Мария Казакова
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческое самовыражение, развитие творческого мышления, креативности.
Задачи: снятие тревожности, эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, гибкости, оригинальности, ассоциативности мышления, формирование умения осознавать собственное состояние, чувства, эмоции.
Необходимые материалы: краски, кисти, альбом для рисования, музыка, передающая разные настроения.
Оборудование: визитки, фломастеры, скотч, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Рисуем музыку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю Вас стать настоящими художниками. И предлагаю для начала каждому из вас оформить визитку, где вы укажите своё имя, чтобы мы знали как же зовут каждого настоящего художника, творца. ( Оформление визиток: детям выдаются заранее подготовленные шаблоны, фломастеры, дети указывают на ней своё имя и фамилию, тем кто затрудняется это сделать помогает воспитатель, визитка прикрепляется каждому ребёнку)
-Ребята, сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о музыке. Как вы думаете, что такое музыка? (ответы детей)
Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные голоса.
На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до бесконечности хочется слушать музыку моря.
Сидя у костра мы слышим как потрескивают дрова и горит огонь.
-Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей)
Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную.
Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей)
Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько монотонные, убаюкивающие.
Где же звучит музыка? (ответы детей)
Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию, характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию и лучшему осознанию содержания.
- Как музыка влияет на человека? (ответы детей)
Звуки различных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
Проводится беседа о музыке :
-Какая музыка нравится вам?
-Какую музыку слушаете, когда вам грустно?
-Когда радостно? Почему? Ребята, какое настроение бывает у человека? (Веселое, грустное, доброе, злое, спокойное, радостное, печальное и др.)
- А как вы думаете, можно ли с помощью цвета выразить настроение?
- Каким цветом можно выразить?
• Радость: желтый, розовый, зеленый, оранжевый, красный;
• Спокойствие: зеленый, синий, голубой, фиолетовый;
• Грусть: черный, коричневый, серый.
Игра «Волшебная кисточка»(на слайдах)
цель: содействие эффективному закреплению знаний детей о понятии слова «палитра», о смешении красок для получения новых цветов посредством представления материала в интерактивной и максимально понятной форме для детей.
Задачи:
• Развивать интерес к изобразительной деятельности.
• Закреплять знания детей о понятие «палитра», «цвет».
• Закреплять знание детей правильного смешения красок, для получения нужного цвета.
- А теперь я предлагаю вам вспомнить основные цвета.
Назовите их пожалуйста. (Красный, синий, жёлтый). Эти цвета нельзя получить путём смешивания других цветов.
Остальные цвета называют дополнительными или составными, их получают путём смешивания.
Скажите пожалуйста, а какой цвет у нас получится, если мы возьмём красную и жёлтую краску? (Оранжевый)
Синий и красный (Фиолетовый)
Синий и жёлтый (Зелёный)
Чтобы получить голубой какие цвета мы возьмём? (белый и синий)
А розовый (белый и красный)
Какие краски нужно смещать чтобы получить коричневый (зелёный и красный)
Серый (чёрный и белый)
Теперь то я вижу, что вы настоящие художники и знаете как смешивать краски и получать разные цвета. Но давайте вернёмся к музыке.
Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает. Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?
Дети: -Петь, танцевать, веселиться.
Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?
Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.
Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.
- А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать мелодии, а потом сказать, что вы представили слушая эту музыку, какие картины вы изобразили в своём воображении, какие фантазии возникли у вас.
(Детям включается музыка, передающая разные настроения)
1. Исаак Шварц «Золотая мина»
2. Исаак Шварц «Прогулка по ночному городу»
Какое настроение передаёт нам эта мелодия? Что хочется делать под эту мелодию? Какие краски мы будем использовать?
Что ты изобразил? Почему именно это? Какие чувства у тебя вызвала мелодия? Чья еще картина похожа на твое настроение после мелодии?
(После прослушивания идёт обсуждение мелодий)
И сегодня я предлагаю остановиться нам на второй мелодии, которая называется «Прогулка по ночному городу». Мы будем слушать её и рисовать под музыку. Рисовать мы с вами будем красками. Каждый будет рисовать то, что ему навеяла эта музыка (настроение, впечатления, что-то конкретное или абстрактное).
Что будешь рисовать ты Женя? (Помочь ребятам, которые затрудняются с выбором, подсказать, попросить ребят помочь, поделиться своим видением)
Под эту мелодию я представляю дождик за окном, капли медленно стекают по стеклу, а за окном человек, который не успел спрятаться от дождя.
Показать детям как я буду рисовать (Образец).
Напоминаем как правильно обращаться с красками.
После обсуждений переходим к рисованию (Арт-терапия)
Рефлексия.
Обсуждение занятия :
-Какие звуки мы можем с вами услышать в лесу? на берегу моря? сидя у костра?
- Когда человек впервые соприкасается с музыкой?
- Где ещё мы можем услышать музыку?
- Какое влияние оказывает на человека музыка?
- Нужна ли нам в жизни музыка?
-Какая из мелодий Шварца вам понравилась больше? Почему?
(ответы детей)
А теперь ребятки поделитесь каждый тем, что же вы изобразили на своих картинах.
(Дети делятся тем, что нарисовали, какие фантазии у них возникли)
-Молодцы! Все внимательно слушали и смогли услышать и нарисовать музыку.