Лучший педагог года

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Герои нартских сказаний»

Марина Парсиева
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Герои нартских сказаний»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 176 «Маленькая страна»

Конспект

по познавательному развитию

в подготовительной «В» группе

«Герои Нартских сказаний»

Воспитатель

высшей категории: Парсиева М. Д.

г. Владикавказ

2020г.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с героями нартском эпосе.

Учить регулировать силу нажима при создании изображения на фольге

Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Герои нартских сказаний“» размещена в разделах

Развивающие:

Развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать взрослого и сверстников, поддерживать беседу

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

Воспитательные

Прививать любовь, уважение к истории родной земли через знакомство с героями нартского эпоса

Формировать у детей чувства сплоченности, взаимопомощи, доброжелательности.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

речевое развитие.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, канат, импровизированные камни, подготовленные мечи для чеканки, иллюстрации: с изображением чеканки, спец. инструменты мастера по чеканки. книга Нартский эпос, свирель,меч

Предварительная работа: Беседы по теме, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки на осетинском языке.

Словарная работа: чеканка, чеканщик

Ход НОД:

1. орг момент

Приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

2. Основная часть

заиграла осетинская музыка

Воспитатель обращает внимание на книгу

Воспитатель: - Ребята, что это за книга?

Ответы детей: - Это книга Сказание о нартах.

Воспитатель: - Нартские сказания дошли до нас через века. Как вы думаете каким образом эти сказания дошли до нас?

Дети:- Сказания о Нартах до нас дошли благодаря сказителям

Воспитатель:- Нужны ли нам сегодня Нартские сказания, нужно ли нам беречь эти сказания и передавать из поколения в поколение? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с героями Нартских сказаний

Воспитатель: - Ребята, скажите кто были наши предки?

Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.

Воспитатель: - Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на эти предметы.

( на столе лежит: свирель, чаша для пива, меч)

Воспитатель: - Как вы думаете, кому из Нартов принадлежали эти предметы?

Ответы детей: - Мы незнаем кому из Нартов они принадлежали, но мы знаем кто нам поможет разобраться в этом.

Воспитатель: - И кто же нам поможет?

Дети: -: - Помните к нам в гости приходил дедушка Дадо, вот он нам подскажет чьи эти предметы

Воспитатель:- Но вот беда дедушка Дадо живет на другом берегу реки. Как же нам добраться до него?

Ответы детей: - Надо пройти через реку вон по тем большим камням

Физминутка «Перейди через реку»

Дети проходят реку через препятствие : переход по камням

Звучит музыка свирели

Возле сакли сидит дедушка Дадо

Воспитатель: - А вот и дом дедушки Дадо

Дети:- Здравствуйте,дедушка Дадо

Дадо: - Здравствуйте, ребята! Как я рад видеть вас.

Дети:- Дедушка Дадо, нам нужна ваша помощь. Мы не знаем кому из Нартов принадлежат эти предметы

Дадо: - (берет чашу для пива в руки) Ребята, скажите пожалуйста, что подают на стол у нас в Осетии в честь любого праздника?

Дети:- Три пирога

Дадо: - Правильно три пирога.

Дадо:- Что означают три пирога?

Ответы детей

Дадо:- Правильно. Они символизируют солнце, воду и землю.

Дадо: А еще?

Дети:- мясо

Дадо: Как вы думаете, какие напитки пили за праздничным столом?

Ответы детей :

Дадо:-Любое торжество у осетин начиналось с молитвы старшего к Богу Перед ним на столе — три осетинских пирога, а в руках — чаша с осетинским пивом. Когда молитва была закончена, то к старшему подходит самый младший и отрывал частичку от верхнего пирога, стоящих на столе возле него трех пирогов и запивал эту частичку из рук старшего осетинским пивом. После этого чаша шла по кругу стола и все участники застолья отпивали от неё несколько глотков, после чего возвращалась опять к старшему, который допивал оставшееся пиво до конца.

Дадо:- Это чаша у меня сломалась, а когда вы ее соберете то узнаете кто первым изобрел этот напиток.

Дидактическая игра «Собери пазл»

Воспитатель: -Ребята, пройдите к столам. Девочки к синему столу, мальчики к красному столу

На экране появляется слайд Сатана

Сатана: (голос) - Я, Сатана дочь бога Уастырджи, меня родила мёртвая Дзерасса. Я спасаю нартов от голодной смерти, устраиваю пир, на который созываю всех жителей нартского села. Вы слышали про такой напиток, как осетинское пиво… Так это пиво я сама изобрела

Дадо: Сатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана.

Дети:- Дедушка Дадо,а вот это что такое? (показывает на свирель)

Дадо: - А это вы узнаете после того как вы со мной поиграете в народную игру «Чепена»

М/И «Чепена»

Воспитатель: - Ребята как вы думаете какой человек мог играть на такой свирели?

Ответы детей

Воспитатель: -А какую музыку он играл по характеру?

Ответы детей

Воспитатель: -Как вы думаете откуда у него этот музыкальный инструмент?

Ответы детей

Воспитатель:- А кто под эту музыку мог танцевать?

Ответы детей

На экране появляется слайд Ацамаз

Ацамаз: (голос) - Я, Ацамаз герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, я певец и музыкант, обладаю чудесной золотой свирелью. Это чудодейственная свирель, осталось мне от отца.

