Мария Осипова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Народы Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани
в подготовительной группе №12
«Народы Поволжья»
Воспитатель:
Осипова М. С.
Казань 2023
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Народы Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
Воспитательные: Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Разучивание стихов о Родине, народных игр. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера: Гимн, Родина моя, С чего начинается Родина, Шире круг, Я, ты, он, она – вместе дружная семья. Рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин, открыток, флагов, гербов страны. Чтение произведения В. Степанова «Моя родина - Россия».
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой.
Оборудование и материалы: Мультимедиа (ноутбук, колонки, проектор, экран, презентация «Народы Поволжья», атрибуты к народным играм (тюбетейка, платок, клубок, штурвал.
Ход занятия
(На экране стоит заставка с названием занятия – слайд №1.
Дети входят в зал под музыку и образуют большой круг.)
Дети хором:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются).
Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Молодцы, ребята, замечательное начало! Вы поделились своим хорошим настроением с друзьями, а теперь я предлагаю вам подарить свои улыбки нашим гостям. Молодцы, присаживайтесь на стульчики.
(Дети садятся полукругом на стульчики.
Звучит отрывок песни «Родина моя»)
Я, ты, он, она- Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах.
Воспитатель: Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья».
(На экране появляется карта Поволжья – слайд №2)
Айзель: Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Мурат: Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды,
Звезды мира над кремлем!
Ралина: У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дай,
Одним словом как назвать мне
Наш любимый всеми край?
Дети хором: Поволжье.
Воспитатель:
Почему, теперь ответьте,
Он так называется?
Искандер:
Потому что вдоль по Волге
Край наш простирается.
Воспитатель: Послушайте, какие слова посвящены реке Волге разными народами :
Лиза:«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной».
Воспитатель: Величественная река Волга сплотила народы Поволжья дружной семьей. Здесь живут народы различных национальностей - русские, татары, чуваши, марийцы. Ребята, как вы думаете - чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей: Языком, песнями, танцами, национальными праздниками, костюмами, национальной кухней, внешним видом.
Воспитатель: Правильно. Перечислять можно долго. Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Дети разных национальностей вместе учатся в школе, ходят в детский сад. Вот и наш детский сад – одна большая многонациональная семья. Все дети у нас вместе дружат, вместе играют, вместе радуются и, если кому-то плохо, помогают друг другу.
Айсылу:Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.
Майя: У каждой из народностей
Традиции свои.
Из года в год, из века в век
Культуру берегли.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили представители каких национальностей живут у нас в Поволжье?
Ответы детей: русские, татары, марийцы, чуваши.
Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали, не отвлекались и дали правильный ответ. Ребята, а как вы думаете, какая народность преобладает в Поволжье?
Ответ детей: русские.
Воспитатель: Правильно. Наша родина - Россия. Столица – город Москва. (На экране появляется слайд №3 «Россия»)
Большинство населения России и в том числе Поволжья составляют русские. Вот, посмотрите на экран. Это флаг России, а это её герб.
Но что-то, мы с вами засиделись.
Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Ручеек».
(Пары встают друг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.)
(Под русскую народную музыку дети играют в игру)
Воспитатель: Ну что, наигрались? (Ответ детей.) Присаживайтесь на стульчики и внимание на экран.
(Дети садятся на стульчики. На экране появляется Русский Национальный костюм – слайд №4)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это русский национальный костюм. Я буду показывать элементы костюма, а вы их называть.
(На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти или сапоги.
Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю нам с вами отправится в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья. Поплывём мы на корабле. Согласны? (Ответ детей.) Тогда я беру в свои руки штурвал нашего корабля. Попрошу всех вас разместиться на палубе и в путь.
(Воспитатель берет в руки штурвал корабля, дети встают за ней и они идут по кругу под музыку - песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» На экране появляется карта Поволжья – слайд №5. Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: По Волге матушке реке мы попали в Татарстан.
(Воспитатель на карте показывает, где находится Татарстан)
Столица Татарстана – наш родной город Казань.
(На экране появляется – слайд №6 «Татарстан»)
Воспитатель: Ребята, скажите какой национальности люди, проживают в Татарстане? (Ответ детей). Верно. Вот, посмотрите на экран. Это флаг Татарстана, а это его герб.
(На экране появляется татарский национальный костюм – слайд №7)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это татарский национальный костюм. Расскажите ка, что носили мужчины, а что женщины.
(Традиционный наряд татар у мужчин представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. На голове носили тюбетейку.
Женщины носили платье с длинными рукавами и оборками, носили длинные шаровары. Поверх платья носили жилет-камзол. Его расшивали разноцветными или золотыми нитками. На голове носили платок и калфак. На ноги одевали сапоги – ичиги.)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю сыграть в татарскую народную игру «Тюбетейка»
Давайте вспомним правила игры. Пока звучит музыка, мы передаем тюбетейку по кругу до тех пор, пока музыка не перестанет звучать. Тот, на ком остановилась мелодия, выходит в центр и танцует под музыку. Готовы?
