Александра Вакула
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ягодка» с. Майма»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе :
«Удивительные камни»
Александра Александровна Вакула
Воспитатель 1КК
Педагогический стаж 27 года
с. Майма 2022г.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
«Удивительные камни».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое, музыкальное.
Цель: Формирование представления детей о камнях, их свойствах и особенностях. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи:
Обучающие:
• Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, прозрачность, твёрдость, плавучесть, можно строить различные материалы);
• Познакомить с нетрадиционной техникой рисования на камнях;
• Закрепить навыки и умение читать по схемам;
Развивающие:
• Нацелить на поисковую и творческую деятельность;
• Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, мышление, память, глазомер.
• Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
• Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
• Создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
• Поддерживать стремление детей согласовывать действия друг с другом при проведении игр и совместно достигать результата.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях.
2. При помощи наглядного экспериментирования, у детей сформируется представление о природном явлении – вулкан.
3. Дети смогут составить рассказ по зарисовкам и схемам наблюдений за камнями в процессе опытов.
Технологии, используемые педагогом в мероприятии.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка,
• оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
Технологии поисковой деятельности:
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
Здоровьесберегающие технологии:
• физкультминутка;
Мультимедийные технологии:
• показ фильма «Вулкан».
Словарная работа: лаборатория, лупа, жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, макет.
Материалы: экран, проектор, ТРИЗ схемы - рисунки, наборы камней, сосуды с водой, магнитная доска, фартуки, лупы, краски, кисти, салфетки подносы на каждого ребёнка, макет вулкана.
Организационный момент: цель- активизировать внимание, получить заряд хорошего настроения.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Игра «Коробочка ощущений».
Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела, что на столе у меня лежала вот эта коробочка, давайте исследуем её. (на коробке написано от хозяйки Медной горы). Дети по очереди подходят к коробке, просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что лежит внутри коробочки.
Воспитатель: как вы думаете, о чем пойдет речь? О камнях.
Вы хотите рассмотреть и изучить камни? (Ответы детей). Тогда давайте пройдем в лабораторию Познавайки и проведем опыты. Сядьте удобно, выпрямите спинку.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как на нашей планете появились камни? (ответы детей)
Обратите внимание на экран, посмотрим фильм. (Показ 2-3 мин.)
Воспитатель: Начало извержения вулкана, вытекает лава, а когда эта раскаленная лава остывает, становится твердой и получается гора, гора разрушается и появляются камни. Это чудо природы.
А сейчас мы с вами станем ученными и начнем наши опыты. Пододвиньте поближе подносы к себе. Самыми первыми работают наши глазки, осмотрите все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) и формы.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (схему-рисунок прикрепляем на доску)
Опыт № 2. Определение размера
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Какого размера бывают камни?
Вывод: камни бывают разных размеров (большие и маленькие).
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим пальчиком каждый камушек. Какая поверхность у камня? (Дети делятся открытиями.) Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. Что интересного вы увидели, ребята (крапинки, дорожки, углубления, ямочки и т. д.) Молодцы!
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Воспитатель: выйдите из-за стола, возьмите в руки камушки, встаньте в круг.
В руки камушки мы взяли, друг о друга постучали.
Наши камушки стучат, вот так, вот так не разбить их нам никак.
Повторяйте за мной, повернулись, побежали ручейки,
Камушками постучали: тук-тук (2 раза).
А теперь положите камушки на дорожку и попробуйте пройти.
Не разбить, не раздавить. Почему мы не можем разбить камень?
Ответ детей: потому что камень очень прочный.
Опыт № 4. Определение запаха.
Воспитатель: Дети возьмите в руки камень. Понюхайте. Пахнет ли камень?
Вывод: Камень не имеет запаха.
Опыт № 5. Плавучесть.
Воспитатель: В одной руке у вас камень, в другую возьмите губку. Покажите мне. Сожмите в руках, сильнее, еще сильнее. Можно сжать камень? (ответы детей).
Вывод: Камень твердый, сжать нельзя, а губка мягкая.
Опыт № 6. Определение веса.
Воспитатель: Как вы думаете, камень тяжёлый или лёгкий? А маленький камушек? Давайте проверим при помощи воды, действительно ли камень тяжелый?
Воспитатель: Осторожно опустите камень в воду. И что? Дети: камень тонет. Почему? Он тяжелый.
А сейчас опустите губку в воду. Что мы видим? Дети: губка тонет.
Вывод: Мы исследовали камень и губку. Камень тяжелый- утонул, губка легкая она не тонет.
Воспитатель: Итак, дети, что можно сказать о камне. Какой он?
Ответы детей: Камни разные по цвету, форме, бывают большие и маленькие, поверхность шероховатая или гладкая, не имеют запаха, твердые, тяжёлые.
Игра: «Скажи наоборот»-закрепить знания детей, какой камень.
Воспитатель: Поиграем в игру «скажи наоборот». Я буду называть слово, а вы подбирать противоположное по смыслу.
Черный- белый, тёмный-светлый, большой-маленький, гладкий-шероховатый, лёгкий- тяжёлый, сухой-мокрый,
Воспитатель: Ребята, пройдите на свои места. Где используют камень и в чём?
Ответы детей: строят дома, мосты, заборы, делают украшения, сувениры, памятники, делают украшения, разные предметы и т. д.
Воспитатель: А, что можем сделать мы? Мозаику, подарок, разрисовать (показ образцов). Скоро проснуться жучки, чтобы им не было скучно, давайте нарисуем им друзей. Дети, а вы хотите разрисовать камушки?
Дети разрисовывают камни. (вовремя рисования звучит музыка).
РЕФЛЕКСИЯ:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, у нас получились интересные рисунки –схемы о камнях. Вспомним, какими свойствами обладают камни.
Что нового вы узнали? (один ребёнок делает выводы).
Я расскажу вам легенду о вулкане. «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда бог Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».
В начале занятия мы с вами смотрели видеофильм о вулкане. Я же хочу показать вам опыт. Перед вами макет вулкана. Смотрите, что происходит.
Воспитатель незаметно достает камушки-конфеты (морские камушки) и угощает детей.