Ольга Малышева
Конспект занятия «Оркестровый урок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по теме : «Оркестровый урок» для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ "ЦРР - детский сад № 6" Малышева Ольга Ивановна (г. Энгельс, 2022)
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Тема: Оркестровый урок
Публикация «Конспект занятия „Оркестровый урок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оркестр для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Цель: Развитие сотрудничества в группе, умение чувствовать партнера: знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них, создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей; игровое обучение совместному исполнению музыки
Задачи:
- создать атмосферу комфорта и доверия, в которой каждый ребенок может почувствовать себя музыкантом;
- развивать в детях способность слушать и наблюдать;
- дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
- увлечь, воодушевить детей музыкальными инструментами;
- создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приемов;
- учить детей понимать дирижерские жесты; развивать способности детей к организационной игре в ансамбле под управлением дирижера;
- развивать творческое воображение и слуховую фантазию.
Виды деятельности: - музыкальная
-игровая
-познавательно – исследовательская
- речевая
- двигательная
Формы организации: групповая и индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: музыкально –ритмические движения, ситуативный разговор
Оборудование: мешочек с музыкально-шумовыми инструментами, шумовые инструменты на каждого ребенка, тол, стулья, магнитофон.
Предварительная работа: разучивание приветственной песни, знакомство с шумовыми инструментами, разучивание танца с трещотками и свитульками.
Вводная часть (мотивация)
Организационный момент
Дети входят в зал, строятся полукругом (8-12 детей)
Музыкальный руководитель: Обращает внимание на сидящих в зале гостей: «Посмотрите, сколько пришло к нам сотрудников детского сада. Поприветствуем их нашей любимой песенкой».
Дети исполняют коммуникативную игру «Добрый день» (хлопают, топают, выполняют упражнение «тарелочка»).
Музыкальный руководитель: «Понравилась Вам песенка? Повторяйте с нами!»
Повторение вместе с гостями (повтор 2 раза)
Приглашение к деятельности:
Музыкальный руководитель: говорит детям, что сегодня будет им рассказывать музыкальную сказку, а для этого им надо сесть на стулья по кругу, чтобы всем было хорошо слышно и видно. Все имеющиеся инструменты (по одному для каждого ребенка) складывает в большую корзину или красивую сумку. Предлагает детям закрыть глаза и вытащить из корзины любой инструмент, какой достанется. С закрытыми глазами его надо пощупать и попробовать отгадать, что за инструмент им достался.
Дети на них спонтанно играют, шумят, делятся с соседями радостью.
Но музыкальная сказка начинается с тишины.
Основная часть:
Дети слушают сказку
Музыкальный руководитель: В одном большом городе был магазин музыкальных инструментов. На его полках лежали и стояли самые разные, очень красивые инструменты. Каждый из них прибыл сюда из какой-нибудь страны. Маракасы прибыли из Африки, кастаньеты из Испании, деревянные ложки из России и всевозможные свистульки привезли отовсюду.
Инструменты очень скучали на полках днем, потому что на них никто не играл. Зато ночью, когда продавцы уходили домой спать, в магазине начиналась дискотека под названием «Тарам-шурум-бурум».
Инструменты спрыгивали с полок и начинали сами играть и танцевать, стараясь показать, на что каждый из них способен.
*** «Дискотека»
Танцуем и играем:
«Тарарам-шурум-бурум».
Музыка А. Шмитца «Микки Маус»
Музыкальный руководитель предлагает детям танцевать и играть на своем инструменте, как будто у них сегодня дискотека.
Дети танцуют, подыгрывая на инструментах.
Утром инструменты грустно и тихо возвращались на свои полки.
Но однажды в магазин заглянул очень известный дирижер очень известного оркестра. Он хотел купить несколько инструментов, чтобы пополнить свой оркестр новыми звуками. Но, увидев на полках столько чудесных инструментов, он растерялся и не знал, что ему выбрать. Тогда дирижер предложил инструментам показать, на что каждый способен, чтобы можно было узнать лучшие из лучших.
*** «Музыкальное приветствие»
Для этого дирижер предложил каждому инструменту сказать приветствие. Но сказать нужно это не только словами, но и звуками музыкального инструмента! Перед тем как дети начнут выполнять задание дирижера, музыкальный руководитель показывает им музыкальный образец такой свободной импровизации, например, на бубне или треугольнике. Каждое приветствие должно быть кратким, чтобы детям не надоело слушать всех до конца. Музыкальный руководитель периодически весело комментирует происходящее, так как абстрактное звучание инструментов надо делать понятным и образным.
Дети по очереди представляют инструменты.
«Здравствуйте! Я — бубен, я много умею. И я очень веселый».
«Здравствуйте, я — треугольник. Я звонкий, как колокольчик, и мои звуки похожи на сияющие росинки» (играют на инструментах).
***«Бусинки»
Ритмическая игра на сохранение темпа и метра
Похвалив все инструменты, дирижер предложил им сыграть в игру «Музыкальные бусинки». Музыкальный руководитель дирижирует, стоя в центре круга. Он рукой показывает вступление инструментам, стараясь сохранять ровный метрический пульс. Игра повторяется 2-3 круга.
Каждый ребенок исполняет на своем инструменте один звук — музыкальную бусинку. Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди, друг за другом.
***«Хоровод»
Полька, муз. А. Филиппенко
Дирижер все-таки пока не успел рассмотреть все инструменты как следует и поэтому попросил их «завести хоровод». Эта игра позволяет детям обмениваться инструментами, что к данному времени будет очень важно.
Первая часть польки: дети кладут свои инструменты на стулья и, хлопая в ладоши, идут по кругу. Вторая часть: каждый берет инструмент, который оказался рядом, и все вместе играют, импровизируя.
Дирижер поблагодарил инструменты за хорошую игру, но так и не смог себе выбрать лучший, поэтому пригласил их всех играть в своем оркестре. И вот настал день первой настоящей репетиции.
***«Посвящение в дирижеры. Первая симфония». Полька Шостаковича
Инструменты с самого утра заняли свои места и стали ждать дирижера. Дирижер пришел на репетицию строгий, подтянутый и попросил сыграть произведение. Музыкальный руководитель предлагает побыть дирижером кому-нибудь из детей.
Один из детей дирижирует, остальные играют группами и вместе.
Первая репетиция прошла очень успешно. Дирижеру понравились все инструменты, но тут он увидел на полке диковинные инструменты, которых раньше не встречал.
Дети: Ой, мы совсем про них забыли!
«Яркий финал»
р. н. п. «Ай, заинька!»
Дирижер захотел услышать, как они звучат. Музыкальный руководитель берет с полки свистульки и трещотки и раздает детям.
«О, браво!» - кричит дирижер. «Вот эти инструменты я искал. Вот то, что мне нужно».
Дети играют на свистульках и трещотках.
Заключительная часть (рефлексия)
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, какие инструменты купил дирижер?
А вам какие инструменты больше понравились? Почему?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Трудно быть музыкантом?
Ребенок читает стихотворение:
Когда играет музыкант, то ценят все его талант. И я наверно, потому, чуть – чуть завидую ему!
Он может вмиг заставить нас запеть или пуститься в пляс. А загрустит – и мы грустим под звуки флейты вместе с ним.
Чем музыкант не чародей?
В его руках сердца людей. Он может и змею порой заворожить своей игрой. (Б. Заходер)
Музыкальный руководитель обращается к залу: А вы хотели бы стать музыкантами?
Предлагает всем вместе сыграть цикл музыкальных произведений «Осень» р. н. м.