Светлана Титова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Во былые времена, во старинные года»
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Во былые времена, во старинные года…»
Титова С. Н., воспитатель,
МБДОУ «СОШ им. П. В. Киреевского»,
отделение по дошкольному образованию
Орловский муниципальный округ
Задачи:
1) Продолжать знакомить детей с историей русского народа.
2) Закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников „Во былые времена, во старинные года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
3) Развивать интерес к народному творчеству: русским народным сказкам, хороводам, играм.
4) Обогащать словарь детей.
5) Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа.
6) Воспитывать любовь к своей Родине.
7) Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.
Материалы и оборудование: макет печи, предметы старинного обихода (чугунок, ухват, глиняный горшок, прялка, вышитые полотенца, скатерти, кукла Кузя, кукла Жихарка, сундук со старинными предметами (лапти, стрела, гребешок и т д., «лоскутное одеяло» с иллюстрациями русских народных сказок, туесок, ложка с золоченой ручкой.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, разучивание русских народных хороводов, народных игр, считалок.
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия. Дети заходят в зал (по залу разбросаны «следы»).
Воспитатель : Ребята куда мы с вами попали? Посмотрите, здесь чьи-то следы. Интересно, кто мог их оставить? Как вы думаете: это детские следы? (ответы детей). Давайте померим. Они маленькие. А это что? (Воспитатель обращает внимание детей на лежащее на полу письмо). Послание нам! Давайте откроем что же здесь написано? Воспитатель читает текст письма : «Дорогие ребята, это мои следы вы видите, я искал то, что мне очень дорого и не нашел. Только вы можете мне помочь, отправившись в путешествие. Справитесь с заданиями, имя моё узнаете. А маршрут вам покажет волшебный клубок».
Воспитатель : Ну что ребята отправляемся в путь?
А вот и клубочек волшебный.
Клубочек в руки я возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придёт,
В старину нас унесёт.
(Клубок «ведёт» детей и воспитателей в старинную избу, звучит русская народная музыка «Ах вы сени, мои сени»). Дети заходят в русскую избу, где находится макет русской печи.
Воспитатель : Как здесь красиво! Куда нас «привёл» клубочек? (ответы детей).
А вот и первое задание: (оно привязано к клубку)
«Милости просим!
Вот старинная изба!
Это русская изба!
Вы загадки отгадайте!
И предметы называйте»
Ну что ж, попробуем, ребята?
Первая загадка:
Стоит девица в избе,
Коса на дворе. (печь).
(разбирая загадку, воспитатель кратко дополняет ответы детей).
Дом без печки – «нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили щи, кашу, картошку. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу. У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было, например, ссориться, ругаться в доме, «а то печь услышит». Можем ли мы с вами утверждать, что она была главной в доме? (ответы детей). А в каких сказках упоминается печь? («Гуси лебеди», «По щучьему велению»)
Вторая загадка:
Сел на конь и поехал в огонь,
Книзу узок, верх широк,
Он чугунный…
(Дети отгадывают загадку и указывают на чугунок).
Воспитатель : Почему чугунок так называется? А для чего такой чугунок нужен? (ответы детей).
Затем воспитатель указывает на глиняный горшок:
А у глиняного горшка своя история. Вот послушайте что он хочет нам рассказать (достает загадку из горшка и читает).
Загадка:
«На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил».
Краткий рассказ воспитателя : холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина становилась мягкой, разогревалась, становилась пластичной, из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке.
Третья загадка:
Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдает,
Сам на отдых идет. (Ухват).
(Дети отгадывают, указывают на ухват).
Воспитатель : Да, голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата.
Четвертая загадка:
Железный конь,
Скачет в огонь. (Кочерга).
Воспитатель : Для чего она нужна? (ответы детей).
Воспитатель : топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Говорили: «Что есть в печи – все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами».
А вот и следующая загадка:
Говорит дорожка-
Два вышитых конца:
Помойся хоть немножко
Чернила смой с лица,
Иначе ты в полдня,
Испачкаешь меня. (Полотенце).
Воспитатель : Посмотрите, дети, какие красивые полотенца у нас в избе. А что делает эти полотенца особенно нарядными? (ответы детей). Правильно, вышивка. С древних времен любили на Руси вышитые вещи. Вышивкой украшали полотенца, скатерти, одежду. А как называлась вышивка у нас в Орловской деревне? (Орловский спис).
