Елена Титова
Открытое занятие по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования
в старшей группе
«Вода-волшебница»
[/b]
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, без цвета, без вкуса, не имеет собственной формы.
-развивать воображение.
-формировать умение разгадывать загадки, описывающие изменения в природе.
Публикация «Открытое занятие по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе „Вода-водица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
-развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы
-формировать наблюдательность и любознательность в области познание
-развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи
-развивать зрительное восприятие, образное мышление, речь
-уточнить и систематизировать знания детей о культуре поведения в лаборатории
Ход занятия
- Давайте сначала поздороваемся с гостями.
Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас на весь день было хорошее настроение! Знаете, сегодня пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка с письмом.
«Дел у меня не мало
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…. (Зима)
-Как вы думаете, почему именно от Зимы мы получили письмо?
(Потому что наступила зима)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
- Какой первый?. второй?. третий?
- А теперь ребята – загадки. Отгадав их, вспомним, о каких превращениях и изменениях в природе в зимний период идёт речь.
"Игра со снежком" (воспитатель по очереди детям кидает снежок и загадывает загадку. Кто не отгадал,передаёт снежок следующему)
1. Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
2. Летом бежит – зимой стоит? (Река)
- Почему? (Зимой реки замерзают, покрываются льдом)
3. Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
-О каком изменение в живой природе говорится в этой загадке? (Звери меняют шубы, линяют, линька)
4. Покружили звёздочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)
-Как называется явление в природе когда идёт снег? (снегопад)
5. Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы. (вьюга)
6. Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние. (метели)
7. Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные. (рукавички)
8. Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется. (кормушка)
9. По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
-Ребята, а вам нравится зима? Чем? Когда мы возвращаемся с улицы одежда наша вся в снегу. Затем снег тает и одежда становится какой? (мокрой).
(таз со снегом)
-Возьмите в ладошку немного снега и сожмите его. Что происходит со снегом? (он тает, капает вода, снег превращается в воду, его можно слепить)
А теперь вытрете руки об салфетку. Какая стала салфетка? (мокрая)
Мы знаем, что снег – это застывшая вода.
А можно ли эту воду пить? (нет)
Для чего можно использовать эту воду? (полить растения)
Кто догадался, что мы будем с вами сегодня исследовать? (воду)
Вода – одна из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много знаем о воде, как она необходима всему живому на земле, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. Пройдём в лабораторию. (дети одевают халаты, садятся за столы)
Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
1. Не шуметь
2. Аккуратно обращаться с предметами.
3. Слушать воспитателя.
4. Внимательно следить за результатами опытов.
5. Делать выводы.
Показываю глобус
-Что это у меня в руках? (Глобус)
Правильно, глобус. Глобус – это макет планеты Земля.
-Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода, водоёмы)
-Какие водоёмы вы знаете? (Реки, озёра, море, океан, болото, родник)
-Как называется вода в реке?. озере?. море?. роднике?. болоте? (речная, озёрная, морская, болотная, родниковая)
-А как называется вода, которая течёт из крана? (водопроводная)
-Если мы открываем кран, вода что делает? (течёт, бежит, струится, льётся)
Значит вода – это жидкость!
Вот это мы сейчас проверим на опыте.
Перед началом проведения опытов разомнём пальчики (пальчиковая гимнастика)
Игра «Ветер»
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)
Чайка над водой летает
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); «машем» ими в воздухе).
И за рыбками ныряет.
(Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения).
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем рот» крокодила).
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Опыт 1 «Вода – это жидкость не имеющая форму»(опыт проводит воспитатель)
Переливаю воду в ёмкости разной формы.
Вывод: Вода принимает форму того предмета (ёмкости) в которую её помещают.
Опыт 2 «Вода прозрачная»
-Посмотрите, на столе у вас стоят 2 стакана, в одном молоко, а в другом вода. В каком стакане вода? (дети показывают)
-Как вы догадались? (вода прозрачная)
-А давайте с вами проверим это на опыте. В оба стакана опустите ложечки. Что произошла? (в стакане где вода ложку видно, а в стакане где молоко ложку не видно).
Вывод Вот мы с вами и убедились, что вода прозрачная.
Опыт 3 «Вода - бесцветная, растворяет в себе вещества»
-Посмотрите внимательно на стаканчик с водой и скажите, какого цвета вода? (прозрачная, бесцветная. Если дети затрудняются с ответом, называют цвет воды – белым, то сравнить с молоком или с белым листом бумаги)
Проведём следующий опыт: Обмакните кисточку в краску, а теперь прополощите кисточку в воде.
-Что получилось? (вода за красилась).
Вывод Значит принимает цвет того вещества, которое в нём растворяют.
- А где вы с таким свойством воды сталкивались ещё? (Чай заваривается, кофе, варенье)
Игра «Разминка»
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть по приседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим…
Опыт 4 «Вода – без вкуса»
-А теперь мы узнаем, есть ли у воды вкус. Возьмите соломинки и попробуйте сок в стаканчике.
-Сок вкусный? (да)
-Какой сок на вкус? (сладкий)
-А теперь попробуйте воду. Какая вода? (безвкусная)
-А теперь посмотрите, что будет если я добавлю в воду капельку лимона. Попробуйте, какая стала вода? (кислая)
-Почему? (потому что лимон кислый и вода стала кислая)
- А если мы добавим сахар, то вода станет какая? (сладкая…соль? (солёная)
Вывод Чистая вода, безвкусная, а если в неё добавить какое-нибудь вещество, то она приобретает вкус того, что в ней растворили.
Опыт 5 «Вода – без запаха»
-Ребята, а теперь понюхайте чистую воду в стакане. Чем пахнет? (ни чем)
-А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах? (да) Чем пахнет? (лимоном)
-Почему? (мы добавили в воду лимон, а лимон пахнет)
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом, то вода приобретает запах того, что в неё добавили.
-И так давайте подведём итог нашим исследованиям. О каких свойствах воды мы сегодня с вами узнали из опытов.
1. Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы.
2. Вода – прозрачная.
3. Вода – не имеет цвета, вкуса и запаха.
4. Вода – растворяет вещества.
-Ну вот наши исследования закончены. Вы сегодня были большие молодцы! (отметить каждого) Лаборатория закрывается. (дети снимают халаты, выходят из-за стола).
- А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? Она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставит вам на память. (Вручить медальки- капельки)