Оксана Чернобаева
«В поисках Немо». Конспект занятия по ОО «Коммуникация» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели.
• Упражнять в умении определять общий звук в предложенных словах и его местоположение.
• Учить различать твердые и мягкие согласные [К], [К*].
• Развивать фонематический слух, внимание и ориентировку на плоскости.
• Упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе слова.
• Продолжать развивать фонематический слух, мышление, связную речь.
• Продолжать учить соотносить звук с соответствующей буквой, тренироваться в чтении слов.
• Упражнять в отгадывании загадок.
• Обогащать словарь по теме: «Морские животные».
• Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
Публикация «„В поисках Немо“, Конспект занятия по ОО „Коммуникация“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Воспитывать культуру поведения на занятии, желание прийти на помощь, доброе отношение ко всему живому.
Материал и оборудование.
Макет морского дна; ракушки и морские обитатели на липучках, набор тематических картинок; демонстрационная табличка деление слов на слоги (1, 2, 3 слога); табличка для определения места звука в слове (начало, середина, конец); кроссворд; «Звуковые часы», сачок, аквариум с рыбкой Немо, ширма, письмо от Русалок, образец звуковых схем слов “рак”; на каждого ребенка – картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук [К], [К*], фишки для составления звуковой схемы слова (синие – для твердых согласных, зеленые – для мягких согласных, красные – для гласных, раскраски, цветные карандаши, индивидуальные стаканчики с трубочками.
Планируемый результат.
Определение общего звука в словах, различение твёрдых и мягких согласных, упражнение в звукобуквенном и слоговом анализе слова, обогащение словаря, соотнесение звука с соответствующей буквой, развитие фонематического слуха, мышления, внимания, связной речи, мелкой моторики рук.
Содержание организованной деятельности детей.
I. Организационный момент. Введение игрового материала.
- Сегодня встреча наша не простая, мы отправимся с вами в путешествие. И не куда-нибудь, а на самое дно моря. Будьте внимательны, сообразительны, не перебивайте друг друга, отвечайте полными ответами. Я вам желаю хорошего настроения!
- Ребята, сегодня я получила необычное письмо, оно со дна моря, и прислали его Русалки. (Достаю письмо, читаю).
- Послушайте его. "Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем морском доме случилась беда. Люди-ныряльщики поймали нашего друга Немо (маленькую рыбку). Мы, морские жители просим вас прийти на помощь и вернуть маленького Немо обратно в море. Наш сосед РАК говорит, что знает, как помочь маленькому Немо, и у него есть то, что спасет его. Но он спрятал это в сундук и пообещал отдать тому, кто поможет ему и ответит на его вопрос. Но дорога к Раку тоже не легка. Она состоит из ракушек, но некоторых не хватает, их растащили морские жители. Надо узнать кто их забрал? Если вы отгадаете, то они будут сопровождать вас в путешествии по морскому дну. А чтобы получить от каждого из них ракушку, необходимо будет выполнить определенные задания, которые они будут давать. Не оставьте маленького Немо в беде. До свидания. Желаем удачи!"
- Ребята, надо отправляться на помощь! Как вы думаете, мы справимся? Тогда в путь! Нам надо опуститься с вами на дно моря.
Дыхательная гимнастика.
- Возьмем наши акваланги (берут индивидуальные трубочки, глубокий вдох, опускаемся и медленно выдыхаем через трубочку. (Ребята выполняют, затем кладут трубочки в индивидуальные стаканчики и садятся на места).
II. Основная часть.
- Ребята, мы оказались на дне моря, давайте оглядимся. Смотрите, вот дорожка, про которую нам писали Русалки, пойдем по ней, но тут не хватает ракушек, кто же придет первым к нам на помощь?
- Слушайте внимательно (загадка) :
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки.
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг… (морской конёк)
- Молодцы! (Выставляю на макет морского конька)
- Какое задание он нам приготовил?
- Морской конё к:
«Здесь заданье для умных, смышленых ребят,
Почему здесь картинки все вместе стоят?
Может этот вопрос вас затрудняет,
Ну, подумайте, что их объединяет?»
( Открываю фланелеграф с картинками: раКушКа, песоК, рыбаК, Камень, Краб, аКула, сКат, раК, плавниК, Кит, Катер, щуКа. Ребята называют все слова, отмечают, что все они на морскую тематику и имеют общий звук (к).
- Но нам надо не только выделить общий звук, но и определить его место в слове. Открываю таблицу для определения места звука в слове (начало, середина, конец). Дети распределяют картинки по таблице.
- Ребята, мы справились с заданием, которое нам дал морской конёк, за это получаем ракушку и наш путь продолжается. (Продвигаемся по дорожке, не хватает следующей ракушки).
- Нам снова нужна помощь, кто же даст нам следующую ракушку? (загадка) :
У него есть руки-клещи,
Ими он хватает вещи.
Ходит боком взад-вперёд,
Настоящий луноход!
И в воде он, и не суше,
Есть глаза, но где же уши?
Он бывает мал и слаб.
Догадались - это КРАБ! (Выставляю на макет краба)
- Какое же задание придумал нам этот морской обитатель?
- Краб: «Мне сказал тут однажды, знакомый дельфин,
Что в названье моём стоит слог лишь один.
Я прошу вас, ребята, вы меня научите,
И названья картинок по слогам поделите».
- Ребята, давайте научим краба делить слова на слоги?
(Открываю демонстрационную табличку деления слов на слоги (1, 2, 3 слога, дети по очереди берут картинки, определяют количество слогов в слове и ставят картинку в соответствующий столбик).
