Светлана Карпухина
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Серая Шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка в технике изосказка (лепка)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Серая Шейка»
Д. Н. Мамина-Сибиряка в технике изосказка (лепка)
Подготовила воспитатель
подготовительной группы
общеразвивающей направленности
Карпухина Светлана Владимировна.
Цели:
Образовательные:
Обучение пересказу по серии сюжетных картин. Уточнение, активизация словаря по темам: «Приметы осени», «Перелётные птицы», «Дикие животные».
Обучение подбору слов, обозначающих различное настроение. Учить слушать музыку и определять ее характер.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи по сказке „Серая Шейка“ Д, Н, Мамина-Сибиряка в технике изосказка (лепка)» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Серая шейка», Мамин-Сибиряк Д.В.
- Темочки
Развивающие:
Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Развитие активного и пассивного словаря детей; совершенствование навыка беседы.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к объектам живой природы, умения сопереживать.
Предварительная работа: чтение сказки Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка», беседа, просмотр мультипликационного фильма, повторение названий перелётных птиц, диких животных, описание признаков осени.
Материалы и оборудование: аудиозаписи, пластилин, дощечки, стеки, заготовки озера на картоне, заготовки конусов для туловища охотника, шапки, веточки для деревьев, кусочки пенопласта, ушные палочки, влажные салфетки.
Ход НОД:
Часть 1. Развитие речи
На фоне музыки Мендельсон «Песня без слов» зачитывается отрывок стихотворения А. С. Пушкина (из поэмы «Евгений Онегин»)
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поле туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора…
- Ребята, какое настроение у вас вызывает эта музыка и это стихотворение?
Ответы детей: грустное, печальное, скучное…
Воспитатель: - Верно, я зачитаю небольшой отрывок текста, а вы постарайтесь вспомнить название этого произведения и кто его написал.
…Первый осенний холод привёл всех птиц в большую тревогу.
Старые и бывалые птицы проверяли готовность молодых птиц к дальнему перелёту.
Да, нелегко перелететь расстояние в несколько тысяч километров.
Ответ детей: «Серая Шейка»
Воспитатель: А кто написал?
Дети: Мамин - Сибиряк
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, это рассказ или сказка?
Дети: Сказка…
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: В сказке звери и птицы, деревья, все могут разговаривать, а в рассказе нет, в рассказе всё по - настоящему.
Воспитатель: Правильно
- Скажите, а серая шейка, это какая птица? Домашняя, дикая, зимующая или перелётная?
Дети: Перелётная…
Воспитатель: В самом начале я зачитывала стихотворение, какое временя года оно описывает?
Дети: Осень…
Воспитатель: А что происходит с птицами осенью?
Ответы детей: Некоторые улетают в тёплые края, чтобы перезимовать…
Воспитатель: А, что им так плохо здесь?
Дети: Зимой для них мало еды, и очень холодно…
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте вспомним какие ещё есть перелётные птицы, кроме нашей серой шейки.
«Перелётные птицы» (находят нужную карточку, вешают на доску)
(перечисление птиц: ласточка, стриж, цапля, грач, соловей, скворец, журавль, лебедь, аист, кукушка, утка, гусь, жаворонок, чиж).
Птиц вы знаете, а знаете ли вы птенцов этих птиц?
"Упражнение на образование множественного числа":
«У кого кто?»
Стриж – стрижата, грач – грачата, скворец-скворчата, журавль – журавлята, аист – аистята, кукушка – кукушата, утка – утята, гусь –гусята, лебедь – лебедята, жаворонок- жаворонята, чиж-чижата).
Воспитатель: Молодцы!
- Но давайте вернёмся к нашей сказке и вспомним некоторые моменты:
- Про кого она?
Дети: Про уточку, Серую Шейку.
Воспитатель: Почему уточка осталась зимовать на реке, а не улетела со своей семьёй?
Ответ детей: Потому что лиса прокусила её крылышко.
Воспитатель: - Расскажите, какие опасности ждали Серую Шейку?
Ответы детей: - Наступление холодов, отсутствие еды, лиса стала приходить каждый день, проверять, не замёрзла ли река, чтобы съесть её.
Воспитатель: А уточка так и жила в лесу одна - одинёшенька?
Дети: - Нет, она подружилась с зайцем, который приносил ей угощение, замёрзшие ягоды и травку, которую находил под снегом.
