Наталья Рабцевич
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Путешествие на Северный полюс к северным животным»
▼ Скачать + Заказать документы
ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС К СЕВЕРНЫМ ЖИВОТНЫМ
Цель: закрепить знания детей о животных севера,закреплять, уточнять знания детей об особенностях природных условий Севера.
Задачи:
Познавательное развитие:
-закрепить знания детей о животных севера.
-закреплять, уточнять знания детей об особенностях природных условий Севера.
Социально-коммуникативное развитие:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе „Путешествие на Северный полюс к северным животным“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним и умение взаимодействовать друг с другом.
Речевое развитие:
-развивать у детей потребность в речевом общении, умение точно выражать свою мысль, отвечать на постоянные вопросы.
-расширять словарь детей по теме северные животные, активизировать фразовую речь.
Физическое развитие:
-повышать физическую активность, развивать мелкую моторику.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением животных севера,северного сияния, глобус, схема.
Ход занятия:
Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в далёкое и удивительное путешествие. Посмотрим на глобус (воспитатель демонстрирует). Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Мы с вами полетим на самолете.
А чтобы нам всё удавалось, нам надо настроиться. (Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки.)
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
Внимание!Отправляемся в путешествие на Север. Помните, там очень холодно. - И так, одеваем на себя что? (дети отвечают):
-Да, тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания) .
- Уважаемые пассажиры! Пройдите на свои посадочные места и пристегните ремни. (Дети садятся на стульчики) Полетели!
Основная часть.
- И так, наш самолёт идёт на посадку. Мы прилетели на Север. Уважаемые пассажиры, прошу вас покинуть самолёт.
-Как вы думаете, какой он Крайний Север? (ответы детей)Там всё кругом белое. Всё покрыто толстым слоем снега. А ещё там очень холодно, круглый год зима и т. д.
-В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. (Иллюстрация северное сияние)
Люди на Северном полюсе не живут постоянно,здесь проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
-Как же тут холодно! Давайте подвигаемся, чтобы согреться!
Физкультминутка "СЕВЕРНЫЕ ОЛЕНИ"
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И на льдинки все садись. (Присесть на стульчики)
-Ребята, про какое животное сейчас была зарядка (ответ детей)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
Педагог выставляет картинку с изображением северного оленя.
-Чем покрыто тело оленя (ответы детей)
Тело оленя покрыто густой шерстью.
Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая).
Что у оленя на голове? (рога).
На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые).
«По колючим мхам, по сырой траве,
Носишь ты дерево на голове…»
-Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги (ответы детей) Он убегает от врагов, олень много бегает по снегу.
-А что на ногах у оленя? (широкие копыта).
Для чего оленю нужны широкие копыта (ответы детей)
Чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву.
-Северные олени питаются ветками, корой деревьев и кустарников, мхами и лишайниками. Во время непогоды олени прячутся в глубоком снегу. Из укрытия видны только голова и спина.
Давайте отгадаем следующее животное живущее на Северном полюсе.
Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет.
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый (Белый медведь)
- Да, дети, белые медведи живут далеко – далеко на Севере, среди льдов. Они очень хорошо плавают, могут уплыть далеко в океан. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой.
-А как вы думаете, когда белый медведь вылезает из воды, то почему он не покрывается льдом (ответы детей)
Потому что у белого медведя толстый слой жира, который защищает его от мороза и собирает в капельки.
-Как вы думаете, почему белый медведь – белый (ответы детей)
Правильно. Он маскируется, как снег.
-Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными).
Сейчас вы мне расскажите всё, что вы знаете о белых медведях, а поможет нам схема.
Вот эта картинка обозначает, как выглядит животное, когда я её показываю, значит надо описать внешний вид животного.
Вторая картинка, на ней нарисован дом, значит надо рассказывать, как живёт это животное. Третья картинка, на ней изображены мама, папа, ребёнок, надо рассказывать о семье, о детёнышах.
На четвёртой картинке изображена тарелка, рассказываем о том, чем питается животное.
Итак, расскажите, что вы знаете о белом медведе.
Дети по схеме рассказывают.
-Молодцы ребята. Давайте посмотрим, кто еще живет на Северном полюсе.
Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж)
Показ изображения моржа.
У моржа есть туловище, голова, клыки и ласты. Ласты нужны для плавания и ныряния. Моржи и медведи, не боятся холода. Так как у них есть толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С их помощью моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки защищают моржей от врагов, а ещё они цепляются ими за края льдины для того, чтобы легко вылезти из воды. У моржихи появляется один детеныш– моржонок.
-Расскажите по схеме про моржа. (Дети рассказывают по схеме)
-Становится все холоднее,теперь нужно и пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика "Кто на Севере живет?"
Кто на Севере живет?
Кто там ест и кто там пьет? (Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные. («Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан, Покоряет океан. (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
-Ребята, отправляемся дальше.
Что что за дикий страшный зверь?
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает.
Каждый точно его знает.
Знает он в охоте толк.
Отвечаем (Это волк) (Показ картинки)
- Полярный волк силен и вынослив. Он может неделями обходиться без пищи. В её поисках волчья стая обходит большие районы тундры и тайги. В стае воспитываются и обучаются охоте детеныши (волчата). За десятком волчат часто присматривает как самка (волчица, так и самец.
Вот такие сильные и красивые животные обитают на крайнем севере.
Игра «Кто у кого?»
У оленя – олененок – оленята
У моржа — … — ….
У медведя — … — ….
У совы — …. — ….
К сожалению нам нужно возвращаться в группу. Но возможно,когда вы вырастите, приедете с экспедицией на Северный полюс и познакомитесь со всеми его обитателями.
Садимся в самолет,пристегнули ремни,полетели! С возвращением в группу!
Заключительная часть.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Какая загадка для вас была трудной, а какая самой легкой? (ответы детей).
-Ребята,вы меня сегодня порадовали своими знаниями, умением общаться и внимательно слушать.