Ирина Родина
Конспект открытой НОД в рамках обмена опытом внутри детского сада по ФЦКМ и развитию речи на тему «Весна. Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА «МАРЬИНО» ИМЕНИ МАРШАЛА АВИАЦИИ А. Е. ГОЛОВАНОВА"
ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»
Конспект открытой НОД в рамках обмена опытом внутри детского сада по ФЦКМ и развитие речи на тему : «Весна – перелётные птицы»
для детей подготовительной группы №2 (12).
Подготовила и провела
Родина И. И., воспитатель
19 марта 2018г.
Цель НОД:
- уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о времени года весна : учиться замечать весенние изменения в природе.
Публикация «Конспект открытой НОД в рамках обмена опытом внутри детского сада по ФЦКМ и развитию речи на тему „Весна, Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи НОД:
1. Обучающие
- способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах;
- активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы.
2. Развивающие
- развивать воображение, мышление, связную речь, наблюдательность;
- обогащать пассивный и активный словарь детей; упражнять в образовании сложных прилагательных;
- составлять описательный рассказ о птицах.
3. Воспитывающие
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, к природе посредствами музыки; умение работать в коллективе.
Методическое обеспечение: билеты, наглядный материал, деревья, избушка, скворечник, гнездо, лесные правила.
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое развитие.
Сюрпризный момент: лесник.
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.
Методика проведения:
Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание картин, изображающих птиц; беседы птицах.
Чтение стихов, загадок.
Чтение художественной литературы о птицах : Т. Кочиев «Ласточкины гнезда», М. Горький «Воробьишко». Н. Томилина «Про усатых и хвостатых». Ю. Кушак сказка «Финист-Ясный сокол», Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Дидактические игры «Улетает-не улетает», «Запомни и назови», «Кто, где зимует», «Кто здесь лишний»
Настольно-печатные игры «Кто, где живет», лото «Птицы»
1
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой. (Лес)
Да ребята, мы с вами сегодня поедим на прогулку в весенний лес.
А какие приметы весны вы знаете?
(предполагаемые ответы детей)
1. Солнце с каждым днём всё теплее и теплее.
2. Появились проталины.
3. Бегут ручьи.
4. День становится длиннее, а ночь короче.
5. Появляются первоцветы.
6. Возвращаются с тёплых краёв перелётные птицы.
7. На деревьях набухают почки.
Поедем в наше путешествие на электричке.
Для этого нужен билет, а получите вы его, если назовёте мне перелётных птиц.
Ну, всё, все заняли свои места?
Теперь можем отправляться.
А я кондуктор, буду проверять ваши билеты.
Песня «Голубой вагон».
Приехали в лес. «Шум леса», «Пение птиц».
Встречает у леса лесник.
Здравствуйте, дети!
Я лесник.
Что вы здесь делайте в лесу, зачем пришли?
Мы пришли погулять по весеннему лесу.
А вы знайте, как нужно себя вести в лесу?
Дети говорят правила поведения в лесу.
В лес нужно заходить тихо, чтобы не испугать зверей и птиц.
2
Лес надо беречь, нельзя баловаться со спичками. Может загореться трава.
Если вы увидели в лесу непотушенный костер? Что вы должны сделать?
Как вы его потушите?
Если есть вода, то залить водой, если нет воды, то засыпать землей.
Нельзя в лесу оставлять мусор.
А что нужно сделать с мусором?
Собрать в пакет и выбросить в специальный контейнер.
Рвать и топтать цветы, ломать ветки деревьев.
Не разорять птичьи гнезда.
Ну, хорошо, продолжайте дальше свою прогулку.
(Лесник уходит).
«Пение птиц»
Слышите? Что это за звуки?
Чему они так радуются?
Что происходит с птицами весной?
(они прилетают домой из теплых стран).
Перелётные птицы – первые вестники весны.
А, как вы думаете, почему птицы вернулись с юга?
(предполагаемые ответы детей)
Потому что появился их корм, им нужно отремонтировать старые гнезда и свить новое гнездо, выводить птенцов.
Подходим к дереву.
Ребята, посмотрите, какие деревья растут в лесу.
Но деревья эти необычные, на веточках спрятались слоги. Все слоги перепутаны, из них нужно сложить слова, обозначающие название перелётных птиц.
(скворец, кукушка, ласточка, грачи).
Давайте разгадаем.
