Асланян Армине
Конспект открытого занятия по музыке в старшей группе «Чайковский — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (раздел музыка)в старшей группе «Чайковский-детям»
Подготовила и провела:
музыкальный руководитель Асланян А. Э.
Цель:
Публикация «Конспект открытого занятия по музыке в старшей группе „Чайковский — детям“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
Развивать и закреплять музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, создавать атмосферу доброжелательности, активности детей на занятии.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с творчеством П. И. Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»;
- закреплять умение детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, темп, форму, различать части музыкального произведения.
Развивающие:
- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского;
- развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки;
- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка.
Музыкальный материал :
1. «Сладкая греза»
2. «Марш деревянных солдатиков»
3. «Болезнь куклы»
4. «Новая кукла»
5. «Баба Яга»
6. «Мазурка»
7. Тропинка-торопинка» сл. Г. Ладонщикова, муз. А. Пинегина.
8. «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского.
Материалы и оборудование:
- музыкальный домик (заготовка)
- столик, проектор, ноутбук
- три ключа (скрипичный, гаечный, золотой)
- портрет композитора
Ход занятия:
Вход детей под музыку «Тропинка-торопинка» сл. Г. Ладонщикова, муз. А. Пинегина. Дети выполняют музыкально-ритмические движения.
Вступление: Легким пружинистым шагом идут «змейкой», правая рука на плече соседа, лев. рука на поясе.
1 строка: Останавливаются около своих листочков (мал., дев, мал., дев.)
2 строка: «Пружинка» на месте.
3-4 строки: Покачивание руками, руки подняты вверх.
Припев: «Пружинка» на месте.
2 куплет: «Змейкой» идут (1 и 3 змейка идет вправо, 2 змейка - влево). Далее «пружинка» на месте.
Припев: Движения повторяются.
Окончание: «Поклон» - пр. нога в сторону, носочек вытягиваем, лев. ногу приставили, и полуприседание. Движения повторяются в другую сторону.
М. Р. : Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что ваша тропинка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей в музыкальном зале. С ними обязательно надо поздороваться. Но так как у нас музыкальное занятие, значит, и здороваться мы будем – песней!
Дети исполняют музыкальное приветствие «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского.
Поют: Здрасьте, здрасьте мы вас ждем, промочило нас дождем
Ожидали мы гостей, мы промокли до костей.
Где ваш зонтик -потеряли, где галоши- кот унес
Где перчатки- скушал пес.
Это гости не беда, заходите в ворота
Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог. (руки в стороны, затем сложить «полочкой» и наклониться.)
Звучит тревожная музыка.
М. Р. : Ребята, слышите, звучит тревожная музыка. Что-то случилось. Колдунья заколдовала домик, в котором живут нотки. (показывает домик). Нам надо его открыть, но открыть его можно только одним ключом. Вот у меня три ключа (показывает детям, вы должны выбрать тот ключ, который может открыть домик для нот. Какой здесь ключик может открыть домик?
(ответы детей).
М. Р. : Правильно, красный ключ, потому что это - Скрипичный ключ! Конечно, молодцы.
М. Р. : Спасибо вам ребята за то, что вы открыли ноткам дом. Иначе мы бы никак не смогли слушать музыку. Давайте мы развернемся к экрану и присядем на стулья.
М. Р. : Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран. Перед вами портрет великого человека, который сочинял музыку. (на экране портрет композитора П. И. Чайковского). А скажите мне пожалуйста, как называют человека, который сочиняет музыку? (ответы детей).
М. Р. : Правильно, композитор. И перед вами портрет композитора П. И. Чайковского.
Посмотрите какое красивое, благородное лицо у этого замечательного человека. Умные, добрые глаза смотрят на нас с любовью. Петр Ильич Чайковский жил очень давно, а вот музыка, которую он сочинил, будет жить всегда. Её слушают и любят дети всего мира, потому, что она красивая, прекрасная, искренняя. Она радует и волнует наши сердца.
- Вы знаете, что, когда композиторы сочиняют музыку, они вкладывают в нее частичку себя, своей души. Поэтому каждое произведение неповторимо, у каждого, свой характер, свое настроение.
М. Р. : Ребята, сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале.
На экране вы видите памятную табличку в комнате, где родился Чайковский.
Мать – Александра Андреевна Ассиер, отец - Илья Петрович Чайковский, служил горным инженером.
Чайковский рос в музыкальной семье. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Здесь музыку любили и почитали.
Его мать играла на фортепиано и пела, в доме также стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал оперу великого Моцарта «Дон Жуана»
«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал мне первый толчок, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете!» говорил о своём жизненном выборе композитор.
С детства на всю жизнь Чайковский проникся глубокой привязанностью к родине, впитал в себя народные песни. Способности к музыке проявились у Чайковского рано : в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления
Чайковский оставил большое наследие практически во всех музыкальных жанрах : симфонии-6; сюиты -4; оперы-10, наиболее известные - Е. Онегин», «Пиковая дама»; балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик»
Не забыл композитор и о детях. Он очень любил детей и создал сборник произведений и назвал его «Детский альбом». Альбом этот он посвятил своему племяннику Володе, который страстно любил музыку и обещал быть музыкантом.
Альбом состоит из 24 небольших пьес, которые рассказывают о жизни ребё нка: его мыслях, чувствах, настроениях, переживаниях, мечтах. Есть здесь и страшные сказки, а как же ребёнку без них, и картины русской жизни, русской природы и «песенки - путешествия» с помощью которых можно оправиться в дальние страны. По большому счёту это рассказ об одном дне ребёнка.
