Лемара Джаппарова
Конспект занятия по краеведению «Цветок дружбы народов Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культуры и традиций народов Крыма. Закрепление знаний о народах проживающих в Крыму и их культуре.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о том, что Крым населяют разные народы;
2. Закрепить знания об особенностях, национальной кухни, костюмов, народных промыслов;
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Цветок дружбы народов Крыма“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
3. Умение описывать национальный женский костюм народов Крыма; называть предметы и описывать народные промысла каждого народа; определять лишние блюда, обосновывая свой выбор.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к культуре и к традициям народов Крыма;
2. Развивать логическое мышление, фантазию, воображение, выполнять различные игровые задания.
3. Расширять и активизировать словарный запас, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение и положительное отношение к культуре народов, проживающих в Крыму;
2. Прививать любовь к своей малой Родине, интерес и уважение к народной культуре; мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций
Словарная работа: сорочка, сарафан, плахта, антер, феска, лозоплетение, народный промысел.
Предварительная работа:
Беседы по теме: «Крым-моя родина», рассматривание национальных костюмов, иллюстраций «Народные промыслы народов Крыма», рассматривание альбомов «Национальная кухня народов Крыма», заучивание стихотворений о Родине, пословиц о дружбе, экскурсия в мини-музей «Русская изба».
Материал:
Презентация «Легенда о возникновении Крыма»; проблемная ситуация «Письмо от Тома Бартона, проживающего в Англии»; иллюстрации народов Крыма (русские, украинцы, крымские татары); 3 куклы в национальных костюмах; Д/ира «Подбери элемент костюма»; мини-музей «Народные промыслы»; презентация по теме: «Национальная кухня народов Крыма»; Д/ира «Четвертый лишний»;
атрибуты к русской народной игре «Заря-заряница», водный маркер на каждого ребенка.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Психогимнастика «Друг».
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Утро доброе начнется.
(Дети садятся на стулья)
2. Основная часть
Вос-ль: -Сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо из Англии. Слайд №1.
(Посмотрите на экран) Слайд №2
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том Бартон, я исследователь. Я исследую разные страны, острова. Я слышал, что в Крыму живут много людей разных национальностей в дружбе и согласии. Я прошу рассказать о народах, их культуре, традициях, живущих в Крыму. Отправляю в знак дружбы цветок, на лепестках которого изображены вопросы. С помощью цветка вы сможете узнать вопросы, которые меня интересуют».
Вос-ль: -Ребята, посмотрите вот и цветок. Он необычный, с разноцветными лепестками.
Вос-ль: - Первый лепесток я открою сама. Нам необходимо рассказать, как появился наш полуостров.
(показ презентации «Легенда о возникновении Крыма») Слайд №3
Вос-ль: - Много лет назад на планете были только моря. Слайд №4
Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода. Слайд №5. Поднялись волны, из-под воды появилась суша Слайд №6.
Небольшой участок земли, который имел вот такую форму. Слайд №7
Здесь были горы, реки, водопады, долины. Слайд №8
Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники (Слайд №9.) Появились звери и птицы (Слайд №10-11.). Так на планете появился самый красивый уголок земли, наш волшебный полуостров. Наша малая Родина. Слайд №12
Вос-ль: -Как называется наша малая Родина? (Ответы детей)
Илья знает стих-ние о Родине, сейчас он его расскажет.
(Ребенок рассказывает стих-ние)
Этот Край чудесный, там, где синь небес,
Море голубое и зелёный лес,
Ручеёк звенящий и весенний гром,
Это запах неба, это отчий дом
Родина, родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая.
Родина моя!
(Ребенок переворачивает 2 лепесток)
Вос-ль: - Что изображено на лепестке? (Отв. детей)
Вос-ль: -Какие народы проживают в Крыму? (Отв. детей)
Вос-ль: -Крым многонационален. Рассмотрим и расскажем Тому о национальном женском костюме народов Крыма. (русского, украинского и крымскотатарского народа).
(Выставляю картинки народов)
(Перед детьми куклы в народных костюмах)
Вос-ль –Ребята, перед вами куклы в национальных костюмах народов Крыма. В костюм какого народа одета эта кукла? (Отв. детей)
(Перед ребёнком кукла в русском народном костюме, ребенок описывает национальный костюм.)
Ребё нок: На куклу одета белая рубаха с орнаментом, сверху - нарядный сарафан, расшитый тесьмой, на голове- кокошник, на ногах сапожки красного цвета.
Вос-ль: - А на этой кукле костюм какого народа? (Отв. детей)
(Перед ребёнком кукла в украинском народном костюме, ребенок описывает национальный костюм.)
Ребё нок: Кукла одета в сорочку, она называется вышиванка, юбка называется плахта. Поверх плахты завязан фартук, на ногах красные сапожки. На голове венок с разноцветными лентами.
-Ребята, посмотрите, в национальный костюм какого народа одета кукла? (Отв. детей)
(Перед ребёнком кукла в крымскотатарском народном костюме, ребенок описывает национальный костюм.)
Ребё нок: На кукле надето платье-антер, с широким поясом- кушаком, платье и пояс расшиты золотой вышивкой. Под платье надевают шаровары, на ногах кожаная обувь. На голове- фес, украшенная золотой вышивкой. Сверху фески белый тонкий платок, он называется баш марама.
Вос-ль: - Молодцы ребята, рассказали о национальной женской одежде. Теперь немного поиграем.
(Проводится д/игра «Подбери элемент национального костюма»)
Вос-ль: -На столах у вас лежат карточки и маркер. Вам необходимо к народному костюму подобрать свой элемент одежды и провести линию (черту) от элемента одежды к национальному костюму.
(ребенок переворачивает следующий лепесток)
Вос-ль: - Что изображено на лепестке? (Отв. детей)
Вос-ль: -Перевернув третий лепесток, мы расскажем о народных играх народов Крыма.
Вос-ль: -Назовите народные игры Народов Крыма? (Ответы детей)
(«Заря-заряница», «Горелки», «Салочки», «Золотые ворота», «Подоляночка, «Дзвон», «Къувалама», «Гъазлар-гъазлар»)
Вос-ль: - Немного поиграем, отдохнём в игру «Заря-заряница».
(Проводится русская народная игра «Заря-зареница»)
Вос-ль: - Немного отдохнули, поиграли.
(ребенок переворачивает следующий лепесток)
Вос-ль: - Что изображено на лепестке? (Ответы детей).
Вос-ль: - Расскажем о «Национальной кухне народов Крыма».
-У каждого народа есть свои особенные национальные блюда. Расскажите, что готовят и чем встречают гостей народы Крыма.
Вос-ль: -Посмотрите на экран. Слайд №13 (русская кухня)
-Блюда какого народа изображены на экране? (Отв. детей)
Вос-ль: - Расскажите о русской национальной кухне.
Ребенок: (Русские пекут блины, встречают гостей пирогами с разной начинкой, готовят пельмени с мясом, грибами. Пироги да каша- гордость русского народа. И ещё обязательно- чай из русского самовара)
(Следующий слайд №14) – Блюда какого народа изображены? (Отв. детей)
Вос-ль: -Расскажите о национальной кухне украинского народа.
Ребенок: (Украинцы любят наваристый борщ, вареники с картошкой, творогом, вишней, политые сметаной. Без знаменитого сала не обходится ни один праздник).
(Следующий слайд 15)
Вос-ль: -Блюда какого народа изображены на экране? (Отв. детей)
Ребенок: (Крымские татары, встречают гостей ароматным кофем со сладостями. Жарят чебуреки, пекут бурму и кобете.)
(Проводится д/игра «Четвертый лишний»)
-На столах лежат карточки на которых изображены блюда народов, вам нужно найти лишнее блюда и закрыть маленькой карточкой и объяснить почему именно это блюдо лишнее.
Вос-ль: - Перевернувши последний пятый лепесток, нужно рассказать о «Народных промыслах» народов Крыма. (Слайд №16)
-Для этого пройдем ребята в наш мини – музей, и рассмотрим экспонаты народных промыслов народов Крыма украинцев, русских и крымских татар.
Вос-ль: -Расскажите о промыслах русского народа? (Ответы детей).
Ребенок: (Русские народные умельцы вырезали из дерева различные предметы быта, деревянные игрушки, делали матрёшек, плели кружева.)
Вос-ль: - Расскажите о украинских мастерах, какими промыслами занимались.
Ребенок: (Украинские мастера вышивали рушники, вышиванки, лепили керамическую посуду, занимались лозоплетением.)
Вос-ль: - Какими промыслами занимались крымские татары? (Ответы детей).
Ребенок: (Крымскотатарские мастера изготавливали керамику и ювелирные изделия, вышивали золотом.)
(присаживайтесь за столы)
Вос-ль: - Молодцы ребята, ответили на этот вопрос!
(Отв. детей)
Вос-ль: - На лепестках цветка закончились вопросы. Скажите, на какие вопросы Тома мы ответили? (Ответы детей)
-Но, что же объединяет все народы Крыма? (Ответы детей)
Вос-ль: - Конечно же, дружба. Кто знает пословицы о дружбе?
(Дети рассказывают пословицы)
-Дерево держится корнями, а человек друзьями. (Русская)
-Дерево мiцнiше кам’яних стiн. (Украинская)
-Къум къанатына ишана, инсан достуна. (Крымск. -татарская)
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей! (Русская)
-Дружба та братство дорожче багатства. (Украинская)
-Достлукъ бутюн омюрлик. (Крымск. -татарская).
3. Итог занятия. Рефлексия
Вос-ль: Пословицы разных народов звучали на разных языках, а смысл у них один и тот же: человек всегда дорожил крепкой дружбой!
Вос-ль: -Ребята, понравилось ли вам отвечать на вопросы Тома? (Ответы детей)
-Хотите, чтобы Том посетил наш Крым? (Ответы детей)
- Отправим этот цветок дружбы народов Крыма Тому, в знак того, что Крымский народ хочет дружить и ждет его в гости.
Вос-ль: Ребята, вы очень старались, хорошо отвечали.
- Теперь я хочу вас угостить «Пирогом Дружбы».
Вместе мы одна семья,
Все народы здесь друзья!