Гулина Светлана Сергеевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Волшебное зеркало»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
2. Развивать познавательные способности детей.
3. Обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. Формировать способность к преобразованию самых разных ситуаций.
4. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы „Волшебное зеркало“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
5. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
6. Воспитывать доброжелательность и развивать умение считаться с мнением товарища, выполнять установленные нормы поведения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация, «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Предварительная работа:
1. Проведение с детьми опытов самой разной направленности.
2. Отгадывание загадок.
3. На зарядке обращать внимание детей на то, что если человек стоит к тебе лицом его правая рука там, где твоя левая и наоборот.
Материал и оборудование:
1. Зеркала 10х15 см. – на каждого ребенка
2. Зеркала разного размера и формы – 4-5 шт.
3. Мольберт
4. Картинки с изображением отражения в воде, зеркал во дворце.
5. Картинки с изображением любых предметов 6-8 шт.
6. Картинки-половинки с изображением насекомых – по 1 на каждого ребенка.
7. Крышка от кастрюли с отражающими свойствами.
8. Муляжи грибов деревянные - по 1 на двоих детей.
9. Настольная лампа (или другой источник света, зеркало с наклеенным листом бумаги.
Ход познавательно-исследовательской деятельности :
Дети сидят за столами. Воспитатель стоит лицом к детям перед своим столом. Стол с лежащими на нем предметами накрыт тканью. Сбоку стоит мольберт.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наши удивительные опыты.
Попробуйте угадать, какой предмет будем нам помогать?
«Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже»
Дети: Зеркло!
Воспитатель: Правильно, это действительно самое обыкновенное зеркало.
Воспитатель снимает ткань со стола. На столе стоят разные по размеру и оформлению зеркала.
Воспитатель: - Для чего нужны зеркала? (чтобы увидеть себя, посмотреть все ли
в порядке в одежде и т. д.)
- Какие они бывают по размеру, форме, цвету?
- Где может находиться зеркало дома?
- Люди, каких профессий используют зеркала в работе?
(парикмахер, врач, шофер и др.)
Воспитатель:Человеку всегда было интересно узнать, как он выглядит, но в природе нет зеркал. Как вы думаете, где в старину, когда зеркала еще не изготовляли, человек мог увидеть свое отражение? (вода в луже, озере).
На мольберт выставляются картинки «Отражение в озере», «Отражение в луже» (размер А4)
Воспитатель:Вы правы, первым зеркалом для человека была вода. Люди смотрелись в деревянное ведро, наполненное водой, в лужу. Но воду не унесёшь в кармане, а значит, не увидишь себя, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица была под рукой. И древние египтяне придумали зеркало. Правда, оно было совсем не таким, каким пользуемся мы. Это был небольшой кружок из металла. Одна сторона кружка очень гладкая. Если в него всмотреться, то можно увидеть себя. Например, как эта новая металлическая крышка.
Воспитатель показывает детям крышку от кастрюли, проходит между столами и дает детям возможность увидеть в ней свое отражение.
Воспитатель:Зеркало, похожее на то, которым мы пользуемся сегодня, придумали стеклоделы в древней Венеции. Венеция это город в Италии. Именно они догадались на стеклянную пластину нанести слой металла.
Воспитатель показывает детям большое зеркало с обратной стороны.
Воспитатель:Изготовление зеркал было долгим и сложным. Но зеркала получались изумительные – они сверкали, люди могли видеть в них себя во весь рост. Зеркалами украшали дворцы королей и замки богатых людей. Зеркала стоили очень дорого и служили символом богатства и достатка. Теперь зеркала доступны всем.
На мольберт добавляется картина «Зеркала во дворце»
Воспитатель раздает детям небольшие зеркала.
Воспитатель: Зеркало – это хрупкий предмет, оно может легко разбиться, поэтому обращаться с ним нужно очень аккуратно.
Воспитатель: Посмотрите на себя в зеркало. Мы видим свое изображение со всеми мельчайшими подробностями, которые ни один художник не в состоянии изобразить с такой точностью. Мы каждое утро подходим к зеркалу, не обращая особого внимания на изображения, а сегодня постарайтесь очень внимательно всмотреться в него. Слегка наклоните голову, кивните ею. Вы видите, что изображение в зеркале делает тожесамое. Покачайте головой, подмигните.
Дети выполняют просьбу воспитателя.
Воспитатель:Прикоснитесь левой рукой к холодной поверхности зеркала. Но стоп! Что это? Ваше изображение навстречу левой руке протянуло,какую руку?
Дети: Правую руку.
Воспитатель: А если прикоснуться правой рукой? То изображение протягивает, какую руку?
Дети: Левую!
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Что изображение в зеркале меняет левое на правое.
Воспитатель: Правильно, зеркала искажают изображение, меняют левое на правое.
Мы каждый день смотримся в зеркало, а что же мы видим?