М. Р. : Ребята, а как вы думаете, ребята, почему Чайковский так назвал свою музыку?
Ответы детей
И сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по «Детскому альбому».
А сейчас предлагаю вам послушать музыку.
(Звучит «Сладкая греза»).
М. Р. : Это произведение Чайковский назвал «Сладкая греза». Греза – это мечта, сон. Понравилась вам музыка?
Дети: Да!
М. Р. : Дети, расскажите о характере музыки, какая она?
Дети: Красивая, добрая
М. Р. : Давайте послушаем, следующее произведение, которое называется
«Марш деревянных солдатиков».
(Аудиозапись «Марш деревянных солдатиков»).
М. Р. : Дети, а. что это за музыка?
Дети: Марш!
М. Р. : Правильно, это марш. Какое настроение у солдатиков?
Дети: Веселое, боевое.
Давайте мы тоже превратимся в солдатиков и своими движениями постараемся передать характер и настроение музыки.
(дети встают со стульев и под музыку маршируют. По окончании дети садятся на стулья).
М. Р. : Молодцы, ребята!
Маленькой девочке мама подарила новую куклу, о которой она мечтала.
Девочки, а вы когда-нибудь ждали с нетерпением подарка? (Ответы детей)
Давайте, послушаем музыкальную пьесу из детского альбома П. И. Чайковского «Новая кукла» и представим себе это волнительное, радостное ожидание.
(Аудиозапись «Новая кукла».)
М. Р. : Ребята, какая музыка звучала?
Дети: Легкая, радостная, светлая, красивая, добрая.
М. Р. : Следующее произведение называется «Болезнь куклы»
«Кукла Маша заболела. Врач сказал, что плохо дело. Маше больно, Маше тяжко! Не поможешь ей бедняжке. Нас покинет Маша вскоре. Вот уж горе, так уж горе, горе…» (Аудиозапись «Болезнь куклы»)
М. Р. : Ребята, какая музыка звучала?
Дети: Грустная, печальная и т. д.
М. Р. : Ребята, давайте послушаем следующее произведение, которое называется «Баба Яга» (Аудиозапись «Баба Яга»)
М. Р. : Ребята, какая музыка звучала?
Дети: Страшная, грозная, тревожная.
М. Р. : Да, вы правы. Эта музыка фантастическая, устрашающая. Она быстрая, громкая, колючая, острая, таинственная, недобрая.
М. Р. : Пьесу, которую вы сейчас услышите, поможет вам побывать на балу. Балы были очень распространены во времена Чайковского. На них публика общалась, вела беседу, заводились знакомства и конечно танцевала. Мазурка- это польский танец. Этот танец скорый, легкий. (Аудиозапись) «Мазурка»
М. Р. : Ребята, В «Детском альбоме» еще много интересной музыки. Мы обязательно послушаем, поговорим о ней, постараемся понять.
М. Р. : Ребята, ответьте мне еще на один вопрос. Вот сочинил Петр Ильич Чайковский музыку, мы с вами послушали несколько произведений. Скажите, что он должен сделать, чтобы музыканты знали, как ее исполнять, и что исполнять. (ответы детей).
- Правильно, он должен записать. А чем записывается музыкальное произведение? (ответы детей)
- Правильно, нотами. Вы все знаете, что музыка записывается нотами. Ноты живут в своем домике. Вот посмотрите, какой красивый дом (показывает домик). У этого дома есть название. Как называется домик для нот, Катя? (ответы детей). А сколько там этажей, Полина? (пять этажей)
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали нотный стан
И на нем все ноты точки
Разместились по местам.
М. Р. : Да, у нас пять этажей и пять линеек. И все ноты точки размещены по местам. А сколько же всего нот? (семь, и все имена нот знаете? (да).
- Ребята, давайте назовем ноты (дети называют ноты)
М. Р. : Посмотрите на музыкальный домик, ноты в своем домике располагаются не просто так. Они выбрали там себе удобное место. Посмотрите, некоторые ноты сидят на линеечках (показываю указкой, а некоторые ноты в окошечко глядят, располагаются между линеечками.
- Нотки – до, ми, соль, си (показываю, на линеечках сидят, а нотки ре, фа, ля – в окошечко глядят. Давайте повторим. Так какие же ноты на линеечках сидят? (повторяют хором, а в окошечко глядят? (ответы хором). Вот нотки точно знают, где они живут и никогда не дерутся. Из нот сочиняют много музыки, которую можно слушать, под которую можно танцевать, которую можно петь и исполнить.
М. Р. : Ребята, у меня тут на столе есть музыкальные колокольчики. с которыми вы сними уже знакомы. Скажите пожалуйста, на этих колокольчиках можно играть?
Дети: Да
М. Р. : я предлагаю вам тоже стать музыкантами и попробовать исполнять маленькое музыкальное произведение
Дети играют на музыкальных инструментах.
Рефлексия: М. Р. : Молодцы, вы справились со всеми моими заданиями. Наше занятие подходит к концу. Скажите мне пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А ком мы сегодня говорили? (Ответы детей) Что больше вам понравилось, что запомнилось? (Ответы детей). Спасибо вам большое, ребята. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями. Но прощаться мы будем тоже – песней! Занимаем свои места. (дети встают снова в 4 ряда).
Дети исполняют «Игра в гостей» Д. Б. Кабалевского.
Поют: Гости, гости мы вам рады
Но прощаться нам пора
До свиданья, до свиданья
Уезжаем со двора!
Звучит музыка «Тропинка – торопинка».
(Дети по очереди легким бегом, на носочках покидают музыкальный зал. При этом машут одной рукой, «прощаются»).