Папки-передвижки

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народы Поволжья»

Мария Осипова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народы Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани

Конспект открытого занятия

в подготовительной группе №12

«Народы Поволжья»

Воспитатель:

Осипова М. С.

Казань 2023

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Народы Поволжья“» размещена в разделах

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья.

Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Разучивание стихов о Родине, народных игр. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера: Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я, ты, он, она – вместе дружная семья. Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны. Чтение произведения В. Степанова «Моя родина - Россия».

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой.

Оборудование и материалы: Мультимедиа (ноутбук, колонки, проектор, экран, презентация «Народы Поволжья», атрибуты к народным играм (тюбетейка, платок, клубок, штурвал.

Ход занятия

(На экране стоит заставка с названием занятия – слайд №1.

Дети входят в зал под музыку и образуют большой круг.)

Дети хором:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаются).

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Молодцы, ребята, замечательное начало! Вы поделились своим хорошим настроением с друзьями, а теперь я предлагаю вам подарить свои улыбки нашим гостям. Молодцы, присаживайтесь на стульчики.

(Дети садятся полукругом на стульчики.

Звучит отрывок песни «Родина моя»)

Я, ты, он, она- Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах.

Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья».

(На экране появляется карта Поволжья – слайд №2)

Айзель: Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы растем,

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

Мурат: Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над кремлем!

Ралина: У меня вопрос серьезный,

Поскорей ответ мне дай,

Одним словом как назвать мне

Наш любимый всеми край?

Дети хором: Поволжье.

Воспитатель:

Почему, теперь ответьте,

Он так называется?

Искандер:

Потому что вдоль по Волге

Край наш простирается.

Воспитатель: Послушайте, какие слова посвящены реке Волге разными народами :

Лиза:«…Перед нею путь большой и долгий.

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей родной».

Воспитатель: Величественная река Волга сплотила народы Поволжья дружной семьей. Здесь живут народы различных национальностей - русские, татары, чуваши, марийцы. Ребята, как вы думаете - чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей: Языком, песнями, танцами, национальными праздниками, костюмами, национальной кухней, внешним видом.

Воспитатель: Правильно. Перечислять можно долго. Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семья. Все дети у нас вместе дружат, вместе играют, вместе радуются и, если кому-то плохо, помогают друг другу.

Айсылу:Чем издавна был славен край?

Своим гостеприимством!

Множество народов в нём

Живёт в тесном единстве.

Майя: У каждой из народностей

Традиции свои.

Из года в год, из века в век

Культуру берегли.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили представители каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Ответы детей: русские, татары, марийцы, чуваши.

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали, не отвлекались и дали правильный ответ. Ребята, а как вы думаете, какая народность преобладает в Поволжье?

Ответ детей: русские.

Воспитатель: Правильно. Наша родина - Россия. Столица – город Москва. (На экране появляется слайд №3 «Россия»)

Большинство населения России и в том числе Поволжья составляют русские. Вот, посмотрите на экран. Это флаг России, а это её герб.

Но что-то, мы с вами засиделись.

Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Ручеек».

(Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.)

(Под русскую народную музыку дети играют в игру)

Воспитатель: Ну что, наигрались? (Ответ детей.) Присаживайтесь на стульчики и внимание на экран.

(Дети садятся на стульчики. На экране появляется Русский Национальный костюм – слайд №4)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это русский национальный костюм. Я буду показывать элементы костюма, а вы их называть.

(На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти или сапоги.

Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю нам с вами отправится в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья. Поплывём мы на корабле. Согласны? (Ответ детей.) Тогда я беру в свои руки штурвал нашего корабля. Попрошу всех вас разместиться на палубе и в путь.

(Воспитатель берет в руки штурвал корабля, дети встают за ней и они идут по кругу под музыку - песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» На экране появляется карта Поволжья – слайд №5. Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: По Волге матушке реке мы попали в Татарстан.

(Воспитатель на карте показывает, где находится Татарстан)

Столица Татарстана – наш родной город Казань.

(На экране появляется – слайд №6 «Татарстан»)

Воспитатель: Ребята, скажите какой национальности люди, проживают в Татарстане? (Ответ детей). Верно. Вот, посмотрите на экран. Это флаг Татарстана, а это его герб.

(На экране появляется татарский национальный костюм – слайд №7)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это татарский национальный костюм. Расскажите ка, что носили мужчины, а что женщины.

(Традиционный наряд татар у мужчин представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. На голове носили тюбетейку.

Женщины носили платье с длинными рукавами и оборками, носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет-камзол. Его расшивали разноцветными или золотыми нитками. На голове носили платок и калфак. На ноги одевали сапоги – ичиги.)

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю сыграть в татарскую народную игру «Тюбетейка»

Давайте вспомним правила игры. Пока звучит музыка, мы передаем тюбетейку по кругу до тех пор, пока музыка не перестанет звучать. Тот, на ком остановилась мелодия, выходит в центр и танцует под музыку. Готовы?

(Звучит татарская народная мелодия, дети передают тюбетейку до остановки)

Воспитатель: Вы молодцы, ну а нам пора плыть по нашей реке - Матушке Волге дальше. А теперь поведет наш корабль Салим.

(Салим берет в руки штурвал корабля, дети встают за ним и они идут по кругу под музыку - песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» На экране появляется карта Поволжья – слайд №8. Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

По Волге матушке реке мы попали в Чувашию.

