Марина Сергеевна Белоусова
Конспект педагогической деятельности с детьми 4–5 лет «Богатырь»
Тема: «Богатырь»
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
Цель: Развитие у детей 4-5 лет эмоциональной сферы
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить детей со сказкой «Богатырь».
2. Пополнять словарный запас на тему «Богатырь».
Развивающие:
1. Способствовать развитию эмоциональной сферы детей.
2. Способствовать развитию взаимопонимания, уважения.
3. Развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
Публикация «Конспект педагогической деятельности с детьми 4–5 лет „Богатырь“» размещена в разделах
1. Создать положительное отношение к сказке.
2. Воспитывать добрые чувства, желание дружить.
Оборудование и материалы: 3 тропинки, 4 письма, сундук, книга со сказкой, листы А4 и цветные карандаши по количеству воспитанников.
Предварительная работа:
• Чтение сказок и былин о богатырях
• Беседы об истории нашей страны
• Разучивание зрительной гимнастики, представленной в конспекте занятия
• Рассматривание карты нашей страны
• Изучение основных эмоций и чувств
• Беседа о дружбе
Содержание педагогической деятельности :
1. Приветствие
Педагог-психолог : Ребята, здравствуйте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, да в путешествие не простое, а волшебное. Мне сегодня пришло письмо, но я одна, боюсь, что не справлюсь. Вы мне поможете?
Дети: Да
2. Основная часть
Педагог-психолог : Хорошо, давайте откроем скорее письмо.
(открываем вместе с детьми письмо)
Педагог читает письмо : Ребята, перед вами три тропинки. Вам нужно выбрать одну лишь тропинку. Но тропинки не простые, они заколдованные. Слушайте внимательно: налево пойдешь – в лапы к тигру попадешь, направо пойдешь – много зла найдешь, а прямо пойдешь – силу богатырскую обретешь. Если выберете правильную тропинку, найдете следующее послание.
Педагог-психолог : Ох, ребята, какую же тропинку нам выбрать? Нужно ведь разузнать, куда нам отправляться дальше.
Дети: Тропинка, которая прямо
Педагог-психолог : Хорошо, идем по тропинке, которая прямо.
Проходят по тропинке, а там сундук.
Педагог-психолог : Ребята, что это?
Дети: Сундук, ящик, коробка и т. д.
Педагог-психолог : А давайте мы его откроем? Открывают сундук, и находят письмо
Педагог читает письмо : Вы молодцы, сделали правильный выбор. А вы знаете, кто такие богатыри? А каких богатырей вы знаете? Я хочу, чтобы вы познакомились еще с одним богатырем. А для этого прочитайте сказку, которая лежит на дне сундука.
Педагог-психолог : Ну что, ребята, вы знаете кто такие богатыри?
Дети: (варианты ответов детей)
Педагог-психолог : А каких богатырей вы знаете?
Дети: (варианты ответов детей)
Педагог-психолог : Хорошо, предлагаю прочитать сказку
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один богатырь. Роста он был могучего и силой обладал невиданной. Как выйдет богатырь на ярмарку, увидит, кто не по-честному торговлю ведет, долго думать не станет — развернется да задаст обманщику по первое число. Частенько было уж так.
Стали люди его побаиваться. Как завидят богатыря издалека, сворачивают все свои дела, спешат удалиться. И богатырь это заметил и по-своему рассудил: «Сторонятся меня люди потому, что я толстый да некрасивый. Конечно, кто с таким водиться захочет». Обидно и горько стало богатырю. И решил он уйти прочь от людей. Собрал свои нехитрые пожитки, да и пошел куда глаза глядят.
Долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, дошел наш богатырь до леса. Шел, шел по лесу, заблудился - нет дороги дальше. Как вдруг видит он — избушка стоит на курьих ножках. «Попрошусь на ночлег, — думает богатырь, — авось не прогонят».
Заходит в избушку — а там сидит Баба Яга, пряжу прядет. — Чего тебе, добрый молодец, надо»? — спрашивает его Баба Яга. А богатырь поначалу испугался, а потом решил: «Будь что будет» и отвечает: — Здравствуй, бабушка. Я путник, с дороги сбился, не пустишь ли к себе переночевать? — Отчего ж не пустить хорошего человека. Заходи, гостем будешь. Поешь с дороги да расскажи, куда путь держишь.
