Елена Шахтарина
Конспект открытой НОД «Путешествие в сказ Бажова «Серебряное копытце» в средней группе
Конспект открытой НОД в средней группе «Путешествие в сказ Бажова «Серебряное копытце»
Цель: Дать знания детям о природных богатствах родного края – уральских самоцветах.
Задачи:
1. Закреплять у детей знания сказов П. П. Бажова.
3. Познакомить детей с Уральскими самоцветами;
4. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности в коллективной работе по изготовлению бус.
5. Развивать интерес к народным играм и традициям.
Публикация «Конспект открытой НОД „Путешествие в сказ Бажова „Серебряное копытце“ в средней группе» размещена в разделах
6. Воспитывать любовь к природе, родному краю, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей
Предварительная работа: проведение проекта «Мой Урал», просмотр мультфильма П. Бажова «Серебряное копытце», беседы о П. П. Бажове, рассматривание иллюстраций по сказке «Серебряное копытце»
Оборудование и инвентарь: письмо, изба (домик, печь) тарелка с камнями, шкатулка с бусами, платок расписной, шнур для бус, заготовки для бус по количеству детей, презентация.
Музыка: сказочная из фильма «серебряное копытце».
Ход НОД:
Приветствие:
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята. Нам сегодня пришло письмо, сейчас я его прочитаю.
Письмо: Здравствуйте, ребята! Прошу вашей помощи: навестите, пожалуйста, мою внучку, Даренку. Я надолго ухожу на охоту, а она очень грустит и скучает одна. Дед Кокованя.
Воспитатель: Ребята, вы помните кто такой дед Кокованя? Из какой он сказки? (ответы детей) Давай те вспомним мы недавно эту сказку читали.
Правильно, он из сказки «Серебряное копытце», которую написал уральский сказочник Павел Бажов. Ну что, вы согласны помочь дедушке? Навестить его внучку. (ответы)
Ребята, значит, нам нужно попасть в лес, а как мы туда попадем? (на машине, на ковре самолете, на воздушном шаре, волшебные слова можно произнести и т. д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть платок, да платок-то непростой из бабушкиного сундука, волшебный. Вот он-то нам и поможет в нашем путешествии, перенестись в сказку Бажова. (Включается музыка - сказочная)
Возьмите платок за края.
Платком ярким мы махнем
В сказку Бажова попадем
В хороводе покружились,
Где сейчас мы очутились?
(дети открывают глаза, загорается свет, слайд леса)
Лес, деревья, снег кругом.
Мы поближе подойдем.
Воспитатель обращает внимание на домик. В окно выглядывает Даренка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Даренка в окно смотрит, наверное нас поджидает.
Даренка выходит.
Воспитатель: Мы получили письмо от деда Коковани, он попросил нас навестить тебя.
Даренка: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли. Дед Кокованя ушел на охоту и оставил меня одну в избе ждать его прихода. Скучно мне одной.
Воспитатель: Чтобы не было скучно, пойдем, поиграем с нами в веселую народную игру.
Игра: «Валенки»
Цель: продолжать знакомить с хороводными играми с элементами соревнования.
Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, творческих способностей.
Ход игры:
Дети образуют круг, берутся за руки. В центре круга – ребёнок, на кисти рук у него надеты два обрезанных, по форме напоминающие галоши, валенка достаточно большого размера.
Дети двигаются по кругу, ребёнок с валенками на руках - внутри круга, в противоположную сторону.
Дети (поют, называя имя ребёнка, находящегося внутри круга):
«Таня на базар ходила, Таня валенки купила.
Стали мы её просить: «Дай немного поносить!»
Все останавливаются. Таня (говорит):
«Мне не жалко, поносите, поносите и верните!
Затем, Таня подходит к двоим детям, стоящим в кругу рядом друг с другом, и протягивает им валенки, располагая их между детьми.
