Лариса Щербенкова
Конспект занятия по коммуникативной деятельности с детьми старшего возраста «Таёжные приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Щербенкова Л. А.
Воспитатель 1квалификац. категории
МБДОУ «ДСКВ №70»
г. Братск Иркутской области
Тип занятия : творческая познавательная деятельность.
Цели занятия : образовательные, воспитательные, развивающие – воспитывать интерес к напечатанному слову, закреплять представления детей о звуке, слоге, слове, предложении; обогащать словарь образными словами и выражениями, учить строить речевое взаимодействие с партнёром; воспитывать умение договариваться, планировать работу, делиться на компании; осуществлять интеграцию образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, здоровье.
Публикация «Конспект занятия по коммуникативной деятельности с детьми старшего возраста „Таёжные приключения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: формирование коммуникативных, творческих навыков у дошкольников.
Необходимое оборудование и материалы:
Письмо от Почемучки
Ёмкости с хвоёй сосны, ели; ступа с толкушкой.
Репродукции и фотографии с изображением леса (хвойного, лиственного, смешанного)
Карточки с заданиями.
Аудиозапись «Звуки и шумы природы», аудиозапись песни «Дорогою добра» (муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин)
Кроссворды, головоломки, ребусы.
План маршрута к Почемучке.
Энциклопедии «Всё обо всём».
Список дополнительной литературы:
- «Делим слова на слоги» ИП С. В. Бурдина
- «Делим слова на слоги» ИП С. В. Бурдина - «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой Москва ОПМА Медиа Групп 2008г.
- «Играй! Думай! Твори! Делай!» издательство «СМАРТ» г. Санкт – Петербург 1994г.
Ход занятия:
Коммуникативная игра «Вот и собрался наш круг» :
«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Руку дал другу друг.
Варя дала Егору,
Егор дал Никите,
Никита дал Алине….
Вот и собрался наш круг!»
Педагог показывает письмо. Дети читают: «Дорогие ребята! Приглашаю вас в гости. Дорога будет непростой – я вам подготовил необычные задания, с ловушками. Уверен, что вы справитесь.
Ваш «Почемучка».
Педагог: «Ребята, отправляемся в дорогу. Но как темно, пасмурно. Что делать?» (зажечь фонарь) – коммуникативная игра «Зажги фонарь» (дети с поднятыми вверх руками по очереди от ведущего хлопают в названном направлении).
Подходим к стене, оформленной иллюстрациями хвойного леса. Педагог: «Здравствуй, лес! Здравствуй, лес! Полон тайн и чудес! Слышите, как он нам отвечает? ( дети произносят: ш-ш-ш-ш-ш) Какие деревья изображены? (кедры, сосны, пихты, ели, лиственницы) У всех этих деревьев особые листья – хвоинки. Поэтому и называется лес «хвойным» или «таёжным. Воздух в таком лесу необычный – лечебный. (Детям предлагаются хвоинки сосны, ели, кедра, пихты. Их надо растереть, растолочь, и исходящий воздух вдохнуть глубоко, описать свои ощущения, найти различия в запахах). Хвоя выделяет фитонциды, которые убивают микробы – поэтому воздух в хвойном лесу лечебный».
Дети оказываются на лесной полянке. Педагог: «А вот и полянка звуков, давайте прислушаемся, что слышите?» (звучит запись «Звуки леса». Дети перечисляют услышанные звуки. Называют ещё звуки, которые возможно услышать в лесу).
Фонопедическое упражнение «Птички» : «Расселись птички на своих ветках и запели свои
звонкие песни.
Чечётки – трещотки (тр –р – р – р, тр – р – р – р,
Кукушки – горюшки (ку – ку –, ку – ку,
Снегири – малыши (свинь, свинь, свинь,
Синички – невелички (тень, тень, тень,
Змеи в лесу шипели (ш – ш – ш – ш,
А сучья сухие скрипели (а – а – а – а – а)».