Воспитатель: - Ребята, как мы можем описать зайца в этой сказке?
Дети: Пугливый, трусливый, серый, быстрый, шустрый…
Воспитатель: А шубка у зайца какая?
Дети: Белая, пушистая, мягкая.
Воспитатель: - Как сказать одним словом: У зайца – длинные уши.
Дети: - Длинноухий
Воспитатель: - У зайца быстрые ноги.
Дети: - Быстроногий
Воспитатель: - У зайца косые глаза.
Дети: - Косоглазый
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат разрезанные картинки, на которых
нарисованы дикие животные, давайте попробуем собрать правильно и
назвать части тела этих животных.
Дидактическая игра: «Чей хвост, чья голова?.»
(голова – заячья, хвост – лисий, лапы – утиные, уши – волчьи и т. д.)
- Ребята, а как в русских народных сказках называют лису?
Ответы детей: лисичка-сестричка, лиса - рыжая плутовка, лиса –
Патрикеевна
Воспитатель: - правильно, а как о ней отзываются, какая она?
Дети: хитрая, ловкая, озорная, обманывает всех, притворяется, врунья…
Воспитатель: - А в нашей сказке («Серая шейка») какая лиса?
Дети: лживая, хитрая, потому что хотела выманить уточку из реки.
Терпеливая и осторожная, она стала приходить каждый день и проверять,
не замёрзла ли полынья.
Воспитатель: - Ребята, а что такое полынья?
Ответ детей: Это, когда лёд на реке замерзает и остаётся на середине
маленькое незамерзшее «окошечко»…
Кто-то постучал в дверь… (сюрпризный момент)
Часть 2.
Лепка (изобразительная деятельность)
Программное содержание:
- Развивать интерес к созданию лепной иллюстрации к
литературному произведению.
- Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в
рисунке;
- Закреплять приём рисования пластилином (пластилинография) озера;
- Закреплять умение лепить животных и птиц по частям, используя разные
приёмы:
раскатывание между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение
частей путём прижимания и сглаживания мест соединения;
- Создавать образы и объекты сказки (лес, река и ее берега; лиса, заяц,
охотник, Серая Шейка).
- Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
- Вызывать интерес к готовым работам, желание рассматривать,
рассказывать о них.
Сюрпризный момент:
Открывается дверь, входит сказочница с волшебной палочкой в руке.
Сказочница: - Здравствуйте, ребята! Проходя мимо, я услышала, что вы
говорите о сказке.
Для чего нужна нам сказка?
Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку,
Может быть вчерашний снег…
В сказке радость побеждает, сказка учит нас любить,
В сказке звери оживают, начинают говорить.
(С помощью физкультминутки дети проходят в мастерскую сказочницы -
скульптора и рассаживаются за столы).
Физкультминутка:
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг (дети машут руками, словно птицы)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать (дети машут интенсивнее руками)
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь
Надо птицам отдохнуть (дети садятся в глубокий присед)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много (машут руками медленно, затем быстрее)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора…
Только что на занятии вы пересказывали сказку «Серая Шейка». Давайте
попробуем слепить персонажей этой сказки и обыграть момент, когда лиса
стала приходить на озеро и проверять, не замёрзла ли полынья, чтобы
съесть бедную уточку.
Дети приступают к работе. Волшебница наблюдает за работой ребят,
помогает, если это необходимо.
По мере усталости рук с ребятами проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика:
Тили - теле, тили - теле
К югу птицы полетели (скрестив большие пальцы, мах ладонями)
Улетает скворушка, серенькое пёрышко
Жаворонок, стриж и соловей,
Торопитесь, кто скорей?
Все вернулись, прилетели
Песни звонкие запели
(скрестив большие пальцы, мах ладонями, затем указательным и
большим делаем клюв. "Поели").
Если кто - то из детей нуждается в уточнении представлений об
изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее
подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.
Когда работы закончены, дети вместе с волшебницей рассматривают их,
отмечают наиболее выразительные решения, а сказочница предлагает
ребятам придумать, что станет с Серой Шейкой у охотника Акинтича и его
внучек…
Ответы детей:
1. Девочки будут заботиться о уточке и вылечат ей крылышко.
2. Уточка окрепнет, а весной выведет потомство.
3. Семья Серой Шейки вернётся из тёплых краёв и они будут вместе.