юля лоншакова
Конспект по развитию речи в старшей группе «Как мы провели лето»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
Старшая группа
Конспект ООД - 1 неделя
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Как мы провели лето»
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Как мы провели лето“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Научить обобщить и систематизировать представление детей о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, состояние растений (рост и цветение, созревания ягод, особенности жизнедеятельности животных в лесу; уточнить представления о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом.
Задачи: Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих. Воспитывать желание делиться своими знаниями со сверстниками. Закрепить знания детей о месте произрастания растений. Дать детям представление о роли воды в жизни растений
Оборудование: иллюстрации с изображением времен года; репродукции с изображением леса, поля, огорода, сада; карточки с изображением растений, букет цветов; 2-е баночки одна с водой другая без воды; календарь погоды.
Предварительная работа: беседа о растениях, о временах года
Активизация словаря: тепло, свет, влага, рост, цветение, созревание, плод, «светозар», «грозовик», «жарник», «сладкоежка», «хлебосол», «припасиха».
Этапы работы Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1)организационный момент
Предлагаю детям послушать стихотворение
Е. Трутневой:
Если в небе ходит гроза,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна-
Значит, это уже…. (Лето,
Значит, кончилась…. (Весна).
2)основная часть
Предлагаю детям вспомнить времена года. Напоминаю, что каждое время года длиться три месяца.
Прошу детей назвать три летних месяца (июнь, июль, август)
- Что же за месяц – июнь?
- Какие приметы июня вы можете назвать? (можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет).
- Как сейчас выглядят леса, парки?
- Чем заняты и как ведут себя птицы и животные?
- Каких насекомых вам приходилось видеть?
Июнь первый месяц лета, его называют румянец лета. В июне длинный день, а ночь короткая.
За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами на участке часто наблюдали за муравьями и божьей коровкой. Летом всюду много птиц. В июне у птиц появляются птенцы. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.
Запомните: здоровых зверьков и птиц никогда не берите из леса домой!
Гимнастика для глаз:
-Раз –налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Предлагаю детям ответить на вопросы:
- Какой же месяц приходит на смену июню?
- Что вы знаете об июле?
- Как светит солнце в это время года?
- Какая вода в реке?
- Какие осадки выпадают летом?
- Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?
- Какие работы приходится выполнять людям в огородах, садах, полях?
Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жарко. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, тем ярче радуга.
За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах идет сенокос. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться. В садах, огородах много работы много работы: прополка, окучивание, полив.
- Что необходимо для роста растений летом? (теплая погода, теплый дождь, воздух)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один,
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Август- последний месяц лета. Август называют – хлебосол, припасиха.
- Как вы думаете, за что люди так называют месяц?
- Каким трудом люди занимаются в садах и огородах?
- Как ведут себя в августе звери и птицы?
- Какие изменения произошли в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе дни еще жаркие, а ночи холодные. На деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огороде овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеница, овес. Запахи в августе не те, что у лета. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу-грибами. Животные готовятся к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасаются орешками. Медведь копит жир. Готовятся к отлету птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.
Предлагаю детям поиграть.
- Дети, вы летом ходили на поле, луг, в лес, в сад, огород?
Сейчас мы с вами вспомним, что где растет.
( на столе картинки с изображением: цветов, овса, колосьев хлеба, овощей, фруктов, ягод и грибов. Карточки с изображением: леса, сада, огорода, луга, поля).
Дети соревнуются, кто быстрее и правильно положит картинки на нужные карточки.
В конце игры спросить у детей, что нужно, чтобы эти растения выросли? (тепло, свет, вода)
- Сегодня мы с вами убедимся, что растениям для жизни необходима вода.
- Берем 2-а цветка
- Один цветок помещаем в банку с водой и поставим на свет
-А другой в банку без воды и поставим в тень
- Через некоторое время мы с вами сравним цветки, чем они будут отличаться.
3) заключительная часть
подведение итога: О чем мы с вами сегодня говорили? Какие три месяца мы с вами вспомнили? Какой эксперимент мы с вами провели?