Двое детей, к которым подошла Таня, берут по одному валенку, надевают прямо на свою обувь, как правило, на чешки, поворачиваются спиной друг к другу и оббегают круг. Один бежит в правую сторону, другой – в левую. Пробежав по кругу и возвратившись к Тане, дети снимают валенок с ноги. Возвративший свой валенок Тане первым считается выигравшим и при повторении игры «отправляется на базар».
(сопровождение музыкального руководителя)
Воспитатель: Ну, что понравилась тебе наша игра?
Даренка: Проходите в избу, погостите, присаживайтесь. (дети садятся на скамейку) Посмотрите, как мы живем: печку топим, чтобы было тепло и готовим в ней пищу: кашу варим, картошечку в горшке. Вот так вот мы живем, не тужим.
Воспитатель: А это, что такое у тебя в тарелочке лежит?
Даренка: А это камушки, я нашла их возле избы, эти камушки мне подарил Серебряное копытце.
Воспитатель: Ребята сейчас я вам расскажу и покажу коллекцию камней. Это, не простые камушки, а наши уральские самоцветы.
Наш край, где мы живем, сказочно богат. На весь мир славится он своими камнями: самоцветами. (слайды с уральскими самоцветами)
(слайд) Малахит – один из самых красивых самоцветов. Камень яркий, сочно окрашенный в различные оттенки нежной зелени. Из малахита изготавливают вазы, сувениры, различные украшения (кольца, бусы, серьги).
(слайд) Уральский изумруд, ребята посмотрите, обладает насыщенным зеленным цветом. Минерал очень хрупкий, поэтому обращаться с ним нужно очень аккуратно. Посмотрите, как уральские мастера научились украшать изделия из серебра и золота - корона, кольца, колье.
(слайд)Вот это самоцвет горный хрусталь – он прозрачного цвета, вы знаете, он не когда не нагревается, остается прохладным даже в жаркую погоду. Еще этим камнем даже лечатся. Помогает при ушибах, приложили этот камень, он облегчит эту боль.
Из него изготавливают фигурки, поделки.
(слайд) А этот самоцвет самый распространенный называется яшма. Какой он яркий, разноцветный.
Из яшмы делают так же поделки, фигурки, украшения. (слайд с горняками и мастерами)
(слайд)Камни добывают глубоко под землей горняки, (слайд)
а мастера их обрабатывают, чтобы они засияли красотой.
А еще самоцветы служат оберегом, они охраняют, дом, семью, от несчастья и бед.
Воспитатель: А в гости Даренка, мы пришли с подарком. Показывает шкатулку с бусами.
Посмотрите, какие разноцветные красивые бусы я сделала, как будь то из камней самоцветов. Вам нравиться. А хотите, сделать такие же бусы. (заранее готовится бусинка из соленое теста, нанизывается на спицы или шпашку, после высыхания окрашивается разным цветом)
Воспитатель: Пройдем в мастерскую. И Даренка с нами пойдём, мы тебя научим.
А прежде чем нам начать работать, давай те поиграем с бусинками. (Катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами к столу, делать при этом вращательные движения)
Бусинки – горошинки
Покатаю я в руках
Бусинки, горошинки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Творческая работа детей.
Работать будем в парах, один с одной стороны нанизывает бусины на шнурок, другой с другой.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Давай - те рассмотрим наши бусы. Какие у нас получились бусы? (разноцветные)
Воспитатель: А Бусы мы подарим тебе, чтобы ты не скучала, бусами играла, да нас вспоминала. А еще мы бусы с собой возьмем у нас в группе есть уголок по творчеству Бажова, мы бусы туда положим, и будем вспоминать наше путешествие в сказку «серебряное копытце»
А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад.
Возьму я опять свой волшебный платок.
Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постоите.
Платком ярким мы махнем
В детский сад попадем.
(Играет музыка- сказочная)
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? А с кем мы встретились в сказке? А еще ребята мы узнали, что есть такие камни уральские самоцветы, что из этих камней делают.
Про него (Урал) говорят, что
камнями – богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал
И Бажова читал,
Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров)