Антонина Бердникова
«Зинькины загадки для умных ребят». Конспект занятия по развитию речи по книге В. Бианки «Синичкин календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи.
Тема. «Зинькины загадки для умных ребят»
Задачи:
- поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
- совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
- прививать бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
- беседы об осени;
- чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь»
- загадывание и отгадывание загадок по данной теме;
- рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников;
- изготовление кормушек для зимующих птиц в группе вместе с родителями;
- разучивание стихов об осени.
Материалы и оборудование: книга с тексом сказки В. Бианки «Синичкин календарь», подбор репродукций русских художников с изображением осенних признаков, подборка загадок, пословиц об осенних явлениях в природе, карточки – схемы, обозначающие приметы осени.
Ход.
Педагог приглашает детей удобно расположиться на ковре и начинает беседу об осени с чтения стих Е,Благининой.
«Листья падают, летят»…
- О каком времени года рассказывается в этом стих?
- О какой осени в нем говорится
- Почему раннюю осень называют золотой?
- Часто ли идут осенью дожди?
Воспитатель: Дождь по улице идет
Мокрая дорога
Много капель на стекле
А тепла немного.
- Что осенний ветер делает с листьями?
Воспитатель читает строки стих. М. Исаковского.
«Осенний старательный ветер
Листву по дорогам разнес…»
- Как называется это явление в природе? (Листопад)
Воспитатель: «Помните, мы развешивали кормушки, которые в сделали с родителями. Сегодня по дороге в д/сад возле одной кормушки я увидела маленькую птичку- синичку, рядом с кормушкой лежал букет из осенних листьев, а в букете было письмо. Синичка села на плечо, а потом, взмахнув крылышками, подлетела к букету и быстро от меня улетела. Это была очень знакомая птичка. Мне показалось, что она что-то хотела мне рассказать, но не смогла. А я не могу вспомнить. Где я могла с ней встретиться
- Ребята, может быть, вы мне поможете вспомнить, где мы встречались с этой синичкой?
Дети: это, наверное, наша знакомая синичка из книги В. Бианки «Синичкин календарь».
- А как звали синичку?
Дети: Зиничка или Зинька.
Воспитатель. : что вы еще можете рассказать о птичке-синичке? Какая она была?
(Воспитатель внимательно выслушивает рассказы- воспоминания детей, поощряет их желания выражать свои мысли полными предложениями.)
Затем воспитатель предлагает детям поиграть.
Игра «Огородник и воробей»
После игры продолжается беседа, в основе которой – рассказ воспитателя.
Воспитатель: ребята я взяла букет из листьев и принесла в группу. Посмотрите, какой осенний красивый букет. (Дети рассматривают букет). Послушайте я прочитаю вам письмо от Зиньки» Ребята, и все мои друзья-синички и даже старый воробей благодарят вас за хорошие кормушки, которые в сделали. Теперь все птицы, оставшиеся зимовать, не умрут с голода в холодные дни. Возьмите от нас на память листья из осеннего леса. Ваша синичка Зиничка».
-Это вам Зинькин подарок из осеннего леса. Возьмите листочки – кому какие нравятся. (Дети разбирают разноцветные листочки, которые им понравились.
- Сегодня еще раз вспомним об осени, о том, что происходило с Зинькой в осеннем лесу. Но сначала отгадайте загадки.
(Загадки про листья,про осень, про дождик, про тучку)
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дождик»
Воспитатель: Давайте вспомним признаки осени. Вам нужно подобрать к тому слову-действию, которое я назову.
(Дети встают в круг, взрослый- в середине круга. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово-действие, а ребенок, возвращая мяч, должен закончить фразу, например
Моросит (дождь,дует (ветер, вянет (трава, желтеют (листья), льет (дождь, опадают (листья, собирают (урожай,улетают (птицы, белки сушат (грибы).
Игра «Мы осенние листочки» (с листочками, подаренными синичкой ЗинькоЙ)
(Воспитатель заранее, перед игрой, разбрасывает по одному желтому, красному, зеленому листочку по группе. Предлагает детям разбежаться по «лужайке» и подбежать к листочкам того же цвета, что и у них. Дети выполняют движения согласно тексту.
«Мы – осенние листочки, мы на веточках сидели. Ветер дунул – полетели. Мы летали, мы летали. А потом опять устали. Перестал дуть ветерок. Мы присели все в кружок. Ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул. Все листочки полетели. На лужайки свои сели.»
Воспитатель: Зинька приготовила для вас еще очень трудные задания.
(Восп. Предлагает детям подобрать родственные словак предложенным словам, н-р, «лес»
Дети: лесной, лесовичок, лесник, лесок, пролесок и т. д.
Восп. Гриб
Дети: грибок, грибной, грибочек, грибница, грибы, грибник и т. д.
Восп. Дождь
Дети: дождик, дождичок, задождить, дождливый, дождинка, дождевик и т. д.
Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где для них приготовлено новое задание от Зиньки.
-Ребята, на каждом столе лежит карточка- схема, на которой изображены: небо, дождь, день, ночь, ветер, деревья, птицы, насекомые, звери, люди, листья.
(Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть карточки-схемы и составить по ним рассказ о приметах осени, н-р:»Осенью солнце мало светит. Небо закрыто тучами. Часто идет дождь. По ночам дует сильный ветер. Листья на деревьях желтеют и опадают. Насекомые спрятались. Звери готовятся к зиме, каждый по своему. Люди делают на зиму заготовки.»
Когда дети придумают рассказы, то желающие по очереди начинают рассказывать, а остальные слушают.
В конце занятия воспитатель благодарит детей от себя и от имени синички Зиньки за активное участие. И спрашивает, что они запомнили., какие задания выполняли, в какие игры играли.