(Воспитатель на карте показывает, где находится Чувашия)

Столица Чувашии – город Чебоксары.

(На экране появляется – слайд №9 «Чувашия»

Воспитатель: Здесь преобладают народы чувашской национальности.

Вот, посмотрите на экран. Это флаг Чувашии, а это её герб.

(На экране появляется чувашский национальный костюм – слайд №10)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит чувашский национальный костюм.

Женский костюм состоит из туникообразного белого платья-рубахи (по-чувашски «кепе», которая была многообразно украшена. Также мы видим фартук. По-чувашски он называется «саппун». Фартук всегда украшался очень красиво. Также любой праздничный наряд у чувашских женщин дополнялся поясом (по-чувашски «пищиххи»). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. Замужняя женщина голову покрывала полоской белого холста, концы которого украшали тканым узором, кружевами. На ногах носили сапожки или лапти.

Мужские рубашки у чувашей были длинными и широкими, прямо до колен. Они подвязывались поясом. Вокруг грудного разреза рубахи красовалась вышивка. Так же украшены были концы рукавов и подол. Еще мужчины носили штаны (йем). На голове носили шляпы из войлока.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в еще одну игру - «Отгадай имя». Это чувашская народная игра. Нам для начала нужно выбрать того, кто будет первым с закрытыми глазами отгадывать имя по голосу. Я предлагаю сделать это с помощью считалочки.

Эрика: Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь – ты!

Воспитатель: А вот теперь будьте внимательны. Мы будем называть имя водящего ласково, и он, когда отгадывает имя, тоже называет его ласково.

(Выбранному ребенку завязывают глаза, раскручивают и произносят текст)

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас, косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань – ка ты реветь,

А попробуй отгадать,

Всех по голосу узнать.

(Дети отгадывают, меняются несколько раз)

Воспитатель: Понравилась игра? Но нам пора дальше отправляться в путь по нашей реке - Матушке Волге. А впереди нас ждет Республика Марий Эл. В Республику Марий Эл наш корабль поведет Тагир.

(Тагир берет в руки штурвал корабля, дети встают за ним и они идут по кругу под музыку - песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» На экране появляется карта Поволжья – слайд №11. Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Вот мы и попали в Республику Марий Эл.

(Воспитатель на карте показывает, где находится Марий Эл)

Столица этой республики город Йошкар-Ола.

(На экране появляется – слайд №12 «Марий Эл»

Воспитатель: Здесь преобладают марийцы.

Вот, посмотрите на экран. Это флаг Марий Эл, а это его герб.

(На экране появляется марийский национальный костюм – слайд №13)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит марийский национальный костюм.

Мужской костюм состоял из рубахи до середины бедра, пояса, холщовых штанов и лаптей. Рубаха была расшита у ворота, рукавов и по низу орнаментом. Неотъемлемой частью костюма был головной убор – шляпа.

Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами. Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. На голове женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. Что касается обуви, то у женщин она была такой, какой и у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.

Воспитатель: А сейчас я вам сейчас предлагаю немного отвлечься и поиграть в марийскую народную игру «Клубочек».

(Для игры используется клубок ярких, плотных ниток. Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть, сидя на ковре). Дети называют свое имя и то, что они любят, передают друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что клубочек объединил их всех вместе и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывая нитки, прямо как наша река Волга объединила народы Поволжья).

(Под марийскую народную музыку дети играют в игру)

Воспитатель: Понравилась игра? Но путешествие наше, ребята, подошло к концу и нам с вами нужно подвести итоги.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Что нового вы узнали? Что было самым интересным? (Ответы детей)

Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, ребята, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе, в этом наша сила!».

Адиля: Как повезло тебе и мне!

Мы родились в такой стране,

Где люди все — одна семья,

Куда не глянь — кругом друзья!

Воспитатель: Ну а теперь настало время попрощаться с нашими гостями.

Дети хором: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!

(Дети под музыку выходят из зала)

Публикации по теме:

Фестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группеФестиваль «Народы Поволжья» в старшей подготовительной группе Фестиваль "Народы Поволжья"в старшей-подготовительной группе Дети входят в зал под музыку «Я, ты, он, она»с флажками. Воспитатель 1: Здравствуйте,.

Фотоотчёт о педсовете на тему «Народы Поволжья»Фотоотчёт о педсовете на тему «Народы Поволжья» В ноябре в нашем детском саду прошёл педсовет на тему:"Народы Поволжья". Воспитатели объединились в творческие группы и подготовили выставки,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Коллективная аппликация на тему «Народы Поволжья»Коллективная аппликация на тему «Народы Поволжья» Коллективная аппликация на тему «Народы Поволжья»(Коллективная работа в подготовительной группе детского сада) Цель: воспитание гражданина.

Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе Конспект открытого занятия «День добрых дел» в подготовительной группе. Аннотация: Предложенный материал является методической разработкой.

Конспект открытого занятия по робототехнике в подготовительной группе «Луноход»Конспект открытого занятия по робототехнике в подготовительной группе «Луноход» Цель: приведение в действие модифицированной модели «Луноход» с использованием конструктора LEGO Education Wedo 2. Задачи: Обучающие:.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Аппликация «Синичка» Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Художник» ЦЕЛЬ: закрепление актуальных знаний детей по Образовательной.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Открытое занятие по физической культуре (подготовительная группа). Программное содержание : -совершенствовать различные виды ходьбы и бега.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народы Поволжья»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 20:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народы Поволжья»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Осипова (УИ 1500208) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД