Ольга Рассадина
Конспект открытого занятия «Секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : Занятие-эксперимент.
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования и формирование знаний о воздухе.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов с опорой на разные органы чувств.
Развивать умение замечать скрытые свойства предметов, устанавливать связи между качествами объекта и его назначением.
Проявлять познавательную инициативу.
Образовательная область «Речевое развитие»
Публикация «Конспект открытого занятия „Секреты воздуха“» размещена в разделах
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослым.
Поддерживать стремление детей при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов и выполнении обследовательских действий.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Интеграция образовательных областей: Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, колонки.
Материал: письмо с диском, пакеты, 2 таза с водой, воздушные шары, бумажные салфетки, кораблики, мыльные пузыри на каждого ребенка, стаканы с водой и соломинками на каждого ребенка, клеенка, салфетки для рук, набор предметов: резиновые и пластмассовые игрушки, воздушный шар, мяч, камень, кирпич, металлические предметы.
Предварительная работа:
Знакомство детьми. Беседы с детьми о лаборатории. Загадывание загадок. Совместная деятельность «Травянчик».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, когда я шла к вам в гости по дороге я встретила почтальона, он попросил меня передать письмо для ребят средней группы. Вы ребята средней группы? От кого оно может быть? А давайте посмотрим, что же в конверте. (Достают диск).
Воспитатель: Ребята, да это видео письмо. Давайте узнаем, что же там, садитесь поудобнее и внимание на экран. (Воспитатель включает диск).
Фиксики: Здравствуйте, ребята. Мы обращаемся к вам из нашей лаборатории. У нас возникли некоторые проблемы, и мы хотим, чтобы вы нам помогли. Но, сначала отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Дети высказывают предположения.
Фиксики: Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха? Нам очень бы хотелось узнать об этом и рассказать всем.
Может вы нам поможите?
Воспитатель: поможем ребята?
Сегодня я вас приглашаю лабораторию, где можно открывать секреты воздуха и доказать, что воздух есть.
Я хочу раскрыть вам одну тайну. Оказывается, у воздуха есть свои секреты.
Ребята посмотрите направо, налево, вверх, вниз.
Вы видите воздух? Так может его и нет?
Какой же воздух?
Правильно, ребята, мы знаем, что воздух везде вокруг нас.
Воспитатель: Первый секрет воздуха – он не имеет цвета. Он-бесцветный. Повторите: воздух бесцветный. Увидеть воздух нельзя. Его можно почувствовать, ощутить. А что бы убедится в этом я предлагаю подойти к столу и взять пакет.
Опыт с полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет.
Что в нём лежит?
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Как вы думаете, что внутри пакета?
Дети экспериментируют с пакетом и воздухом.
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.
Воспитатель: посмотрите мы поймали воздух в пакет, его не видно, но можно потрогать. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети высказывают предположения.
Ребята, положите пакеты на стол, посмотрите на экран.
Фиксики: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель: Конечно! Еще один секрет воздуха, воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Воспитатель: Значит, если внутри предмета воздух, то он будет плавать.
Ребята, помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Объединитесь в пары и подойдите у столу. Положите в контейнер только те предметы в которых спрятался воздух.
Дидактическая игра «Где спрятался воздух»
Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду!
Ребята теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, потому что воздух легче воды.
Дети, о каком секрете мы сейчас ещё узнали?
Дети отвечают.
Фиксики: Теперь мы знаем, что внутри предметов где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно внутри человека воздух есть?
В: Как вы думаете ребята? Давайте проверим.
Опыт с трубочкой, опущенной в стакан с водой.
Дети проводят эксперимент.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и трубочкой. Подуйте в трубочку.
Что происходит?
Воспитатель: Вот видите! Вы узнали еще секрет воздуха, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
А какие пузырьки можно ещё пускать?
Воспитатель: Давайте попускать мыльные пузыри. Берите их и вставайте в круг.
Физкультминутка «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: Ребята как вы думайте, что находится внутри мыльных пузырей? Воспитатель: Оказывается, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Фиксики: Понятно! Вы выдыхаете воздух.
Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Фиксикам, как дышат наши носики. Присаживайтесь за столы.
Опыт с салфеткой.
Воспитатель: возьмите салфетку и поднесите её к носу. Что происходит с салфеткой?
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Еще секрет воздуха нами раскрыт, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Дети, возьмите кораблики и опустите их в воду.
Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Фиксики: Мы поняли если воздух движется получается ветер.
Опыт «Не дышу»
Воспитатель: Без воздуха мы не можем прожить даже одной минуты! Давайте сделаем вдох и задержим дыхание.
Как вы думаете, можем ли мы долго находиться без воздуха?
Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха - без дыхания невозможна жизнь.
А кому ещё необходим воздух?
Фиксики: Мы поняли без воздуха невозможно прожить.
Воспитатель: Как красиво, подул лёгкий ветерок и мы немножко отдохнем. Ложитесь на коврик, закрывайте глаза. (включаем мелодичную музыку)
Релаксация
Представьте, что мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Сегодня мы играли с воздухом и разгадали его секреты. Как много мы сегодня узнали о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Что воздух легче воды.
Что воздух есть внутри людей.
Ветер – это движение воздуха.
Без воздуха ничто живое не может жить.
Воспитатель: Что интересного вы узнали сегодня в лаборатории?
Воспитатель:
Воспитатель: А дома узнайте, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо.
Фиксики: Ребята, мы вам отправили подарок.
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные шары!