Воробьева Ольга
Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада.
Тема: «Путешествие в страну правил
дорожного движения»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цель и задачи:
Формирование основ безопасного поведения на дороге – ключевая цель данного занятия. Дети познакомятся с правилами дорожного движения, научатся применять их на практике в игровой форме, а также разовьют навыки ориентирования в пространстве и ответственное отношение к безопасности.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада „Путешествие в страну правил дорожного движения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Открытые занятия. Конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи:
Закрепление знаний о составляющих дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход).
Углубление понимания правил поведения на дороге и функций светофора.
Развитие диалогической речи и интонационной выразительности.
Развивающие задачи:
Развитие основ дорожной грамотности.
Стимулирование зрительного внимания и мышления.
Развитие интереса к аппликации и навыков работы с клеем.
Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, прямоугольник).
Воспитательные задачи:
Формирование ответственности за соблюдение ПДД.
Воспитание дружелюбия и внимания к сверстникам.
Развитие умения слушать и не перебивать.
Методы и материалы:
Для достижения поставленных целей используются разнообразные методы: игровые моменты, художественное слово, наглядный показ, беседы, практические задания, объяснения, рассматривание иллюстраций, закрепление материала, поощрение и подведение итогов.
В качестве материалов используются дорожные знаки, материалы для аппликации (цветная бумага, клей, салфетки, иллюстрации с изображением различных дорожных ситуаций.
Интеграция образовательных областей:
Занятие интегрирует несколько образовательных областей:
Безопасность: формирование представлений о ПДД и элементах дороги, принципах работы светофора.
Художественное творчество: развитие интереса к аппликации, формирование навыков аккуратной работы с клеем.
Познание: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Социализация: развитие дружеских отношений.
Коммуникация: обогащение словарного запаса (светофор, сигнал, переход и др., развитие коммуникативных навыков.
Чтение художественной литературы: развитие умения отгадывать загадки.
Активизация словаря:
Особое внимание уделяется закреплению в речи детей таких слов, как "пешеход", "пассажир", "тротуар", а также названий дорожных знаков. Это способствует развитию словарного запаса и пониманию дорожной терминологии.
Предварительная работа:
- беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»
- дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»
- чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», С. Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б. Житков «Светофор»
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
- рисование «Грузовой автомобиль», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»
- составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Ход занятия : Захватывающее путешествие с Буратино по улицам города
Вступление:
Воспитатель загадывает загадку про Буратино, который "заблудился в большом городе и не знает правил дорожного движения". Дети с радостью соглашаются помочь сказочному гостю. Воспитатель уточняет, в каком городе они живут, подчеркивая важность знания правил именно своего города.
Путешествие на воображаемом автобусе:
Первая остановка – "Путешествие в историю". Дети рассуждают о том, как люди передвигались раньше, до появления автомобилей. Стихотворение С. Михалкова "От кареты до ракеты" и презентация иллюстрируют эволюцию транспорта. Воспитатель подводит детей к пониманию необходимости новых правил с появлением современных транспортных средств.
Остановка "Светофор" :
Инсценировка "Сказка о заветных огоньках" с участием детей помогает наглядно объяснить значение сигналов светофора и важность их соблюдения. Дети-актеры представляют красный, желтый и зеленый сигналы, а затем появляется "светофор", объединяющий их и подчеркивающий важность совместной работы для безопасности.
Игра "Цветные автомобили" :
Динамичная игра закрепляет знания о сигналах светофора. Дети соревнуются, чей "гараж" (соответствующего цвета) быстрее заполнится "автомобилями".
Остановка "Загадки о дорожных знаках" :
Воспитатель объясняет значение дорожных знаков и предлагает детям отгадать загадки, находя соответствующие знаки среди предложенных. Это интерактивное задание развивает внимание, логическое мышление и знакомит с разнообразием дорожных знаков.
Остановка "Загадки о дорожных знаках" :
Воспитатель предлагает интерактивную игру-викторину. Загадки о дорожных знаках не просто отгадываются, но и сопровождаются поиском соответствующего изображения среди карточек на столе. Это позволяет детям активно участвовать и визуально закреплять знания. Примеры загадок:
"Полосатый переход, Пешеходу он оплот" (пешеходный переход).
"Круглый знак, а в нем окно, Велосипед в него вошло" (велосипедная дорожка).
"Человек идет пешком, По дорожке узенькой, Знак для всех, кто не спешит, И по тротуару тихо бродит" (пешеходная дорожка).
"Три кружочка друг на друге, Светят разными цветами, Красный, желтый и зеленый, Знают их по всему миру, Даже Буратино с ними" (светофор).
"В треугольнике ребята, Шагают дружно дошколята, Водитель, будь внимательней, Сбавь скорость, осторожней!" (дети).
"Если вдруг ты заболел, Знак тебе подскажет, где приют, Красный крест на белом фоне, Помощь здесь найдешь в любое время" (пункт медицинской помощи).
и так далее.
Игра "Ответь правильно" :
Динамичная игра с мячом в кругу активизирует знания детей о дорожной терминологии. Воспитатель задает вопросы, например:
"Кто по тротуару шагает – как его называют?" (пешеход)
"В автобусе едешь – кем ты станешь?" (пассажир)
"Автомобиль голос подает – что он издает?" (сигнал)
"Где автобус пассажиров ждет?" (остановка)
"Дороги, дома и парки – все это вместе как назвать?" (улица)
Остановка "Собери светофор" :
Дети делятся на команды и создают аппликации светофоров, закрепляя знания о порядке расположения сигналов и развивая мелкую моторику.
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!" :
Завершающая игра в формате вопрос-ответ проверяет усвоение правил дорожного движения в игровой форме. Воспитатель задает вопросы, а дети хором отвечают, если действие соответствует ПДД.
Итог и рефлексия:
Воспитатель подводит итоги, хвалит детей за активное участие и знания. Рефлексия проводится в форме краткого опроса, где дети делятся впечатлениями о занятии и самых запомнившихся моментах.