Светлана Зайцева
Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через развивающие игры-головоломки в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Танграм – одно из лучших средств по развитию математических способностей и логики у дошкольников. Танграм — слияние математики и геометрии в форме игры.
Цель: познакомить детей с головоломкой «Танграм». Создать условия для формирования у детей средней группы представления о танграме и ее схемах. Формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры головоломки. Развивать наглядно-образное мышление, тренировать мелкую моторику, воображение, память, учиться логически мыслить.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания детей о геометрических фигурах, их цвете и форме; учить детей работать с наглядным материалом; развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить представление о четырехугольнике; учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ; учить работать со схемами: учить логически мыслить, закрепить количественный счет.
Развивающие: развивать у детей ассоциативное мышление и воображение; творческие способности; развивать навыки работы в коллективе; развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность; развивать интеллектуальные и логические способности.
Социально-коммуникативные: развивать умение включиться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, учить высказывать свое мнение и аргументировать его.
Речевые: развивать формирование речевых действий, конструктивные способы взаимодействия с окружающим.
Художественно-эстетические: развивать умение работать аккуратно, учить различать цвета, учить выстраивать цветовую цепочку, получать эстетическое удовольствие от процесса и от выполненной работы.
Физические: выполнять движения синхронно, сопровождая словами.
Материалы и оборудование: различные схемы, геометрические фигуры, письмо, пазл, видеозадание.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Методы и приемы: наглядные (рассматривание картинок, словесные (использование художественного слова, рассказ воспитателя, беседа, указания и пояснения в воспитательном процессе, подведение итога, игровые, практические (творческая продуктивная деятельность).
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Мы дружны!
Мы умны!
Мы внимательны!
Мы старательны!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Воспитатель: Я верю в вас и знаю – у нас все получится!
Предлагаю провести РАЗМИНКУ. Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечайте!
- Какое сейчас время года? (весна)
- Сейчас утро или вечер? (утро)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько углов у треугольника? (3)
- Сколько раз в году бывает день рождения? (1)
- Сколько носов у трех котов? (3)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько месяцев в году? (12)
Молодцы! Вы очень внимательны.
II. Основная часть.
Ребята, посмотрите, какой интересный конверт.
Написано кому: Детям группы «Сказочка», от кого: от детей из Китая!
Вот это здорово! Китай — это такая страна. А мы в какой стране живем? (ответы детей). Давайте, скорее откроем конверт и посмотрим, что в нем. (открывает конверт, достает письмо)
Ой, это же письмо!
«Здравствуйте, ребята! Мы хотим научить вас играть в одну очень увлекательную игру – танграм!
Танграм – это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Появилась эта игра в Китае много лет назад (картинка). У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами. Назовите эти геометрические фигуры?
Ответы детей (квадрат, четырехугольник, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника и 1 средний)
— Молодцы!
— У игры танграм есть свои правила :
Необходимо использовать все 7 фигур танграма;
Фигуры не должны накладываться друг на друга;
Все фигуры должны соприкасаться.
Поскорее попробуйте справиться с этой игрой! Желаем вам успехов!»
В конверте есть что-то еще! Это схемы. Увидеть их можно, отгадав загадки.
Загадки:
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … (Ракете)
Быстро бегает русак.
Путать след большой мастак.
В сказке он большой зазнайка.
Кто же это дети? (Зайка)
Птица медленно плывет,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива. (Лебедь)
Давайте попробуем поиграть в эту интересную игру. Но прежде, чем мы приступим, проведем гимнастику для пальчиков.
Кинезиологическое упражнение:
Ладонь сжимаем в кулачок, (ладонь сжать в кулак)
Ребром поставим на бочок. (ладошку поставить на ребро)
Вниз ладонь опускаем (открытая ладошка вниз)
И сначала начинаем. (повторить 3-4 раза)
На столе лежат геометрические фигуры и схемы.
Дети выполняют задания по схемам.
Ребята, предлагаю немного отдохнуть и потанцевать. Все внимание на экран!
Музыкальная физминутка Чударики «Самолет».
Дорогие ребята, давайте и мы напишем письмо, вложим в него интересные игры, головоломки и отправим детям из Китая. Согласны? (Дети отвечают). А вот и первая головоломка.
Игра № 1 «Головоломка с палочками Кьюзенера»
«Давайте отсчитаем по 5 палочек, проверим и положим их перед собой. Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»
После того как большинство детей выполнит задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Первое задание кладет в конверт.
Игра №2 «Кто, чем питается?»
Ребята, вам необходимо указать «Какое животное, чем питается?» соединив их линиями. Приступайте, пожалуйста.
Дети выполняют задание на карточках. Еще одно задание кладется в конверт.
Игра №3 «Что здесь лишнее?» (видеоигра)
Следующее задание для наших друзей из Китая будет видеоигра «Что здесь лишнее?» Внимательно смотрите на экран и отвечайте.
Игра №4 «Пазл» (коллективная работа)
В этом задании необходимо проявить умение коллективно работать: быть внимательными, логичными, последовательными и главное – дружными. Каждый берет по одному элементу пазла и ваша задача собираеть общую картину.
Дети собирают пазл из 8 частей.
Ребята, вы такие все молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями. Поаплодируйте себе!
Давайте вспомним, как называется головоломка, в которую вы сегодня играли? (ответы детей). Вам понравилась эта игра? Что было самым интересным? А самым трудным?
Вас ждет еще один сюрприз от ваших новых друзей – Сладости из Китая!