Дадо: Среди нартов музыка была в большом почёте; они все играли на фандыре, но никто не достиг такого мастерства, какого достиг Ацамаз. Игра Ацамаза пробуждает и очаровывает природу. Когда он играет на

свирели, все звери танцевали под его музыку, горы приходили в движение, солнце и луна светили намного ярче.

Дети:- Дедушка Дадо,а кому принадлежал этот меч?

Дадо: -Меч, ребята – это не просто колюще рубящее оружие, это символ средних веков, знак статуса и символ чести. Мечам давали имена собственные, их знали по характеристикам, считалось, что меч может обладать своим характером.

Дадо:- Ребята, из чего изготовливали меч?

Ответы детей

Дадо: -Как вы думаете какому человеку по характеру мог принадлежать этот меч?

Ответы детей

Дадо: - Этот меч принадлежал самому отважному нарту,он был железный человек. Очень сильный и непобедимый. Он всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов. А имя его вы узнаете когда поможете

починить мне мой меч.

Продуктивная деятельность «Чеканка»

Воспитатель:- Ребята из какого материала сделан меч?

Ответы детей :

Воспитатель: - Изображение на листе металла называется чеканка. (показывает иллюстрацию с изображением чеканки).Давайте вместе повторим это новое слово

Воспитатель: -Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка. (показывает иллюстрацию с изображением инструментов)

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, как называется профессия человека, который занимается этим ремеслом?

Ответы детей :

Воспитатель: -Правильно. Чеканщик. Давайте вместе повторим это новое слово

Воспитатель: -Ребята, берите каждый по мечу и попробуйте отчеканить рисунок

На экране появляется слайд Батраз

Батраз: (голос) - Я, нарт Батраз один из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе, дух грозы, сын Хамыца и девушки из рода Бицента, который принадлежал владыке водного царства Донбеттыру

Дадо:- Народ с особой щедростью наделил Батрадза чертами, в которых видел идеал мужчины, воина. Его сила, отвага, не знающая границ, всегда честное, открытое и стремительное нападение, презирающее хитрости и уловки, неукротимая ярость к врагам, все это в соединении со стальным неуязвимым телом, закаленным в кузнице, делает из него железного человека.

Дети:- Спасибо тебе Дедушка Дадо,теперь мы будем знать героев Нартов.

Дадо: -Но эта не все герои в следующий раз я вам расскажу и про других героев

Дети прощаются с дедушкой Дадо

Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад

Физминутка «Перейди через реку»

Дети проходят реку через препятствие : переход навесной мост

3. Итог занятия

Воспитатель: - Ребята скажите пожалуйста узнали ли мы кому из Нартов принадлежали эти предметы?

Ответы детей :

Воспитатель: -А кто нам помог в этом?

Ответы детей :

Воспитатель: - Как зовут героев Нартов и кому принадлежали эти предметы?

Ответы детей :

Воспитатель:- Скажите,пожалуйста, вот всех этих лиц мы называем героями, почему? Как вы понимаете значение слова «герой»?

Дети: -Герой – это такой человек, который сделал много хорошего для своего народа, ради Родины готов принести в жертву даже жизнь свою.

Воспитатель: -Давайте коротко охарактеризуем главных героев Нартского эпоса, можно ли их действительно назвать героями.

Ответы детей :

Воспитатель:- Каким качеством обладали герои Нартского эпоса?

Дети:- Все герои эпоса были преданы своему народу, были патриотами.

Воспитатель: - В начале беседы был задан вопрос: Почему мы называем Нартские сказания книгой мудрости и самым дорогим богатством, оставленным нам предками, и нужно ли их хранить, передавая из поколения в поколение? К каким выводам вы пришли, какие мысли у вас возникли в ходе этого занятия?

Ответы детей:

Воспитатель: - С каким ремеслом мы сегодня познакомились?

Ответы детей :

Воспитатель: - Сегодня вы очень порадовали меня своими знаниями, заинтересованностью. Я еще раз убедилась в том, что пока у нас такое прекрасное подрастающее поколение, наша Осетия будет развиваться и цвести на радость всем нам. Поэтому я благодарю вас всех, вы все молодцы.

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группеКонспект беседы с детьми «Дети герои Войны» в подготовительной группе Беседа с детьми на тему: «Дети герои войны» Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» с детьми подготовительной к школе группыКонспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» с детьми подготовительной к школе группы Конспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» Авторы: Герасимова А. И., Турбаева С. М. Цель: расширение знаний воспитанников о героях.

Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края»Конспект ООД по физическому развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ «Герои Рязанского края» Тема: «Герои Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) (Данное мероприятие было открытое. Пришли гости из других детских садов нашего.

Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья»Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья» Конспект занятия по краеведению по теме: «Дмитров главный город Подмосковья» Пр. содержание: Дать детям представление о том, почему Дмитров.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!»Конспект занятия с детьми старшей группы «Юные герои Великой Отечественной войны!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Грядет Великий праздник, который мы встречаем со слезами на глазах- "День Победы".

Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края»Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» Самоанализ ООД по физической культуре в подготовительной группе «Герои спорта Рязанского края» (встреча с Марией Богачёвой) … Образовательная.

Самоанализ занятия в старшей группе «Города-герои» Задачи: - обобщать и систематизировать знания детей об истории своей страны, о защитниках Отечества; - учить чтить память павших бойцов;.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Герои нартских сказаний»
Опубликовано: 9 июля 2020 в 22:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Герои нартских сказаний»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Парсиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД