Ирина Ермакова
Конспект открытого занятия по обучению детей творческому рассказыванию «Новогодние приключения Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Учить детей применять новые способы преобразования впечатлений – наделение образов и предметов свойствами фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительным их преобразованием. Обучение детей творческому рассказыванию. Развитие речи детей.
Использование выразительных средств (эпитетов – сказочный, волшебный, чудесный) при пересказе.
Развивать память, мышление, воображение.
Обогащение лексики путем подбора признаков к словам зима, снег, мороз.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению детей творческому рассказыванию „Новогодние приключения Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Продолжать обучение переносить знания, умения, понятия уровня связной речи в самостоятельную практическую деятельность ребенка (составление самого рассказа по картинкам).
Коррекционные задачи:
Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость, полноту и точность зрительного обследования при составлении творческого рассказа по изображенному плану.
Обучение детей выделять и узнавать предмет среди других по существенным признакам на основе овладения приемами сравнения. (Игра «Рукавичка»).
Развивать точность и координацию движений, умение ориентироваться в малом (ширма) и большом пространстве (зал).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок «Мороз красный нос и мороз синий нос», «В гостях у дедушки Мороза». Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и лето», «Дедушка Мороз и серый волк», «Двенадцать месяцев».
Словарная работа: «сказочный», «волшебный», «чудесный», «необыкновенный», «накануне».
Материал: картинки-схемы, карточки индивидуально для каждого ребенка, фломастеры, технические средства, наборное полотно, замок, ключи, посылка.
Ход занятия:
«Снегом всё запорошило
И деревья, и дома
Это значит наступила
Белоснежная зима».
Какое сейчас время год? (Зима)
Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.
Какие слова можно сказать о зиме? Какая она /снежная, холодная, морозная/
А кто скажет, за что мы ее любим? /можно на санках кататься, играть в снежки, строить снежную бабу, любоваться падающими снежинками и т. д. /
А теперь попытайтесь дополнить недостающие слова в предложении. Я начну, а вы по очереди продолжите, закончите предложения.
Зимой много…. (снега)
Погода зимой (холодная, морозная)
Небо низкое и …. (серое)
Солнышко светит, но ….(не греет)
Декабрь, январь, февраль…. (зимние месяцы)
В какой сказке говориться о зимних месяцах? (В сказке «Двенадцать месяцев»).
Кто в этой сказке один из главных? (Дед Мороз)
Правильно ребята.
А какой он Дед Мороз? (описание Деда Мороза детьми)
Как вы думаете, какой дом у Деда Мороза? (ледяной, покрытый снегом, окна из прозрачного льда, дом становиться блестящим, сверкающим под лучами солнца и т. д.)
Что еще можно сказать о его доме? /сказочный, волшебный, необыкновенный, чудесный/
Заполните эти красивые слова-признаки и обязательно используйте их при рассказывании.
Припоминание сказок, стихов, мультфильмов, в которых действующим лицом является Дед Мороз. / «Два Мороза», «Морозко», «Дед Мороз и лето» и др.)
Чем сказка отличается от обычного рассказа? (Добро побеждает зло, всегда счастливый конец, происходят чудесные превращения, есть волшебные вещи).
Из каких частей состоит сказка? Что есть в сказке? (Начало, что было потом, чем все закончилось)
А с каких слов обычно начинаются сказки? (Жили-были, однажды, в тридесятом царстве)
Молодцы ребята!
Зрительная гимнастика.
Давайте, сочиним свою сказку о Деде Морозе и его новогодних приключениях? (ответ детей)
Вы будете составлять маленькие рассказы, а я помогу вам объединить их в одну большую сказку.
Под музыку дети садятся на свои места.
Воспитатель говорит слова:
«Зима обходит всю планету,
И бродит сказка с ней по свету,
Под Новый год заходит в дом,
И мы ее сегодня ждем».
Рассказ сказки детьми по цепочке с опорой на серию сюжетных картинок (расстановка в логической последовательности в соответствии с сюжетом сказки).
Ребята, я начну, а вы продолжите.
Однажды, накануне Нового года, проснулся Дед Мороз в своем Чудесном Ледяном дворце, что у самого Северного полюса. Расправил усы и бороду, взял подарки, которые он готовил весь год, закинул за порог, а у крыльца уж сани стоят-дожидаются. Сел Дед Мороз в сани и поехал раздавать подарки. И вдруг…
Как вы думаете, что могло случиться с Дедом Морозом?
Дальше продолжает ребенок.
Воспитатель стимулирует и поощряет использованные детьми эпитетов сказочный, волшебный, чудесный, необыкновенный.
Если дети затрудняются плавно перейти от одной части рассказа к другой, воспитатель помогает им.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Рукавичка»
Напоминаю детям уже придуманный сюжет и помогаю развить события сказки дальше.
Дети продолжают придумывать сказку (дальше) опираясь на картинки.
(Слышится голос Бабы-Яги. Кто-то из взрослых из-за ширмы говорит в микрофон дальнейшие задания для детей). Всего четыре задания.
Физминутка.
Дети выполняют условия Бабы-Яги. (работа на наборном полотне). Загадки.
1. Назвать слова-признаки к слову зима.
2. ---//--- снег
3. ---//--- мороз
4. Подобрать ключ к замку
Напоминаю детям, что у сказки должен быть конец.
«Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Повтор детьми сказки начала до конца.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Получение посылки от Деда Мороза. (В посылках зефир)
«Нам пришла одна посылка
Очень странная она.
Вместо штампа – три снежинки
А сама из чистой льдинки.»
Открываем посылку, раздача подарков.
Зрительная гимнастика.
«Прогулка в зимний лес»
Мы пришли в зимний лес
Столько здесь вокруг чудес (разводят руками)
Справа – березка в шубке стоит
Слева – елка на нас глядит (руку отводят в указанную сторону, прослеживают взглядом)
Снежинки в небе кружатся
На землю ложатся (движение «фонарики», смотрят вверх)
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал (показывает воспитатель зайца, прослеживают за зайцем)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит (имитируется сон)
Пролетают снегири,
Как красивы они! (имитируют полет птиц)
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой. (разводят руки в стороны)
Физминутка.
В лес пришла Баба-Яга
На ужасна и хитра (имитируют походку Бабы-Яги)
Яга руками замахала
Снегурочку заколдовала. (круговые движения руками «Мельница»)
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки, (ходьба на месте)
Стали думать и решать,
Как заданье выполнять. (пружинка)
Наконец они решили
И ее освободили. (прыжки на двух ногах)
А теперь друзья, плясать, (прыжки на двух ногах)
Нам не время унывать. (кружатся парами)
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок (Соединение пальцев двух рук в замок)
Кто его открыть бы смог
Потянули (Руки потянуть в разные стороны)
Покрутили (Движение от себя к себе)
Постучали (Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (Пальцы расцепляются, ладони в сторону)