Поел богатырь, поблагодарил и говорит: — По совести говоря, сам я не знаю, куда путь держу. Не любят меня люди, сторонятся. Вот и ушел я от них. — А ты-то сам людей любишь? —спрашивает Баба Яга. — Конечно, я же для них хотел лучше сделать, чтоб все без обмана. И поиграть с другими я не прочь. — А что ж они тебя невзлюбили? — А ты сама не видишь, что ли? — Что? Ничего не вижу. — Да какой я толстый да некрасивый. — Ты толстый да некрасивый? Это люди тебе сказали? — Да, сказал один на меня «толстяк». — А богатырем тебя никто не называл? — Называли. — А силачом? — Тоже называли. Так-то не диво, я же сильный. Как кулаком ударю — мало не покажется. — Так, может, боятся люди твоего кулака? — Боятся, это точно. — А вот что мне еще скажи — может худой да хилый человек сильным быть? - Пожалуй, нет.
- Вот и подумай хорошенько, что важнее — слова злого человека того или какой ты на самом деле есть, сильный и честный. А сейчас ложись спать, поздно уже. Утро вечера мудренее. Спал богатырь долго и сладко.
А проснулся и говорит: — Спасибо тебе, бабушка, за хлеб, за соль, да и за науку. Понял я, что богатырская стать моя только на радость дана и мне и людям. Пойду-ка я обратно, домой. — Вот и ладно. А чтоб не заблудился, возьми вот клубочек. Он и приведет тебя к дому, — отвечает Баба Яга.
Поблагодарил богатырь, попрощался и отправился в обратный путь. Клубочек, и правда, привел его прямо к родному порогу. А богатырь с тех пор перестал кулаками размахивать, и люди перестали его сторониться. Нашел он много друзей и жил припеваючи.
Педагог-психолог : Вот такая у нас сказка, посмотрите, что я вижу! В конце книги новое письмо!
Письмо: Вопросы к детям:
1. Расскажите про что сказка?
2. Ребята, а кто у нас главный герой сказки?
3. Скажите, а какой герой у нас был?
4. У богатыря были друзья?
5. Почему с ним никто не дружил?
6. Куда отправился богатырь?
7. Что богатырю сказала Баба-Яга?
8. Появились ли у богатыря друзья?
9. Изменился наш богатырь?
10. Какой он стал?
Педагог-психолог : Ребята, вы большие молодцы, правильно все поняли. А теперь проходите за столы и посмотрите, есть ли у кого-нибудь на столе письмо.
Ребенок, который нашел письмо, отдает его педагогу
Педагог-психолог : Отлично, давайте скорее его откроем
Письмо: Ребята, нарисуйте, пожалуйста, богатыря, который вам понравился больше, в начале сказки или в конце.
Педагог-психолог : Молодцы! Только наши глазки устали, нужно им дать отдохнуть
Зрительная гимнастика:
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
(руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(поворот вправо)
Оглядимся величаво,
(поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(поворот вправо)
Через левое плечо
(поворот влево)
Буквой «Л» расставим ноги
Точно руки в боки
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
3. Заключительная часть.
Подведение итогов (рефлексия)
Педагог-психолог : И наконец-то, мы нашли того, кого искали все наше путешествие. Это наши богатыри. Посмотрите, какие они у нас у всех разные.
Далее устраиваем выставку рисунков и просим детей рассказать какого богатыря они нарисовали и почему.
Если появились рисунки изначального богатыря, проводим с детьми беседу, узнаем почему ребенок нарисовал именно этого богатыря.
Педагог-психолог : Ребята, понравилось ли вам в нашем путешествии?
Педагог-психолог : Скажите, пожалуйста, кого мы встретили на своём пути?
Педагог-психолог : Ребята, какие эмоции вы испытали?
Педагог-психолог : Вы большие молодцы. Справились со всеми заданиями, прочли все письма и познакомились с новой сказкой.