Дети называют части тела, головы.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно части лица и головы, вспомните, в чём они нам помогают. Давайте, попробуем загадать загадки о них. Вот, послушайте, как я это сделаю: «Эта часть лица меня украшает, и дышать помогает. Что это?»
Дети: Нос.
Воспитатель: А теперь вы. Начните свою загадку теме же словами: «Эта часть лица меня украшает и …»
Дети загадывают свои загадки. («…и смотреть помогает;…. И говорить помогает; и слышать помогает»).
Воспитатель: А сейчас прошу всех встать отдохнуть и поиграть.
Дети встают около своих столов. Проводится физкультминутка.
Воспитатель:Представьте, что вы зеркала. Все, что я буду делать – зеркала будут отражать – повторять. Только помните, что зеркало меняет левое на правое. Если я что-то делаю левой рукой, то вы будете делать какой рукой? (правой)Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Разминая поясницу, я не буду торопиться.
(повороты туловища в стороны)
Влево, вправо повернусь, и назад я оглянусь.
(поворот головы влево, вправо – посмотреть назад)
Чтобы стать ещё умнее покручу слегка я шеей.
(вращение головой в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять буду ноги разминать.
(приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(ходьба на месте)
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.
(дети садятся)
Воспитатель: А вы знаете, что зеркало может быть фокусником. У вас на подносе лежат картинки с изображением половинки насекомого (бабочки, жуки, стрекозы, мухи). Попробуйте с помощью зеркала сделать изображение целым.
Дети пробуют это сделать.
Воспитатель: Получилось? Как вы это сделали?
Дети: Поставили зеркало вертикально к половинке картинки, и получилась целая.
Воспитатель: А теперь слегка покачайте зеркалом и ваше насекомое полетит.
Дети качают зеркало и наблюдают, как изображение двигается.
Воспитатель:Положите картинки назад на поднос и возьмите грибок. Вы можете из него сделать пять грибков?
Дети: нет.
Воспитатель: А зеркало может. Соедините свои зеркала так, как это сделала я. В угол поставьте грибок. Сколько стало грибов?
(два зеркала ставятся под углом больше чем 90°).
Дети: три.
Воспитатель: А теперь постепенно соединяйте зеркала. Что происходит с грибами (если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество грибов начинает увеличиваться).
Дети: Их становится больше.
Воспитатель:Молодцы. Положите пока зеркала на стол. Вспомните, как сделать так, чтобы на стене появилась ваша тень? (ответы детей) Действительно, если вы станете между источником света и стеной, на стене появится ваша тень - черный силуэт, без глаз, без носа, безо рта.
Воспитатель включает лампу и приглашает одного из детей встать так, чтобы на стене появилась его тень.
Воспитатель:А можно сделать так, чтобы у тени появились и глаза, нос, рот? (ответы детей) И в этом нам опять поможет зеркало.
Воспитатель ставит лампу так, чтобы "зайчик" от зеркала упал на стену, которая служит экраном, точно в том месте, куда ложится тень от головы ребенка; на этом месте появится освещенный прямоугольник или овал, в зависимости от формы зеркала. Зеркало закрыто листом бумаги, а в том листе прорезаны и глаза, и нос, и рот; они тотчас же вырисовываются светлыми пятнами на тени, которую бросает на стену голова ребенка.
Воспитатель: Вам понравились фокусы с зеркалом?
Дети: да!
Воспитатель: А хотите сами стать настоящими фокусниками? Тогда берите свои зеркала и выходите на ковер.
Дети с зеркалом в руках становятся в шеренгу спиной к воспитателю.
Воспитатель:Вы умеете видеть спиной?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте, не поворачиваясь ко мне лицом, а используя зеркало увидеть меня.
Дети пробуют это сделать.
Воспитатель: Получается? Как вы это сделали?
Дети:Нужно зеркало отвести немного в строну, и смотреть в него.
Воспитатель: Все меня видят?
Воспитатель: Тогда, как настоящие фокусники, называйте то, что я буду показывать.
Воспитатель показывает разные картинки, а дети не поворачиваясь, смотря в зеркало, называют предмет.
Воспитатель:Молодцы! А теперь давайте встанем в круг.
Воспитатель:Скажите, вам понравились сегодня опыты?
С каким предметом мы работали? (с зеркалом)
Что нового вы узнали о зеркале?
(зеркало меняет левое изображение на правое).
Что можно сделать с помощью зеркала?
(половинку картинки сделать целой; из одного предмета сделать много; нарисовать лицо тени; увидеть то, что находится сзади, не поворачивая головы)
Воспитатель: Вот сколько нового и необычного вы сегодня узнали! Эти зеркала можете оставить себе. Только будьте очень аккуратны с ними. Попробуйте дома вместе с родителями с помощью зеркала сделать еще какие-нибудь фокусы. А потом расскажите и покажите нам. Договорились?
Дети: да!