Тураева Елена
Конспект подгруппового занятия (подготовительная к школе группа) «Олимпийские игры»
Группа, возраст детей, продолжительность деятельности: подготовительная к школе группа, 6-7 лет, 30 минут.
Актуальность: по данным психологов - логопедов в нашей стране 11% первоклассников имеют проблемы с произношением и выговариванием различных букв и звуков. Из них не выговаривают букву Эр 5%. И этот показатель растет из года в год.
Вид деятельности: совместная деятельность логопеда-педагога, воспитателя и детей по развитию фонематического восприятия, навыков звукового анализа и связной речи.
Публикация «Конспект подгруппового занятия (подготовительная к школе группа) „Олимпийские игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Малые олимпийские игры. Спортивные сценарии
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Конспекты занятий, НОД на олимпийскую тему
- Подготовительная группа
- Темочки
Форма проведения: участие в Зимних Олимпийских играх.
Тема: «Зимние Олимпийские игры».
Цель занятия : осуществлять работу по автоматизации звука [Р], активизировать словарный запас по лексической теме «Зимние Олимпийские игры».
Задачи занятия :
Обучающие задачи занятия :
• формирование понятий «звук» и «буква»;
• формирование начальных предпосылок к чтению.
Развивающие задачи занятия :
• развитие фонематического восприятия;
• развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
• развитие мелкой и общей моторики;
• развитие неречевых психических процессов (воображения, памяти, мышления).
Воспитательные задачи занятия :
• воспитание интереса к содержанию занятия;
• воспитание трудолюбия;
• воспитание любви к спорту.
Оборудование: электронная презентация на тему «Олимпийские виды спорта», мяч, медали, цветная фасоль, пластилиновые поверхности (4 шт., зеркала 4 шт., сухой бассейн с крупой, звуковые карточки (4 шт.).
Речевой материал: Олимпийские игры, Олимпийский огонь, Олимпийский флаг; медаль.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта»;
• Беседа «Олимпийские игры»;
• Просмотр видеоматериалов, слайдов по данной теме;
Планируемый результат: развитие грамматического строя речи, активизация словарного запаса по лексической теме «Зимние Олимпийские игры».
Ход деятельности:
I. Орг. Момент
-Добрый день, уважаемые ребята! Я рада приветствовать Вас всех. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
-Ребята,посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
-Давайте улыбнемся солнышку.
- А теперь, повернитесь ко мне и представим,что ваши ладошки –это маленькие зеркальца, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
- Теперь улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка поднимет настроение.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, куда мы с вами попали (На слайде картинка Олимпийского стадиона.) Я вам подскажу:
Собрались спортсмены к нам
Вам названье вспомнить надо:
Этот «слёт» -
Дети: - Олимпиада.
В-ль: - Вы правы, сегодня наше занятие посвящено Зимним Олимпийским играм. Напомните мне, пожалуйста, что такое Олимпийские игры?
Дети:- Это спортивные игры, в которых участвуют спортсмены из разных стран.
В-ль: - Вам бы хотелось посетить Олимпиаду?
Дети: - Да.
В-ль: - Предлагаю нам с вами устроить свою Олимпиаду.
В-ль: - Для того чтобы начать наши Олимпийские игры нам нужно подготовить символы Олимпиады. Какие символы вы знаете?
Дети: Олимпийский огонь и олимпийский флаг!
В-ль: На Олимпийских играх есть красивая традиция – зажжение олимпийского огня. Олимпийский огонь зажигают в городе Олимпия в Древней Греции. Зажжённый огонь день и ночь несут спортсмены – факелоносцы – в дождь, в снег, в ветер. (Слайд). Право зажечь огонь на олимпийском стадионе предоставляется наиболее известному спортсмену страны, где проводятся Олимпийские игры. (Слайд). Олимпийский огонь не гаснет в течение всех дней и ночей, пока длится Олимпиада.
1. Дыхательная гимнастика:
Л-п: - Может и мы своим теплым дыханьем зажжем свой Олимпийский огонь? (детям раздаются электрические свечи)
- Не забывайте, что мы дышим легко, плавно, глубоко, вдох носом - выдох ртом.
