Елена Угренинова
«Морские обитатели». Конспект открытого занятия с использованием интерактивного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности развитие речи тема: Морские обитатели
Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей) : дети с ОНР 1ур. по типу моторная алалия,ОНР-2ур. легкая дезартрия, ОНР – 2 ур. средняя степень, дезартрии.
Тема: Морские обитатели
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Цель: создание социальной ситуации развития детей для формирования умения составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Пиратский клад»
Детская цель: найти сундук с сокровищами
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- создавать условия для расширения, уточнения и активизации словаря.
- создать условия для формирования умения составлять повествовательный рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных
картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения;
- способствовать развитию умения детей составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Создать условия для активизации речевой деятельности, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
- способствовать развитию зрительного внимания и восприятия;
- способствовать развитию навыков сотрудничества для достижения общей цели;
- создавать условия для проявления детьми взаимопонимания и доброжелательности в межличностном общении;
- создавать условия для проявления самостоятельности и инициативности.
Организация детских видов деятельности:
1. общение ребенка со взрослым;
2. общение ребенка со сверстниками;
3. поисковая деятельность.
Материалы и оборудование:
- анимированная мультимедийная презентация «Путешествие в морские глубины»;
- серия сюжетных картинок «Пиратский клад»;
- сундук, декоративные камни, морские обитатели.
Предварительная работа: знакомство с морскими обитателями, упражнение «Морское царство», развитие общих речевых навыков, отгадывание загадок по теме.
Вводная часть
(организационный и мотивационный момент)
Свободное пространство для размещения детей.
Дети располагаются на стульчиках или подушках перед экраном.
Запускается анимированная м/ м презентация:
на экране появляется хвост дельфина, затем пасть акулы, щупальца медузы, лучик морской звезды, хвост морского конька.
Морской конёк :
- Здравствуйте! Зачем вы к нам приплыли?
У нас в море так много интересного. А вы любите приключения? Я когда плавал, увидел четыре спрятанных сундука. Как думаете, что в этих сундуках? Наверняка, там сокровища. Давайте вместе их поищем. Педагог предлагает поиграть в игру «Назови морского обитателя», объясняет правила:
- Сейчас мы будем передавать мяч по кругу. Тот, у кого в руках оказался мяч должен назвать любого морского обитателя. Я начну.
- Ребята, а где же обитают все те, кого мы сейчас назвали?
- А хотели бы вы отправится к морскому дну и посмотреть на морских обитателей в их естественной среде?
- Тогда я предлагаю нам сесть в батискаф и исследовать морские глубины. Но чтобы нам не было скучно давайте поиграем. Педагог предлагает выполнить упражнения артикуляционной гимнастики («трубочка», «хоботок», «грибочек», «лошадка») Ребята кажется, наша игра привлекла кого-то
Педагог обращает внимание детей на появляющиеся элементы:
- Ребята как вы думаете, кто это? Дети заходят в зал, встают полукругом.
Дети играют в игру.
Ответы детей.
Дети располагаются перед экраном и смотрят презентацию.
Ответы детей
(как только дети называют морского обитателя, он появляется полностью)
Ответы детей.
Дети принимают решение отправиться на поиски сокровищ. Условия для проявления детской инициативности, познавательной и речевой активности, самостоятельности.
Условия для укрепления мышц губ, языка и развивать их подвижность
Условия для принятия детской цели
Основная часть
На экране появляется изображение со спрятанными сундуками.
В каждом открывшемся сундуке появляется одна картинка.
На экране появляется осьминог:
- Ребята, картинки в сундуках – это
- подсказки. Только собрав все подсказки и расположив их в нужной последовательности, вы узнаете место, где спрятан настоящий клад.
Педагог напоминает детям об исходной задаче:
- Ребята, что-то это не похоже на сокровища? Интересно, что это за картинка.
Педагог обращает внимание детей на каждую картинку и задаёт детям вопросы по содержанию :
1 Картинка
- Что изображено на картинке?
- Как вы догадались?
- Как вы думаете, куда плывут пираты?
- Что упало у пиратов в море?
- Как вы думаете, пираты увидели, что у них упал сундук?
2 Картинка
- Кто изображён на картинке?
- Какой кит изображён на картинке?
- Что сделал кит?
- Как вы думаете, куда кит понёс сундук?
3 Картинка
- Кто изображён на картинке?
- Осьминог какой?
- Что нашел осьминог?
- Как вы думаете, что сделал осьминог с сундуком? Дети находят сундуки и называют их местоположение (например, сундук стоит за камнем и т. д.).
Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы.
Когда дети отвечают на вопросы педагог просит детей произнести слово, звук (по необходимости индивидуально) правильного. Добываясь правильного, четкого произношения
Динамическая пауза
Вместо 4 картинки появляется морской обитатель, который предлагает детям поиграть:
- Я отдам вам четвёртую картинку, только когда вы поиграете со мной Педагог проговаривает слова и показывает движения (логоритмика)
Мои руки - это волны, - дети делают плавные волнообразные движения
Гонит ветер их вперёд.
Мои руки крылья чаек,- дети бегут на носочках по кругу и машут руками как крыльями
Небо их к себе зовет.
Мои руки - рыбки в море,- продолжают двигаться по кругу со сложенными лодочкой руками делая плавные волнообразные движения
Плавают туда-сюда.
Мои руки - это крабы,- дети имитируют руками краба который пробегает по их телу на пол
Разбежались кто куда. Дети встают в круг и выполняют движения по тексту Условия для проявления двигательной активности и закрепление умения связывать движения и слова
Основная часть
На экране появляется 4 картинка.
На экране снова появляется морской конёк :
- Ребята, расскажите мне пожалуйста эту историю от начала до конца. Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте внимательны.
Морской конек :
- Какая интересная история!
Конёк заплывает за картинку, которая переворачивается и на экране демонстрируется карта, где спрятан клад. 4 Картинка
- Кто изображено на картинке?
- Что делает осьминог?
- Как вы думаете куда делся кит?
- Куда спрятал осьминог сундук?
- Кто лежит около камня?
- Морская черепаха какая?
Когда все картинки собраны, педагог предлагает ещё раз их внимательно рассмотреть и расставить по порядку.
- Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
Педагог помогает детям наводящими вопросами :
- Как можно назвать рассказ?
- Какими словами можно начать рассказ?
- Как можно закончить рассказ?
Образец рассказа «Пиратский клад»
Однажды, пираты плыли на корабле к острову, чтобы спрятать там награбленные сокровища. Но на море поднялись волны и сундук упал в море. Пираты не заметили пропажи и уплыли. Большой синий кит подхватил сундук и унёс его на морское дно. Но как только кит уплыл, хитрый осьминог перепрятал сундук. Он положил его под камень, около которого отдыхала красивая черепаха.
Дети расставляют картинки по порядку.
Дети составляют и озвучивают повествовательный рассказ.
Дети по карте ищут сокровища.
Находят сундук с «драгоценными» камнями.
Педагог следит за правильностью выстраивания предложений.
Заключительная часть
На экране появляется видео всплывающего батискафа. Педагог предлагает детям вернуться в детский сад:
- А теперь давайте вернёмся в детский сад, для этого нам надо сесть в наш батискаф Дети садятся на стульчики (или подушки, «возвращаются» в детский сад. Условия для развития рефлексивных способностей