспитатель: Ребята, вот вы и познакомились с легендой о зарождении театра теней. А теперь, ответьте, пожалуйста, на вопросы.
- Где же зародился театр теней? (Ответы детей)
Родиной теневого театра считается Китай.
- Как вы думаете, из чего делаются фигурки для театра теней? (Ответы детей)
Фигурки для театра теней могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, картона, из кожи, из дерева, из фанеры, металла.
- А как ими можно управлять? (Ответы детей)
Каждой из таких картинок управляет актёр, а помогают ему в этом нити или палочки. Также можно создать «Живые» тени с помощью рук – театр ручных теней.
- А что ещё кроме картонных кукол нужно для того, чтобы зритель мог увидеть театр теней? (Ответы детей)
Конечно же, сам экран, а также важным моментом для теневого театра является - установка света. Свет должен падать сзади и сверху. Фигурки должны находиться между источником света и экраном. Фигуры на экране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах. Чем дальше фигурка находится от экрана, тем тень будет больше, но выглядеть она будет менее отчетливо. Если же фигурку приблизить к экрану, то тень уменьшится в размерах и станет более отчетлива.
- А как- бы, одним словом можно было бы назвать тень от фигурки? (Ответы детей)
Силуэт. Правильно. Силуэт – это одноцветное контурное изображение чего-либо или кого-либо на фоне другого цвета, нарисованное или вырезанное.
Так вот мы с вами будем одновременно рисовать, и вырезать силуэты. Каждый из вас сделает свою марионетку и каждый попробует себя в роли актёра театра! Раз вы актёры – то кто я? Конечно, в любом театре есть режиссёр – он управляет процессом создания спектакля.
Есть актёры, есть режиссёр, чего же ещё не хватает? Конечно – сценария! В качестве нашего первого сценария мы возьмем русскую народную сказку «Зайкина избушка».
Роли распределяем по желанию.
Роли:
Заяц – Карина.
Лиса – Карина.
Собаки – Диана.
Волк – Олег.
Медведь – Коля.
Петух – Кристина.
Декорации:
Дом ледяной.
Дом лубяной.
Забор.
Деревья.
Солнышко.
Режиссёр зачитывает сценарий, актеры внимательно слушают.
Подготовительная работа
1 этап. Начинается процесс создания фигурок для театра теней. Сначала дети рисуют эскиз – где продумывают образы своих персонажей, развивая тем самым умение выделять главные характерные признаки, по которым можем узнать героя.
2 этап. Когда готовы эскизы, Воспитанники переносят готовый контур персонажа на плотный картон, а затем вырезают его.
3 этап. К вырезанным силуэтам необходимо приклеить палочки (шпажки) под небольшим углом.
Как и в настоящем театре, прежде чем показывать спектакль зрителям, артисты должны распределить и выучить роли, провести репетиции. После тщательной подготовки ребята приглашают зрителей на представление.
Заключение
Воспитатель: Театр теней – искусство, зародившееся много веков назад. Но и по сей день интерес к этому виду театра не угасает, а даже наоборот набирает всё большую популярность. Таинственная и сказочная атмосфера театра теней даёт уникальную возможность комфортного раскрепощения ребёнка, способствуя развитию его воображения, мышления и его творческому росту.
Показ театра теней воспитанниками.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Какие прекрасные у вас получились марионетки.
Давайте вспомним, что нового вы узнали? (Ответы детей).
Ребята, что вам больше всего понравилось и запомнилось? В каких моментах вы испытывали затруднения? (Ответы детей).