- Ребята, вы молодцы! Мы получаем ещё одну ракушку, а она не простая, на ней нарисован музыкальный ключ. Пора нам с вами просто поплавать.
Передохнём с тобой дружок,
Становись скорей в кружок.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Вместе раз – это брас,
Одной другой – это кроль
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй.
А теперь глубокий вход,
Опускаемся на дно.
- Ребята, возвращаемся к нашему путешествию, мы уже скоро доберёмся до сундука, нам надо спешить! (садятся на места).
- Снова не хватает ракушки в нашей дорожке, кто из морских обитателей поможет нам? (загадка) :
Глубоко на дне она,
Словно на небе видна,
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
(Выставляю на макет морскую звезду)
- Морская звезда:
«Звезда морская, очень строгая,
Но любит поиграть,
И предлагает вам ребята
Слова зарифмовать».
Открываю демонстрационное пособие «Звуковые часы», на фоне большой морской звезды по кругу расположены картинки, с помощью стрелочек, которые установлены в центре, надо подобрать слова, схожие по звучанию:
(ракушка – лягушка, рак – мак, песок – носок, удочка – дудочка, омар - комар).
- Ребята, вы справились и получаете ещё одну ракушку, которая поможет пройти дальше по дорожке. Мы уже совсем близко и совсем скоро сможем помочь маленькому Немо, поспешим.
- Нам не хватает последней ракушки, кто же ее нам достанет?
Он плоский и широкий,
Ударить может током.
Ершу и камбале он брат,
Электрический он (скат) (Выставляю на макет морского ската)
Будьте внимательны, какое задание он нам приготовил?
- Скат: Игра «Живые звуки»
(Открываю фланелеграф с кроссвордом. Кроссворд состоит из 5 окошек. В каждом окошке картинка: Краб, Лодка, Окунь, Удочка, Ныряльщик). Дети последовательно произносят слова, выделяют первый звук каждого слова, выходят к доске и встают последовательно, как звуки в слове, ещё раз проговаривают звуки и называют слово, которое получилось, КЛОУН.
- Правильно, ребята, Немо из породы рыба-клоун. Они названы так, благодаря своей весёлой, яркой окраске.
- Идем дальше!
- Ну вот, мы добрались до рака,
Он не укусит вас, ребята.
Не может он понять никак,
Какие звуки в слове - «рак».
Открываю картинку-схему слова РАК. Дети готовят индивидуальные схемы и разноцветные фишки (красные, синие, зелёные). Выполняем звуковой анализ слова.
- Сколько звуков в слове «рак»? (Три)
- Произнесите слово так, чтобы четко было слышно первый звук? (р-р-рак, звук (р)
- Какой это звук? (Согласный)
- Докажите! (При произношении этого звука мы встречаем преграду)
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Каким цветом обозначим? (Синим)
- Выделите следующий звук в слове «рак» (ра-а-ак, звук (а)
- Какой это звук? (Гласный)
- Докажите! (При его произношении поток воздуха проходит свободно и не встречает преград, его можно петь)
- Каким цветом обозначим? (Красным)
- Выделите последний звук в этом слове (рак-к-к, звук (к)
- Какой это звук? (Согласный)
- Докажите! (При произношении этого звука мы встречаем преграду)
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Каким цветом обозначим? (Синим)
- Ребята, подумайте, а как мы можем порадовать рака и сделать согласный твёрдый звук (к) – мягким (к*)
(Надо добавить звук (и, который даёт мягкость рядом стоящему звуку (к) и получится РАКИ). (Добавляют ещё одна фишка красного цвета и заменяют синий на зелёный, так как (к*)
- Молодцы ребята, вы выполнили все задания, посмотрим, что же прятал рак?
(На макете из объёмного сундучка достаю сачок)
- Ребята, я все поняла! Этот сачок поможет нам достать Немо из аквариума, и мы сможем его вернуть в море, поспешим!
(Открываю ширму, за которой стоит аквариум, в котором плавает Немо. Вместе с ребятами достаём его с помощью сачка).
- Ребята, посмотрите, как он обрадовался, вы молодцы!
- Нам пора подниматься наверх со дна морского.
(Дети берут свои индивидуальные трубочки, сначала садятся на корточки, затем делают вдох, медленно выдыхая через трубочку поднимаются на ноги, садятся на места).
- За своё спасение Немо дарит вам негатив своей фотографии, а проявите вы ее сами. (Раздаю вырезанные аквариумы, в которых нарисован силуэт рыбки).
- Чтобы проявить фотографию необходимо раскрасить, ведь фотография цветная.
- Только сначала разомнём наши руки.
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, (пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки
двигаются волной от плеча, изображая
ныряющих рыбок).
Рыбке весело играть, (на столе каждая рука поочерёдно меняет
кулачок – ладошка)
Рыбка, рыбка, озорница, (две ладошки сложены в виде рыбки, движения
плавающей рыбки)
Мы хотим тебя поймать. (пальцы рук сложены «щепотью» разжать и
растопырить пальцы, затем снова сжать)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла; (поочерёдно каждый палец руки здоровается с
большим пальчиком на каждой руке)
Рыбка хвостиком махнула, (упражнение «гребешок»)
Рыбка быстро уплыла. (две ладошки сложены в виде рыбки, движения
плавающей рыбки)
(Дети берут карандаши и начинают работу, после выполнения показывают своих рыбок). Звучит музыка.
III. Итог.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие?
- Какой звук сегодня путешествовал с нами?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями столкнулись?
- Что запомнилось больше всего?