Воронина Татьяна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудеса природы» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать
Цель: привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование. Формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе.
Задачи:
образовательные: расширить представления детей о природе родного края;
развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Чудеса природы“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: карта, маршрутный лист, игровая атрибутика (фотоаппараты, бинокли, рюкзаки, презентация, ванночка, фонарь, зеркало, лист белой бумаги, макет вулкана, смесь (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл., заготовки цветов лотоса.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть! Скажите, в какой стране мы живем? Как называется наш край? К нам пришло письмо от ученых. Они приглашают самых смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции по Краснодарскому краю, где ждет множество тайн и чудес природы.
Край наш очень большой, по территории, он занимает площадь как некоторые страны Европы. А вы любите путешествовать? (ответы детей). Для этого подготовлен «самолет» с необходимым оснащением ( игровая атрибутика: рюкзак, защитные очки, фотоаппарат, бинокль или подзорная труба).
Итак, мы отправляемся в мир природы Краснодарского края. Природа хранит много тайн и чудес. Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из них. Прежде чем отправиться в экспедицию, давайте рассмотрим маршрут, в этом нам поможет маршрутный лист. (Дети по карте прослеживают маршрут экспедиции). Что мы видим? (ответы детей). Нам предстоит посетить станции и выполнить задания. Вы готовы? Экипаж готов к полету? (ответы детей). Тогда поспешим отправиться в путь. Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, почаще смотрите в бинокли и подзорные трубы, фотографируйте. Занимаем посадочные места и в путь!
Физминутка «Смотрите в небе самолет» (Звучит музыка, дети отправляются в экспедицию).
Станция №1 «Метеостанция» ( слайд: загадка, картинка радуги)
На синем небе
От края до края
Повисла яркая
Дорожка цветная. (Радуга)
Воспитатель: Правильно, это - радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проведем опыт «Радуга из воды».
Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта : на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Отправляемся на следующую станцию. А вы знаете, что только в Краснодарском крае число жителей городов и число жителей села практически равны. Где мы с вами живем? (станица Копанская). Чем занимаются взрослые? Где они работают? Что производят? (молоко) Предлагаю вам отправиться на ферму. (Шагаем под песню «На лугу»)
Станция №2 «Ферма»
Мы с вами прибыли в лабораторию. На каждой ферме есть лаборатория, в которой проверяют качество молока. Предлагаю вам стать лаборантами и провести опыт «Рисование на молоке».
-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды. Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды. - Что такое молоко (Ответы). - Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров. - Что такое пищевой краситель (Ответы). - Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета. -Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе. Сели удобно за столами. Приготовились.
-Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем ложечки, очень аккуратно берем из чашечки пищевой краситель. И добавляем его в молоко. Что происходит? (Ответы). -Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки. Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки. Что мы видим? Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит (Версии ответов детей). Давайте сделаем вывод: - Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира и приводит их в движении, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.
- Станция №3 «Вулканологическая»Отправляемся дальше по маршруту на станцию № 3, и перемещаемся на Азовское море, которое хранит в себе много тайн. Отгадайте загадку
( слайд: загадка, картинка вулкана)
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она —. (Вулкан)
Как вы думаете у нас есть вулканы? А вот и есть. И очень даже близко. В Азовском море, других местах Краснодарского края есть вулканы, но извергают они не лаву, а грязь. Как будут называться такие вулканы? (грязевые).
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана, смесь для извержения (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл.)
Станция № 4 «Ботаническая» ( слайд: загадка, картинка лотоса)
Из воды торчит бутон,
На ветру качается.
Когда солнышко пригреет,
Сразу распускается! (Лотос)
Воспитатель: В России лотосы растут на Кубани, в дельте Волги и на Дальнем Востоке. В Краснодарском крае эти краснокнижные растения обычно цветут с середины июля до конца августа, а иногда распустившиеся бутоны удается застать и в сентябре. Лотос радует своим цветением два месяца, затем остаются кубышки - цветоложе, в которых созревают орехи лотоса. Осенью под воздействием ветра кубышки ломаются, и из них высыпаются орешки. Эти орешки – прекрасный корм для птиц, особенно гусей. Лотос занесен в Красную книгу, рвать его нельзя да и не имеет смысла, так как у сорванного цветка быстро опадают лепестки.
Продуктивная деятельность «Цветы лотоса».
У изготовленных детьми цветов лотоса закручиваются лепестки к центру при помощи карандаша. Затем дети опускают лотосы на воду, налитую в емкость.
Воспитатель: Ребята, что происходит с цветами? (ответы детей) Лепестки цветов начинают распускаться (бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Наша экспедиция подошла к концу (Заняв места в "самолете", путешественники возвращаются домой.) Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось? Что нового узнали? (ответы детей).