Светлана Шматкова
«Весна пришла». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в старшей группе по теме «Весна пришла»
Цель: Закрепление знаний у детей о признаках весны.
Задачи:
Образовательные:
1) закрепить с детьми характерные признаки весны;
2) закрепить с детьми представления о смене времени года;
3) учить определять последовательность событий;
4) продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне.
Речевые задачи: Активизировать и актуализировать словарь по теме весна.
Развивающие:
1) развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей;
2) способствовать развитию воображения, памяти, речи;
3) побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;
4) развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений;
5) развивать способность видеть красоту окружающего мира;
6) развивать наблюдательность, зрительную память.
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к родной природе.
Материалы и оборудование: конверт, медведь (мягкая игрушка, клубок ниток, круг из картона, прищепки, картинки перелётных птиц, иллюстрации о весне, счётные палочки по количеству детей, звукозапись голосов птиц, картинки подснежников и проталин.
Предварительная работа: сезонные наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и отгадывание загадок, рисование весенних пейзажей.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям встать в круг и выполнить приветствие.
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх, пальцы врозь)
Здравствуй, небо голубое! (подняться на носки)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачать руками)
Здравствуй, миленький дружок! (похлопать и улыбнуться)
Воспитатель: Дети, сегодня утром к нам прилетела сорока. Она принесла конверт. А давайте посмотрим, что в нём. Письмо. А от кого это письмо, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит, к нам пришла… (Весна)
Воспитатель открывает конверт и читает письмо.
Собирайтесь скорее в необычный поход! Ждут вас тайны лесные, вдоль тропинка зовёт.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами.
Дети: Да хотим.
Воспитатель: В лес по сказочной тропинке попадём мы прямиком. Но пройти её придётся нам, ребятушки, с клубком.
Воспитатель берёт клубок и вместе с детьми идёт по «тропинке». Дошкольники описывают свой путь по сказочной тропинке. (Кто-то представил себе как перепрыгивал через ручеёк, а кто-то перелезал через упавшее дерево).
Воспитатель: Вот мы и пришли в весенний лес полный сказочных чудес.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи. Ты же видишь, мы свои!
Воспитатель: Ребята, в какой лес мы с вами пришли?
Дети: Весенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный…
Воспитатель вывешивает иллюстрации о весне.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?
Дети: Это весна.
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине лежит снег, а на этой я вижу цветы. Может это зима и лето?
Дети доказывают, что на картинках изображена весна. Называют признаки весны.
Воспитатель: Вы меня убедили, я тоже уверена, что это весна. А что дарит весне тепло и улыбку?
Дети: Это весеннее солнце.
Воспитатель: А чтобы солнце грело нашу землю ещё больше, мы добавим ему лучиков.
Дети прикрепляют лучики-прищепки к кругу из картона. Воспитатель включает звукозапись «голоса птиц».
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Ребята, вспомните какая птица открывает весну?
Дети: Весну открывает грач.
Воспитатель показывает иллюстрации грача.
Воспитатель: Правильно, это грач.
Всех прилётных птиц черней, Чистит пашню от червей.
Говорят: «Грач открывает весну».
Воспитатель: Почему в народе так говорят?
Дети анализируют и делают выводы. Педагог побуждает дошкольников грамотно формулировать свои ответы.
Воспитатель: Каких весенних певцов вы ещё знаете?
Дети называют перелётных птиц и показывают их на картинках.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку.
На шесте – дворец, во дворе – певец. А зовут его…
Дети: Скворец.
Воспитатель: Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник люди или птицы? (дети отвечают) Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают на столах из счётных палочек скворечники.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые скворечники. Я уверена, что они понравятся скворцам. Теперь пришла пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать.
Капля- раз, капля два, Капля медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони.
Воспитатель: А сейчас мы вышли на солнечную поляну. Ой, как солнышко ярко светит и греет! Снег так быстро тает. Дети, посмотрите внимательно на картину. Что появилось на земле?
Дети: Проталины. А на проталинах подснежники.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?"
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой-то белый холмик.
Дети приподнимают ткань и находят там игрушечного медведя.
Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит ещё в своей берлоге. Давайте расскажем закличку, которой в старину весну зазывали. Может мишка тогда проснётся.
Весна-Красна приходи! Снег холодный растопи,
Деревья зеленью одень. Пусть теплее будет день
Весна, весна красная!
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
Воспитатель: Смотрите медведь зашевелился. Мишка, весна пришла просыпаться пора. А нам нужно возвращаться в детский сад.
Рефлексия
Воспитатель: Дети, куда мы сегодня ходили? Кого в лесу вы увидели? Понравился вам весенний лес?