Елена Владимировна Афонина
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Программные задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
-воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Животные севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- углублять представления детей о диких животных холодных стран.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Материал:
- демонстрационные картины: «Тундра», животные Севера, презентация «Животные Севера
Д/и «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Рассматривание серии картин «Животные Севера».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на северный полюс (В Арктику) Воспитатель показывает этот место на глобусе. Мы сейчас представим с вами, что мы летим на самолете.
Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»
Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на нашем пути.
Воспитатель показывает картинки с изображением животных севера.
Моржи.
Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Олени.
Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Дети: Это олень.
Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?
Дети: Длинные рога.
Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег
Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени?
Дети: Мхом, травой.
Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Тюлень.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты.
Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Белый медведь.
Воспитатель: Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?
Дети. Белый медведь.
Воспитатель: Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?
Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают Белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.
Воспитатель: У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Воспитатель: Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:
Физминутка
Топай мишка, хлопай мишка
Приседай со мною мишка
Руки вверх, вперед и низ
Улыбайся и садись!
Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете)
Воспитатель: Вот мы и прилетели в детский сад. Проходите, ребята, садитесь.
Ребята, вам понравилась экскурсия на Крайний Север?
Дети: Да, понравилась.
Воспитатель: Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и китах. (Моржи)
В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (Олень)
Воспитатель показывает этих животных на мольберте на картине.
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? А помогает животным выжить в этих суровых условиях:
- Толстый слой жира, густа шерсть,
- Широкие лапы, окраска меха
Воспитатель: Молодцы, вспомнили хорошо.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сложи картинку».
Надо сложить части так, чтобы получилось изображение северного животного, у каждого своё. Когда все сложат свою картинку, вы назовёте кто у вас получился.