(Звучит татарская народная мелодия, дети передают тюбетейку до остановки)
Воспитатель: Вы молодцы, ну а нам пора плыть по нашей реке - Матушке Волге дальше. А теперь поведет наш корабль Салим.
(Салим берет в руки штурвал корабля, дети встают за ним и они идут по кругу под музыку - песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» На экране появляется карта Поволжья – слайд №8. Дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
По Волге матушке реке мы попали в Чувашию.
(Воспитатель на карте показывает, где находится Чувашия)
Столица Чувашии – город Чебоксары.
(На экране появляется – слайд №9 «Чувашия»
Воспитатель: Здесь преобладают народы чувашской национальности.
Вот, посмотрите на экран. Это флаг Чувашии, а это её герб.
(На экране появляется чувашский национальный костюм – слайд №10)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит чувашский национальный костюм.
Женский костюм состоит из туникообразного белого платья-рубахи (по-чувашски «кепе», которая была многообразно украшена. Также мы видим фартук. По-чувашски он называется «саппун». Фартук всегда украшался очень красиво. Также любой праздничный наряд у чувашских женщин дополнялся поясом (по-чувашски «пищиххи»). Концы поясов завязывались на боку и спускались вниз помпонами. Замужняя женщина голову покрывала полоской белого холста, концы которого украшали тканым узором, кружевами. На ногах носили сапожки или лапти.
Мужские рубашки у чувашей были длинными и широкими, прямо до колен. Они подвязывались поясом. Вокруг грудного разреза рубахи красовалась вышивка. Так же украшены были концы рукавов и подол. Еще мужчины носили штаны (йем). На голове носили шляпы из войлока.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в еще одну игру - «Отгадай имя». Это чувашская народная игра. Нам для начала нужно выбрать того, кто будет первым с закрытыми глазами отгадывать имя по голосу. Я предлагаю сделать это с помощью считалочки.
Эрика: Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы,
Мы играем, водишь – ты!
Воспитатель: А вот теперь будьте внимательны. Мы будем называть имя водящего ласково, и он, когда отгадывает имя, тоже называет его ласково.
(Выбранному ребенку завязывают глаза, раскручивают и произносят текст)
Медвежонок встал на лапы,
Зарычал на нас, косматый.
Медвежонок, ты, медведь,
Перестань – ка ты реветь,
А попробуй отгадать,
Всех по голосу узнать.
(Дети отгадывают, меняются несколько раз)
Воспитатель: Понравилась игра? Но нам пора дальше отправляться в путь по нашей реке - Матушке Волге. А впереди нас ждет Республика Марий Эл. В Республику Марий Эл наш корабль поведет Тагир.
(Тагир берет в руки штурвал корабля, дети встают за ним и они идут по кругу под музыку - песня Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» На экране появляется карта Поволжья – слайд №11. Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Вот мы и попали в Республику Марий Эл.
(Воспитатель на карте показывает, где находится Марий Эл)
Столица этой республики город Йошкар-Ола.
(На экране появляется – слайд №12 «Марий Эл»
Воспитатель: Здесь преобладают марийцы.
Вот, посмотрите на экран. Это флаг Марий Эл, а это его герб.
(На экране появляется марийский национальный костюм – слайд №13)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит марийский национальный костюм.
Мужской костюм состоял из рубахи до середины бедра, пояса, холщовых штанов и лаптей. Рубаха была расшита у ворота, рукавов и по низу орнаментом. Неотъемлемой частью костюма был головной убор – шляпа.
Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Женская туника украшалась бисером, пуговицами и разноцветными лентами. Под рубаху марийские женщины, как и мужчины, надевали холщовые штаны. На голове женщины носили украшенные орнаментом платки и шали, а девушки – кожаные и шерстяные повязки, щедро украшенные бисером и монетами. Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером. Что касается обуви, то у женщин она была такой, какой и у мужчин – это лапти летом и валенки зимой.
Воспитатель: А сейчас я вам сейчас предлагаю немного отвлечься и поиграть в марийскую народную игру «Клубочек».
(Для игры используется клубок ярких, плотных ниток. Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть, сидя на ковре). Дети называют свое имя и то, что они любят, передают друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что клубочек объединил их всех вместе и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывая нитки, прямо как наша река Волга объединила народы Поволжья).
(Под марийскую народную музыку дети играют в игру)
Воспитатель: Понравилась игра? Но путешествие наше, ребята, подошло к концу и нам с вами нужно подвести итоги.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Что нового вы узнали? Что было самым интересным? (Ответы детей)
Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, ребята, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
Адиля: Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья,
Куда не глянь — кругом друзья!
Воспитатель: Ну а теперь настало время попрощаться с нашими гостями.
Дети хором: Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!
(Дети под музыку выходят из зала)