Марина Парсиева
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Герои нартских сказаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 176 «Маленькая страна»
Конспект
по познавательному развитию
в подготовительной «В» группе
«Герои Нартских сказаний»
Воспитатель
высшей категории: Парсиева М. Д.
г. Владикавказ
2020г.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с героями нартском эпосе.
Учить регулировать силу нажима при создании изображения на фольге
Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Герои нартских сказаний“» размещена в разделах
Развивающие:
Развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать взрослого и сверстников, поддерживать беседу
Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
Воспитательные
Прививать любовь, уважение к истории родной земли через знакомство с героями нартского эпоса
Формировать у детей чувства сплоченности, взаимопомощи, доброжелательности.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
речевое развитие.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, канат, импровизированные камни, подготовленные мечи для чеканки, иллюстрации: с изображением чеканки, спец. инструменты мастера по чеканки. книга Нартский эпос, свирель,меч
Предварительная работа: Беседы по теме, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки на осетинском языке.
Словарная работа: чеканка, чеканщик
Ход НОД:
1. орг момент
Приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
2. Основная часть
заиграла осетинская музыка
Воспитатель обращает внимание на книгу
Воспитатель: - Ребята, что это за книга?
Ответы детей: - Это книга Сказание о нартах.
Воспитатель: - Нартские сказания дошли до нас через века. Как вы думаете каким образом эти сказания дошли до нас?
Дети:- Сказания о Нартах до нас дошли благодаря сказителям
Воспитатель:- Нужны ли нам сегодня Нартские сказания, нужно ли нам беречь эти сказания и передавать из поколения в поколение? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с героями Нартских сказаний
Воспитатель: - Ребята, скажите кто были наши предки?
Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.
Воспитатель: - Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на эти предметы.
( на столе лежит: свирель, чаша для пива, меч)
Воспитатель: - Как вы думаете, кому из Нартов принадлежали эти предметы?
Ответы детей: - Мы незнаем кому из Нартов они принадлежали, но мы знаем кто нам поможет разобраться в этом.
Воспитатель: - И кто же нам поможет?
Дети: -: - Помните к нам в гости приходил дедушка Дадо, вот он нам подскажет чьи эти предметы
Воспитатель:- Но вот беда дедушка Дадо живет на другом берегу реки. Как же нам добраться до него?
Ответы детей: - Надо пройти через реку вон по тем большим камням
Физминутка «Перейди через реку»
Дети проходят реку через препятствие : переход по камням
Звучит музыка свирели
Возле сакли сидит дедушка Дадо
Воспитатель: - А вот и дом дедушки Дадо
Дети:- Здравствуйте,дедушка Дадо
Дадо: - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас.
Дети:- Дедушка Дадо, нам нужна ваша помощь. Мы не знаем кому из Нартов принадлежат эти предметы
Дадо: - (берет чашу для пива в руки) Ребята, скажите пожалуйста, что подают на стол у нас в Осетии в честь любого праздника?
Дети:- Три пирога
Дадо: - Правильно три пирога.
Дадо:- Что означают три пирога?
Ответы детей
Дадо:- Правильно. Они символизируют солнце, воду и землю.
Дадо: А еще?
Дети:- мясо
Дадо: Как вы думаете, какие напитки пили за праздничным столом?
Ответы детей :
Дадо:-Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего к Богу Перед ним на столе — три осетинских пирога, а в руках — чаша с осетинским пивом. Когда молитва была закончена, то к старшему подходит самый младший и отрывал частичку от верхнего пирога, стоящих на столе возле него трех пирогов и запивал эту частичку из рук старшего осетинским пивом. После этого чаша шла по кругу стола и все участники застолья отпивали от неё несколько глотков, после чего возвращалась опять к старшему, который допивал оставшееся пиво до конца.
Дадо:- Это чаша у меня сломалась, а когда вы ее соберете то узнаете кто первым изобрел этот напиток.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Воспитатель: -Ребята, пройдите к столам. Девочки к синему столу, мальчики к красному столу
На экране появляется слайд Сатана
Сатана: (голос) - Я, Сатана дочь бога Уастырджи, меня родила мёртвая Дзерасса. Я спасаю нартов от голодной смерти, устраиваю пир, на который созываю всех жителей нартского села. Вы слышали про такой напиток, как осетинское пиво… Так это пиво я сама изобрела
Дадо: Сатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана.
Дети:- Дедушка Дадо,а вот это что такое? (показывает на свирель)
Дадо: - А это вы узнаете после того как вы со мной поиграете в народную игру «Чепена»
М/И «Чепена»
Воспитатель: - Ребята как вы думаете какой человек мог играть на такой свирели?
Ответы детей
Воспитатель: -А какую музыку он играл по характеру?
Ответы детей
Воспитатель: -Как вы думаете откуда у него этот музыкальный инструмент?
Ответы детей
Воспитатель:- А кто под эту музыку мог танцевать?
Ответы детей
На экране появляется слайд Ацамаз
Ацамаз: (голос) - Я, Ацамаз герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, я певец и музыкант, обладаю чудесной золотой свирелью. Это чудодейственная свирель, осталось мне от отца.
Дадо: Среди нартов музыка была в большом почёте; они все играли на фандыре, но никто не достиг такого мастерства, какого достиг Ацамаз. Игра Ацамаза пробуждает и очаровывает природу. Когда он играет на
свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче.
Дети:- Дедушка Дадо,а кому принадлежал этот меч?
Дадо: -Меч, ребята – это не просто колюще рубящее оружие, это символ средних веков, знак статуса и символ чести. Мечам давали имена собственные, их знали по характеристикам, считалось, что меч может обладать своим характером.
Дадо:- Ребята, из чего изготовливали меч?
Ответы детей
Дадо: -Как вы думаете какому человеку по характеру мог принадлежать этот меч?
Ответы детей
Дадо: - Этот меч принадлежал самому отважному нарту,он был железный человек. Очень сильный и непобедимый. Он всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов. А имя его вы узнаете когда поможете
починить мне мой меч.
Продуктивная деятельность «Чеканка»
Воспитатель:- Ребята из какого материала сделан меч?
Ответы детей :
Воспитатель: - Изображение на листе металла называется чеканка. (показывает иллюстрацию с изображением чеканки).Давайте вместе повторим это новое слово
Воспитатель: -Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка. (показывает иллюстрацию с изображением инструментов)
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, как называется профессия человека, который занимается этим ремеслом?
Ответы детей :
Воспитатель: -Правильно. Чеканщик. Давайте вместе повторим это новое слово
Воспитатель: -Ребята, берите каждый по мечу и попробуйте отчеканить рисунок
На экране появляется слайд Батраз
Батраз: (голос) - Я, нарт Батраз один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру
Дадо:- Народ с особой щедростью наделил Батрадза чертами, в которых видел идеал мужчины, воина. Его сила, отвага, не знающая границ, всегда честное, открытое и стремительное нападение, презирающее хитрости и уловки, неукротимая ярость к врагам, все это в соединении со стальным неуязвимым телом, закаленным в кузнице, делает из него железного человека.
Дети:- Спасибо тебе Дедушка Дадо,теперь мы будем знать героев Нартов.
Дадо: -Но эта не все герои в следующий раз я вам расскажу и про других героев
Дети прощаются с дедушкой Дадо
Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад
Физминутка «Перейди через реку»
Дети проходят реку через препятствие : переход навесной мост
3. Итог занятия
Воспитатель: - Ребята скажите пожалуйста узнали ли мы кому из Нартов принадлежали эти предметы?
Ответы детей :
Воспитатель: -А кто нам помог в этом?
Ответы детей :
Воспитатель: - Как зовут героев Нартов и кому принадлежали эти предметы?
Ответы детей :
Воспитатель:- Скажите,пожалуйста, вот всех этих лиц мы называем героями, почему? Как вы понимаете значение слова «герой»?
Дети: -Герой – это такой человек, который сделал много хорошего для своего народа, ради Родины готов принести в жертву даже жизнь свою.
Воспитатель: -Давайте коротко охарактеризуем главных героев Нартского эпоса, можно ли их действительно назвать героями.
Ответы детей :
Воспитатель:- Каким качеством обладали герои Нартского эпоса?
Дети:- Все герои эпоса были преданы своему народу, были патриотами.
Воспитатель: - В начале беседы был задан вопрос: Почему мы называем Нартские сказания книгой мудрости и самым дорогим богатством, оставленным нам предками, и нужно ли их хранить, передавая из поколения в поколение? К каким выводам вы пришли, какие мысли у вас возникли в ходе этого занятия?
Ответы детей:
Воспитатель: - С каким ремеслом мы сегодня познакомились?
Ответы детей :
Воспитатель: - Сегодня вы очень порадовали меня своими знаниями, заинтересованностью. Я еще раз убедилась в том, что пока у нас такое прекрасное подрастающее поколение, наша Осетия будет развиваться и цвести на радость всем нам. Поэтому я благодарю вас всех, вы все молодцы.