Дети делятся на две команды, выполняют задание.
Прочтите название птиц.
Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание.
Продолжим наше путешествие?
3
Ребята, мы подошли к перепаханному полю.
А кто здесь по полю гуляет? (Грачи).
Грач – первая весенняя птица, которая к нам прилетает.
Недаром пословица гласит: «Если грач на горе, то весна на дворе».
«Увидел грача, весну встречай».
Ребята, давайте рассмотрим грачей и ответим на вопросы.
2. Назовите части тела грача?
3. Грач, какая птица?
4. Где грач вьют гнёзд?
5. Чем питается грач?
6. Как называют птенцов грача?
7. Какую пользу грач приносит людям?
8. Что грач умеет делать?
А теперь у нас следующее задание.
Перед нами ручей, перепрыгнуть через ручей сможет тот, кто ответит на вопрос.
Дидактическая игра «У кого, кто?»
Весной у птиц появляются птенцы.
У кукушки кто птенец – кукушонок.
У журавля – журавленок.
У скворца – скворчонок.
У лебедя – лебеденок.
У грача – грачонок.
У утки – утенок.
У аиста – аистенок.
У гуся – гусенок.
Хорошо! Идём дальше.
Подошли к дереву.
А что это на дереве? (скворечник)
Кто сделал скворечник?
Из чего люди делают скворечник?
Кто будет жить в скворечнике?
Когда прилетят к нам скворцы?
4
Ребята, какую вы знаете пословицу про скворца: «Увидал скворца — знай: весна у крыльца».
Сейчас мы поиграем.
Динамическая пауза "Скворечник".
Из скворечника торчат Дети шагают на месте, руки на поясе.
Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.
Клювик раз, клювик два Выполняют наклоны вперед.
Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги,
крутят головой.
А теперь давайте с вами немного отдохнём, присаживайтесь на полянку.
Я даю вам мяч, отвечайте на вопрос и передаёте мяч другу.
Что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной?
Некому будет защищать поля, поляны, парки сады, огороды от вредных насекомых.
А чем ещё радуют нас птицы?
Своими песнями.
Вот поэтому птиц называют нашими верными друзьями и помощниками.
Продолжим нашу прогулку по лесу. (под аудиозапись «Голоса птиц»).
Подошли к избушке лесника.
Как вы думаете, кто здесь живёт?
А кто такой лесник?
Дети увидели гнездо ласточки. Рассматривают его.
Ребята, чьё это гнездо?
Давайте посмотрим, из чего оно сделано?
(из глины, травинки, соломинки).
А где же сама ласточка?
(она ещё к нам не прилетела).
А когда прилетит ласточка?
Ребята, какие пословицы вы знаете о ласточке?
«Появились ласточки, жди теплых дней».
«Ласточка строит гнездо под твоей крышей — значит, удача придет в твой дом».
5
А теперь садитесь за стол, перед вами разрезные картинки. Надо из разрезных картинок собрать целую картинку, и назвать какая птица у вас получилась.
Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
Игра «Скажи одним словом»
1. У ласточки острые крылья, она какая (острокрылая).
2. У ласточки длинный хвост, она какая (длиннохвостая).
3. Ласточка любит тепло, она какая (теплолюбивая).
4. У аиста длинные ноги, он какой?. (длинноногий).
5. У лебедя длинная шея, он какой (длинношейный).
6. У соловья звонкий голос, он (звонкоголосый).
7. У вороны серая грудка она (серогрудая).
8. У утки короткие лапки она (коротколапая).
9. У воробья короткий клюв он (короткоклювый).
Молодцы ребята.
Подвижная игра «Улетает не улетает».
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, когда дети услышат названия перелётной птицы, бегают и машут руками. Если услышат зимующую птицу - дети приседают на корточки.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Выходит лесник.
Как вы погуляли в лесу?
Раздаёт детям в подарок «Правила поведения в лесу».
Прощается с детьми.
Ну, вот и закончилась наша прогулка и нам пора возвращаться в детский сад.
Занимайте своё место в вагонах. Звучит музыка «Голубой вагон».
Вот мы и вернулись в детский сад.
Где мы сегодня с вами были?
А что вам понравилось в лесу?
С кем мы познакомились в лесу?
Оцените своё участие в этом занятии.
Если вы со всеми справились заданиями, берём красный кружок.
Что- то было сложно, берём зелёный кружок.
6