Упражнение «Найди звук». Педагог: «Ребята, послушайте внимательно предложение и назовите первый звук в нём - «звонкий от мороза в лесу звук»( «З»). Второе предложение: «свистит в ушах от ветра».( «С»). Чем обозначается звук? (буквой). Дети ищут на рисунках буквы «З» и «С». Девочки садятся на пенёчки, слева от которых лежат карандаши, мальчики – справа. Обводят карандашом буквы, подсчитывают количество найденных букв, записывают. Проводится взаимопроверка: дети обмениваются листочками, находят и исправляют неточности в других работах.
Педагог поё живаясь: «Потянуло холодом. Что делать?» (погреться).
Коммуникативная игра «Колю дрова» :
«Я колю, колю дрова.
Я колю на чурочки.
Гори огонь в печурочке.
Гори жарче, жарче печь.
Пироги мы будем печь!»
Вот и согрелись. На следующую поляну будем добираться пешком.
Ритмодекламация «Антошка»
Нож–ки у Ан–тош–ки и–дут по до–рож–ке,
До-рож-ка кри-ва-я ни кон-ца, ни кра-я,
Грязь по ко-ле-но, ло-шад-ка ох-ро-ме-ла.
То-пы-дрё-пы, то-пы-дрё-пы,
Тяп-ши ляп-ши, тяп-ши ляп-ши,
Цын-цы брын-цы, цын-цы брынцы,
Тпрусь-ка, тпрусь, тпрусь-ка, тпрусь,
Пришли!
Прибыли на поляну «Живых слов». Дети делятся на две команды, дают названия командам, выбирают слова-карточки, лежащие на полянке (по одному слову на ребёнка) и строятся в предложение. Команда, стоящая напротив, читает это предложение. Проводим игру шутку: дети одной команды встают неправильно, дети другой их перестраивают в нужном порядке.
Педагог: «Дальше мы поедем на карусели». Дети садятся на корточки, двигаясь вперёд, говорят:
«Как за тридевять земель нас укатит карусель.
Но куда же без оглядки мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели от веселия к веселью».
Педагог: «Приехали. Делу – время, потехе – час. Нас ждё т следующее задание Почемучки: игра «Кто, где спрятался». Дети делятся по счёту на команды. Каждая команда на своём листе находит картинку и подбирает к ней другую (в, на, за, под, составляет предложение из четырёх слов (собака живёт в будке, дети гуляют в парке и т. д.)
Педагог: «Путь закрыт - идти не можем, на пути стоят столбы». Игра «Хрустальные столбы» в парах: «Вот в лесу стоит изба – во все стороны резьба. (изображают крышу,
ледяные окна скрыты ледяными ставнями (рисуют в воздухе узоры,
два столба хрустальных врыты – сторожить поставлены. (у одного руки согнуты в
локтях, второй «ходит» пальчиками по ним,
на столбе ледяном ворон ходит ходуном» (одни пытаются захватить кулачки других,
другие прячут руки за спину).
Прошли через хрустальные столбы. Но здесь препятствие: прочтите слова и назовите лишнее: сосна, клён, пихта, лиственница, кедр (дети называют). Может быть, вы хотите мне задать подобные задачки? (теперь педагог отгадывает).
А вот и дом Почемучки».
Почемучка встречает гостей, приглашает в дом: «Со всеми заданиями справились! Молодцы! Я вам присваиваю звание «Почемучки»! Примите от меня в знак благодарности подарки – энциклопедии «Всё обо всём». Дети благодарят и вручают Почемучке кроссворды, головоломки которые составляли сами. Маленькие почемучки дарят Почемучке план леса и маршрута по которому можно добраться до детского сада, приглашают его к себе в гости.
Возвращаемся «из леса» в «детский сад» под песню «Дорогою добра». (муз. М. Минков,
сл. Ю. Энтин)