светлана горевая
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
У медведя во бору грибы, ягоды беру.
Задачи:
• Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
• Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.
• Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Методы и приемы:
• Рассматривание веток осенних деревьев, игра с муляжами, рисование ягод и грибов.
• Прослушивание музыки из «Времена года» П. И. Чайковского «Осень» (фрагмент).
• Игра «У медведя во бору»
Материал:
• Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель.
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
• Игрушки: нарисованный ежик и плюшевый медвежонок.
• Нарисованные грибы и ягоды.
• Муляжи ягод в лукошках
Литература:
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Средняя группа. Стр. 30
Методика проведения.
На одно из окон в группе воспитатель предварительно наклеивает несколько листочков. Воспитатель приглашает детей подойти к окну.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вы ничего необычного не заметили сегодня в нашей группе?
Дети: Нет!
Воспитатель: Посмотрите, к нашему окошку приклеилось несколько листочков. Видите?
Дети: Да!
Снимает листочки с окошка.
Воспитатель: Кто мне подскажет – с каких деревьев эти листочки?
Дети: С березы, рябины!
Воспитатель: Правильно. Откуда и как их занесло к нам на окно?
Дети: Ответы детей (ветер, листопад, из леса с парка и т. д.)
Воспитатель: Может быть! Но, мне кажется, что к нам заглянула Осень. Рассмотрим листочки поближе. Красивые?
Дети: Да!
Воспитатель: А какие осенние краски, цвета вы видите?
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.
Воспитатель: Правильно. Ой, ребята, а здесь что-то написано.
Читает на одном из березовых листьев послание.
«Дорогие мои ребята, приглашаю вас в осенний лес на прогулку! Но, сначала отгадайте мои загадки». Это Осень нам послание оставила. Ну, что, ребята, хотите в гости к Осени?
Дети: Да!
Воспитатель: Будем отгадывать загадки.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
Молодцы – все загадки отгадали! А теперь, отправляемся в осенний лес!
Звучит музыка П. И Чайковского «Времена года»
Воспитатель. Ребята! Посмотрите, какая красота – мы с вами в осеннем лесу! Под ногами шуршат листья. Деревья нарядились в пёстрые одёжки. Давайте вспомним потешку об осени.
Дети встают в круг.
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения руками)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно поднимают и опускают одну руку, присаживаются на корточки)
Ветер бросил на тропинку.
Подходят к импровизированному лесу
Воспитатель: Посмотрим, какие деревья нам встречаются на пути?
Дети: Берёза.
Воспитатель: Правильно, берёза. А как вы догадались, что это берёза?
Дети: Ответы детей (белый ствол, листики похожи на сердечки)
Воспитатель: Правильно – только у берёзы белый ствол и чёрные чёрточки на стволе, словно платочки в кармашках.
Вот берёзы у откоса
Стайкой встали у реки,
Засверкали в длинных косах
Жёлтых листьев огоньки.
Нехаева Н.
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?
Дети: ответы детей (Желтые)
Посмотрите, и скажите, это дерево как называется?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Как вы догадались, что это рябина?
Дети: ответы детей (Ягоды красные висят)
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные - желтые,красные и зеленые.
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».
Воспитатель: А это что за дерево? Совсем не осеннего цвета. Зимой и летом одним цветом. Как называется это дерево? Конечно, это елочка.
Обобщает ответы детей:
«Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.
Как много в лесу разных деревьев. Чтобы закрепить наши знания я предлагаю вам игру.
Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, наверное мы кого -то разбудили, как вы думаете, кто это?
Дети: ответы детей
Ежик. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй!
Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. послушаем, что он нам расскажет.
Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу.
А когда наступят сильные морозы, я заберусь в норку и укроюсь собранной листвой, как одеялом. У меня сейчас много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и ежатам. Зимой не будет ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свою норку я приношу грибочки. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.
Воспитатель. В лес за грибами приходят и люди.
В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы- несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Ежик. Белочка собрала много грибов для меня, помогите разобраться где съедобные и ядовитые грибы.
Дети отгадывают загадки
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут.
(Маслёнок)
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (Лисички)
Молодцы ребята! А это что за гриб такой красивый, яркий, в шляпке в горошек:
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый (Мухомор)
Дети: Это мухомор, он несъедобный гриб.
Ежик: Но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся.
Ежик. Если не будет грибов, животным будет нечем питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и многие другие животные.
Воспитатель. Дети, а какие ягоды вы знаете?
Дети: Малина, смородина, черника, костяника. Голубика и т. д.
Воспитатель. Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых. А ты ежик обязательно спроси у мамы.
Ежик. Спасибо, ребята, я побегу, у меня много дел. До свидания!
Воспитатель: Ой, ребята, слышите оханье? Кто-то ещё в нашем лесу живёт. Кто же это?
Слышится оханье, появляется медвежонок.
Воспитатель: Посмотрите, Мишка тоже к зиме готовится.
Медвежонок: Я строю себе берлогу и зимой в ней буду спать. Мой мех к зиме становится густым и тёплым, поэтому я не мёрзну. Сейчас мне приходится много кушать – запасаться пищей до весны, накапливать жир.
Воспитатель: А что любит кушать медведь?
Дети: Ответы детей.
Медвежонок: Помогите мне разложить ягоды по корзинкам.
Игра эстафета: «Собери ягоды, кто быстрей и больше»
Воспитатель: Правильно - рыбу, грибы и ягоды, различные травы. А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте поиграем с Мишкой!
Подвижная игра: «У медведя во бору грибы, ягоды беру….»
Игра повторяется 2-3раза.
Медвежонок: Какие веселые ребята! Вы играйте, а я пошел берлогу доделывать к зиме.
Воспитатель. Да, медвежонок, дети наши очень дружные и веселые.
Ну, что, ребята – много новых друзей у вас появилось: ёжик, мишка. Но нам пора возвращаться в детский сад – не будем мешать зверям готовиться к зиме.
Звучит музыка П. И Чайковского «Времена года»
Воспитатель: У кого в гостях мы были?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что нового и интересного узнали?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Что понравилось, запомнилось?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз. Ёжик на прощанье оставил для вас угощенья. Как вы думаете – какие? Что ёжик любит кушать больше всего?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно, яблоки! Угощайтесь. Не забудьте ёжику передать «спасибо».