Л-п: А теперь я предлагаю торжественно возвести флаг.
Л-п: Олимпийский флаг – пять переплетённых колец на белом фоне. Белое полотно флага означает дружбу всех, без исключения, людей Земли.
Пять колец – знак единства и дружбы пяти континентов земного шара. Три верхних кольца идут слева направо в таком порядке: синее, черное, красное, а внизу желтое и зеленое. Все кольца переплетены. При открытии Олимпийских игр флаг поднимают под звуки олимпийского гимна (Слайд, а при закрытии игр флаг опускают и передают городу, который станет хозяином будущих Олимпийских игр.
Л-п открывает флаг, а вместо него белый ватман.
Л-п: Ребята, мне кажется с нашим флагом что-то случилось.
Дети: Пропали Олимпийские кольца.
Из-за ширмы появляются Дружок и Гена.
Дружок: Ага, собрались на Олимпиаду, а меня не позвали, ведь вы знаете, как я люблю спорт и всякие соревнования, вот и получайте такой флаг. (прячется)
Гена: Ну что ты Дружок! Ребята, я вам помогу вернуть кольца, но для этого вам нужно будет выполнить наши задания. Если задания выполните правильно, то кольца вернуться на свои места.
Л-п: Для того чтобы вернуть кольца на полотно, нам нужно выполнить 5 заданий.
За каждое правильно выполненное задание у нас будут появляться кольца.
Вы готовы?
Л-п: - Каким надо быть, чтоб попасть на Олимпийские игры?
Дети: - Сильными, ловкими, выносливыми.
Л-п: - Предлагаю вам друзья начать разминку, чтобы быть сильными, ловкими и выносливыми.
2. Артикуляционная гимнастика:
Спортивная.
Язычок на спортплощадке
Занимается зарядкой. (Рот приоткрыть. Высовывать язык максимально вправо-влево).
Хоть это нелегко
Наклониться низко,
Потянулся высоко.
К подбородку близко. (Рот открыть и тянуться языком к носу и подбородку)
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Спинку язычка выгнуть)
А теперь язык, как мячик,
За зубами сверху скачет. (Рот приоткрыт. Кончиком языка стучать за верхние резцы)
Язычок чуть, чуть устал
Он спокойно полежал. (Рот открыт. Высунуть широкий язык,
расслабить, удерживать положение 10 сек.)
Л-п: Язык наш стал еще сильней и крепче, а это значит, что мы готовы выполнить любое задание.
3. Гена:Ребята, для того чтобы получить первое кольцо на флаге нам нужно отгадать спортивные загадки.
Воспитатель: А вот и загадки.
Мы физически активны,
С ним мы станем быстры, сильны.
Закаляет нам натуру,
Укрепит мускулатуру.
Не нужны конфеты, торт,
Нужен нам один лишь. (Спорт)
Кто бежит во весь опор,
Чтоб быстрей побить рекорд? (Спортсмен)
Он на вид-одна доска,
Но зато названьем горд и зовется (Сноуборд)
Вот смело на лыжах Алина
На дальность прыгает с ….(Трамплина)
В-ль: Вы правильно отгадали загадки. И у нас появляется первое кольцо на флаге
В-ль: Ребята, в названиях наших отгадок какой общий звук вы слышите?
Дети: Звук Р.
- Как вы думаете, какой это звук? (звук [Р] - используется схема артикуляционной характеристики звука.)
- Как расположены губы при произнесении этого звука?
- Как зубки расположены, когда мы произносим звук [Р] ?
-Что делает язычок? - Звук [Р] - гласный или согласный (использование схемы акустической характеристики звука).
- Почему?
- Звук [Р] - согласный, так как воздух встречает преграду, ниточка рвётся, песенка не поётся.
-Звонкий или глухой? (проверяют при помощи приёма-касания гортани рукой).
-Звучит твердо или мягко?
- Дайте характеристику звука [Р] (звук[Р] - согласный, звонкий, твёрдый)
Дружок: Звук-то услышали, а сможете найти его место в слове?