Загадка про прялку:
По локоть мохнато,
По локоть голо,
По локоть под сиденье ушло.
Воспитатель : Справа от печи всегда стояла прялка. Правый от печи угол назывался «бабий кут», здесь командовала хозяйка, приговаривала:
Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
А на прялочке, посмотрите ребята, наверное, еще одно задание для нас (берет задание с прялки) и читает:
Прялка дорогу укажет тому,
Кто поиграет вот в эту игру!
Знакома ли вам она?
«Ой, ниточка тоненькая»? (ответы детей)
Воспитатель : В хоровод скорее вставайте
И игру вы начинайте!
(Хоровод «Ой, ниточка тоненькая»).
Воспитатель : Мы закончили игру, возвращаемся в избу. Ну что ж, ребята, похозяйничали мы в избе. Тепло и уютно нам здесь было. Давайте скажем печке спасибо и в путь дальше отправимся.
(Дети кланяются, заходят за печь, видят «жилище» Кузи домовенка – сундук, самого Кузю).
Воспитатель : А кто здесь притаился?
Чье же это жилище?
(Дети отвечают)
Воспитатель : Домовенок очень любит общаться с ребятами, он большой шутник и весельчак. Ой, он что-то тихо говорит. (Воспитатель прислушивается к Кузе).
Воспитатель : Кузя просит рассказать, из какой сказки вещи, которые у него в сундучке спрятаны, а сказки на лоскутном одеяле увидим, оно в лесу у медведя спрятано. Кузю с сундучком с собой возьмем, одеяло мы найдем!
(Дети с воспитателем идут в «лес», находят одеяло, лоскутки – это иллюстрации к русским народным сказкам).
Воспитатель : Чтобы открыть сундучок, надо сказать волшебные слова:
Чок- чок каблучок!
Открывайся, сундучок!
Давайте скажем их вместе!
(Сундучок открывается, воспитатель достает предметы : лапти, стрела, гребешок, золотое яйцо, яблоко и т. д.). Дети отгадывают из каких сказок эти предметы, раскладывают предметы на «лоскутном одеяле».
Воспитатель : Молодцы ребята, вы хорошо знаете русские народные сказки. Только в сундучке есть еще что-то. (Воспитатель достает маску медведя, на ней привязано следующее задание).
Текст задания:
Все вы сказки отгадали, а в игру не поиграли
Миша должен быть водящим,
Так вы выйдите из чащи!
На полянку вы придете,
Туесок вы там найдете.
Воспитатель : Что за игра такая? Вы знаете, ребята? (ответы детей).
(Проводится русская народная игра «У медведя во бору». После игры дети вспоминают, что нужно идти на полянку, находят туесок, на туеске задание).
Воспитатель :
Отгадаете загадку – открывайте туесок,
Спрятан там предмет-отгадка,
Он так дорог тому был,
Кто в вашей группе наследил.
Загадка на туеске:
«Загадаю вам загадку,
Вы скажите мне отгадку,
Хоть и знаю наперед:
Вы смекалистый народ,
Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук,
На досуге веселушка,
И накормит всех вокруг,
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься не дает».
Ответы детей: Ложка.
Воспитатель : Открываем туесок? А вот и ложечка! Точеная! Ручка золоченая! Чья же она, ребята? Кто ее потерял?
Дети: Жихарка.
Воспитатель : Так вот кто следы оставил и в путешествие нас отправил! Он, наверное, где-то здесь. Давайте закроем глаза, ребята. Закрыли глаза?
На ширме появляется Жихарка: Да, я Жихарка, друзья,
Это ложечка моя,
Ложечка точеная,
Ручка золоченая.
Вот спасибо вам, ребята!
Я ее терять не буду!
Ну, а вас я не забуду!
Вам понравилось путешествие ребята? (ответы детей) А что вам запомнилось больше всего? (ответы детей) Какое задание было самым трудным? (ответы детей) Какое задание больше всего понравилось? Почему? (ответы детей) Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии? (ответы детей) Важно ли то, что мы сегодня узнали? (ответы детей) До свидания, ребята! До скорых встреч! А я в сказку возвращаюсь!