Колосова
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Что нам осень подарила»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по познавательно - исследовательской
деятельности в средней группе.
Тема: «Что нам осень подарила».
Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, фруктах, месте их выращивания.
Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.
Обогатить словарь по теме овощи, фрукты.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).
Развивающие задачи. Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, дыхания, мышления, общей и артикуляционной моторики.
Воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование. Натуральные овощи (целые и нарезанные кусочками, игрушечный грузовик, чудесный мешочек.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи-фрукты», рассматривание овощей, изготовление поделок из овощей, разучивание упражнения «Урожай».
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель ввозит игрушечный грузовик с овощами, читает стихотворение.
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
На а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что привез нам грузовик?
Дети. Капуста, морковка, свекла, картошка, помидор, огурец.
Воспитатель. А как все это можно назвать, одним словом?
Дети. Овощи.
Воспитатель. Откуда привез их грузовик?
Дети. С огорода.
Воспитатель. Где растут овощи?
Дети. На огороде, на грядках.
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы будем рассматривать овощи и фрукты говорить о них.
А сейчас мы с вами поиграем:
Игра «Чудесный мешочек».
Развитие умения узнавать овощи по характерным признакам.
Воспитатель складывает овощи в «чудесный мешочек» и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети по очереди берут из мешочка овощ, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
Воспитатель. Молодцы, все овощи узнали на о щуп!
Пальчиковая гимнастика
Соединение пальчиков, между которыми находится мячик, начиная с мизинцев; дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не должны касаться друг друга
На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(Пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Ребята, овощи и фрукты сегодня здесь не просто так собрались.
Мы их будем исследовать. А как мы можем их исследовать? (по форме, по цвету, по вкусу).
Вот ребята у меня для вас есть 3 эксперимента с овощами и фруктами.
На первом столе - с соском, на 2 столе – угадай по вкусу, 3 – угадай по запаху. Поэкспериментировали, а теперь предлагаю поменяться.
Эксперименты
1 . Воспитатель: Я очень люблю фруктовый и ягодный сок, а вы любите? (да). Скажите мне, пожалуйста, из каких фруктов и ягод вы пили сок? (Ответы детей). Я принесла немного фруктов и ягод, чтобы приготовить из них сок, поможете мне? Но, сначала, я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и рассмотреть фрукты и ягоды, вспомнить из чего они состоят и какие на вкус (мякоть, косточки, семена, волокна, кислый, сладкий). Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку, давайте вспомним через что мы с вами рассматривали фрукты, как это называется? (Лупа-увеличительное стекло).
Воспитатель: а сейчас, я вам предлагаю, с помощью, сока фруктов и ягод раскрасить бомбошку у шапочки и посмотреть какие цвета они оставляют. Но, чтобы получить сок, как вы думаете, что нам нужно сделать? (отжать, сдавить, надавить и т. д.) У меня есть алгоритмы выполнения, сейчас мы с вами посмотрим. (Приложение №1). Берем кусочек фрукта, ягоды, выдавливаем немного сока в стаканчик, затем берем кисточку, обмакиваем и ставим капельку на бомбошку. Ребята, давайте дадим соку высохнуть, а мы с вами немного поиграем
Воспитатель: а теперь посмотрим на наши бомбошки, на которые мы капали соком. Назовите у кого какого цвета бомбошка получилась. Ребята, при высыхании сока на бомбошке осталось пятно такого же цвета, как и сок (апельсин оранжевый и сок оранжевый, вишня красная и сок красный, лимон желтый и сок желтый).
Мы можем сделать вывод, что сок от фруктов и ягод оставляет пятна, такого же цвета, как и они сами. А чтобы не запачкать одежду ягоды и фрукты нужно кушать аккуратно, потому что они выделяют сок.
2. Игра «Узнай овощ, фрукт по запаху».
Воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха.
Дети садятся на стульчики перед столом с нарезанными овощами и фруктами.
Воспитатель. Мы рассмотрели овощи, а теперь давайте их понюхаем. Сначала понюхаем ломтики огурца. Посмотрите, как их понюхаю я.
Воспитатель показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно, медленно, без подъема плеч.
Дети нюхают по очереди ломтики огурца. Затем дети по очереди нюхают остальные овощи и запоминают запахи.
Воспитатель. А теперь давайте проверим, запомнили ли вы, как пахнут овощи. И сможете ли узнать овощ по запаху.
Воспитатель завязывает глаза по очереди детям и предлагает нюхать овощи, следя за тем, чтобы они делали это правильно, без подъема плеч. Дети по очереди нюхают овощи и называют их.
Воспитатель. Молодцы! Все овощи узнали по запаху!
3. Игра «Угадай на вкус». Развитие вкусовых ощущений.
Дети закрывают глаза, воспитатель кладёт им маленькие кусочки овощей и фруктов. Дети отгадывают, что они ели, определяют их вкус: кислые, сладкие, сочные, вязкие, горькие.
Воспитатель. Молодцы! Все овощи узнали по вкусу!
Ребята, вы как настоящие исследователи должны заполнить карточки, стрелочкой соединить овощ- фрукт с геометрической фигурой, а галочками – крестиками обозначить его вкус!
Круг – сладкий, сочный
Овал – кислый
Треугольник – горький.
Упражнение «Урожай». Развитие общей моторики, координации речи с движением. Формирование умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Овощи».
В огород пойдем, Идут по кругу, взявшись за руки.
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем «Таскают» : выполняют наклоны с
имитирующими движениями рук.
И картошки накопаем. «Копают» : выполняют движения
руками, имитирующими работу
лопатой.
Срежем мы кочан капусты, «Срезают» : одной рукой держат
воображаемый кочан, а другой, с
воображаемым ножом, подсекают
снизу кочан.
Круглый, сочный, Рисуют в воздухе круг три раза.
очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко «Рвут» : приседают и выполняют
имитирующие хватательные
движения обеими руками.
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Рефлексия.
Воспитатель: Что интересного было для вас сегодня? (ответы детей)
Кому вы расскажите, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).
Ребята, какие новые открытия вы открыли для себя? Кому – что было не понятно?
Скажите теперь вы узнали, откуда берется сок? (да, из фруктов и ягод, а как его получить? Расскажите дома родителям, сестрам, братьям, что сок фруктов и ягод, имеет цвет, как краски и оставляет пятна? А сейчас я приглашаю вас попить сок!