В-ль: Попробуем определить место этого звука в слове. Перед вами лежат карточки-схемы, которые разделены на 3 части, обозначающие начало, середину и конец слова. Положите синюю фишку в ту часть карточки, где находится звук «Р» в слове, которое я произнесу.
Гена: Молодцы, справились с заданием. И у вас появляется еще одно кольцо на флаге.
4. Связь звуков с буквой:
Л-п: - Ребята, кто знает, чем звук отличается от буквы? ( используется схема: обозначение понятия звук и буква) Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и слышим.
- А какой буквой обозначаются звук [Р] - На что похожа буква [Р]?
- Из каких частей состоит буква Р.
А сейчас, чтоб не грустить,
Будем букву мастерить!
Для этого нам понадобятся пластилиновые рамки и цветные камни.
Выставляются материалы для конструирования на пластилиновой дощечке.
Дружок: Поделка должна быть готова, когда закончится песок в песочных часах. (По итогу изготовления подделки вручается еще одно кольцо.)
5. Гена: Ребята, перед вами чаша с крупой, в которой спрятано следующее задание.
Л-п: В яйце от киндер-сюрприза находится картинка с каким-либо видом зимнего спорта. Вы должны назвать этот вид спорта и спортсмена, который им занимается.
Играет в хоккей – хоккеист.
Едет на лыжах – лыжник
Летит с горы на сноуборде – сноубордист
Бежит по льду на коньках – конькобежец
Мчится с горы вниз головой на скелетоне – скелетонист
Катается на льду в фигурных коньках – фигурист
Едет с горы в санях – саночник.
Л-п: Как мы их назовем одним словом?
Дети: Это спортсмены.
Гена: С этим заданием вы тоже справились. (Появляется еще одно кольцо)
Л-п: Вы немного устали, и я предлагаю совершить небольшую увлекательную лыжную прогулку. Представьте, что вы в костюме лыжника. Наденем перчатки, как я. Поправим каждый пальчик (самомассаж).
Физкультминутка.
Наконец пришла зима, (разводим руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складываем руки домиком над головой)
Мы катаемся на санках, (Приседаем, руки вытягиваем вперед).
Пишем на катке круги, (Руки закладываем за спину, медленно кружимся).
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируем).
И играем все в снежки (Лепим, бросаем снежки).
Гена: Вы,наверно, еще и играть любите?
Л-п: Конечно, и сейчас мы сыграем в игру «Вопрос-ответ». Я задаю вопрос, а вы быстро на них отвечаете. (Игра с мячом-снежком)
6. Образование относительных прилагательных. Обогащение и активизация словарного запаса по лексической теме:
В-ль:- А сейчас мои друзья предлагаю вам разминку для ума. Покажите, какие вы умные, смышлёные. (выходим из-за стола)
Игры, имеющие отношение к спорту какие? Спортивные.
Игры на Олимпиаде какие? Олимпийские.
Медали для чемпионов какие? Чемпионские.
Медали из золота какие? Золотые.
Медаль из серебра какая? Серебряная.
Медаль из бронзы какая? Бронзовая.
За какое место вручают золотую медаль? (1)
Серебряную? (2) Бронзовую? (3)
- Кто такой олимпийский чемпион? (победитель Олимпийских игр) - Какие символы Олимпийских игр вы знаете? (факел, флаг)
Гена: Хорошо, ребята, вы выполнили задание и еще одно кольцо вернулось на свое место.
Под гимн олимпийских игр логопед разворачивает флаг с кольцами. Мы спасли наш флаг, а значит можно начинать Олимпийские игры.
Появляются Гена и Дружок: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Мы видим, что в вас живет настоящий Олимпийский дух и вас ждет сюрприз – медали за то, что вы справились со всеми заданиями, четко проговаривали сложные слова, дружно играли.
Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, что мы сегодня делали на занятии.
-Какие задания вам показались легкими, а какие трудными?
- Какие игры вам показались самыми интересными?
Поднимите веселый смайлик, если вы считаете, что вам было легко справиться с заданиями, или грустный смайлик, если вы затруднялись.