Вагапова Заде Смаиловна
Конспект открытого занятия по крымоведению в старшей группе «Берегите степь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по крымоведению в старшей группе
Тема «Берегите степь»
Цель: развивать у детей знания о растительном и животном мире крым-ской степи
Задачи: Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне;
Публикация «Конспект открытого занятия по крымоведению в старшей группе „Берегите степь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- обеспечивать познавательный интерес, устойчивость приобретенных зна-ний о растительном и животном мире крымской степи;
- показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания;
- формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая эколо-гических правил;
- Показать причины исчезновения степных растений и животных и необхо-димости охраны оставшихся мест обитания;
- учить детей понимать, видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира;
- упражнять в счете.
Предварительная работа: беседы о степи, о растительном и животном мире на конкретных представителях; рассматривание карты Крыма; чте-ние энциклопедий, беседы о Красной книге, д/ и: «Узнай по запаху», «Чей голос?», «Собери животное», разгадывание загадок.
Материал: ИКТ, экологические знаки, мешочки с лекарственными трава-ми, карточки с изображением растений и животных на магнитиках, карти-на степи А2, письмо Феи, диск, муляжи Красной книги Республики Крым, разрезные картинки.
Ход ЗАНЯТИЯ
В. : Нам с вами посчастливилось жить на удивительном полуострове, кото-рый называется … как?
Ответы детей: Крым.
Нияра:
Скользящие, в степи и в море
Дельфин, перекати трава.
Их вечно радует раздолье
Что дарят Крымские ветра
Склонила стебелёк травинка
По дуновению ветерка
Плывёт волнистая морщинка
По прядям ковыля слегка
Воспитатель: У каждого животного, у каждого растения есть свой дом, своя квартира, то есть свое место обитания.
Посмотрите на карту. Это территория Крыма. Здесь можно увидеть высо-кие снежные горы и плоские равнины, стремительные реки. Однако боль-шую часть территории Крыма занимают степи.
- Каким цветом на карте обозначена зона степей? (Зона степей обозначена зеленым цветом).
По пути в детский сад мне повстречался почтальон, он вручил мне пись-мо. Давайте посмотрим кому оно адресовано: «Десткий сад «Радуга» группа «Солнышко»», так это нам. Сейчас откроем конверт и посмотрим, что же там,. а там диск! Нужно посмотреть то на этом диске. (Просмотр диска с записью феи)
- а здесь в конверте есть еще билет.
Летом степные районы Крыма напоминают безжизненную пустыню с вы-горевшей от жаркого солнца травой. Но весной регион оживает, покрыва-ясь разноцветным ковром цветущих растений.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, вспомним о правилах пове-дения в степи. Ведь природой мы должны не только любоваться, но и бе-речь ее.
(Дети рассматривают знаки и формулируют правила) :
1) Не собирай в степи цветы, а только любуйся ими.
2) Если хочешь наблюдать за птицами, веди себя спокойно. Громко не раз-говаривай, не делай резких движений, не подходи близко.
3) Не лови насекомых, не разоряй муравейники.
4) Не мусори в природе!
Каждый день мы обнаруживаем вокруг себя что-то новое. Можно не заме-чать этого, а можно задуматься обо всём, что видишь вокруг. И тогда вы все полюбите красоту родной степи особенной любовью.
Эмиль:
Мы живем в степном Крыму,
Значит рядом степь,
В гости мы туда пойдем,
Нужно рассмотреть:
И животных, и цветы,
Насекомых, птиц.
Но в дороге нашей ты
Осторожней будь,
Чтобы не было беды, был приятен путь.
. В. : А как вы думаете, на чем можно отправиться в путь?
Варианты ответов детей.
В. : все верно, но я вам предлагаю отправиться на другом транспорте – на волшебном поезде. Для того чтобы отправиться нам нужен билет. Вот он. (достать из конверта) Первая станция «Условия жизни в степи» (билет кар-тинка природы)
Выстраиваемся в колонну. (Едим по кругу).
Звук поезда.
Остановка.
В. : а теперь начнется волшебство.
В. : закрываем глазки считаем до 5. (дети считают). Открываем глазки (по-явился стол для эксперимента).
Весной степь пестрит яркими цветами: в северной степи, например, появ-ляются сон-трава, тюльпаны, красные маки, затем злаки; в южных степях колышутся серебристые перья ковыля, образующего сплошные заросли.
В: Лето здесь длинное, сухое, солнечное. Дожди идут редко. Как вы думаете, здесь много деревьев? ( Ответы детей: да, нет) Давайте прове-рим, кто прав.
Дети подходят к столу.
Опыт.
Воспитатель: Вода в степи проливается летом в виде…
Дети: Дождя.
Воспитатель: Она впитывается в…
Дети: Почву.
Воспитатель: После чего растения всасывают её с помощью…
Дети: Корней.
Воспитатель: Значит нам надо полить почву и посмотреть какие корни до-станут эту воду. (В горшок с сухой землёй выливается немного воды, т. к дожди в степи редкие и необильные. Вода впитывается, после этого земля раскапывается лопаткой, и дети определяют, насколько глубоко пропита-лась земля. Земля пропиталась неглубоко.
В: Вспомните, у деревьев - какие корни? Дойдёт ли до них дождевая вода?
Вывод: Деревья и кустарники в степи расти не могут, им не хватает влаги.
В: А у травы какой корешок? Как вы думаете, ей воды хватит? Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливают-ся. А если много травы, то много и животных.
В. : а теперь оправляемся дальше, следующая станция «Растения степи».
(пока едет поезд выносится стол с травами, накрытый салфеткой)
Мавиле:
Вот какие маки,
Вот какие маки
Красные, большие
В поле расцвели!
Тучка в небе тает,
Ветер пролетает —
Тоненькие стебли
Гнутся до земли.
В. : Мак начинает цвести в мае. За маковыми полями охотятся фотографы и туристы, потому что это действительно, невероятно красиво
В: есть еще в степи очень красивый весенний цветок. Это главное чудо сте-пи …
Кирилл:
В степном Крыму цветут тюльпаны,
Простые, нежные цветы,
Растут из утренних туманов,
Любви, надежды и мечты.
В. Самыми первыми расцветают белые тюльпаны. Чуть позднее появля-ются желтые и красные – тюльпан Шренка. Он занесен в Красную книгу.
А скажите, что такое Красная книга
Ответы детей: это книга, в который записаны все исчезающие виды расте-ний и животных.
В. : В нашей республике есть своя КРАСНАЯ КНИГА. Их две: красная книга Республики Крым Животные и Красная книга Республики Крым растения, грибы и насекомые (демонстрация муляжей книги).
Берегите же степное чудо!
Воспитатель: Ребята, а какие еще степные цветы и растения вы знаете? Дидактическая игра «Угадай степной цветок»
До чего же смелый
Этот цветок белый!
Только дунет ветерок –
К облакам взлетит цветок. (Одуванчик)
* * *
Я ее на лугу
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она
И нарядна и скромна. (Ромашка)
* * *
Словно огоньки,
Раскрываются цветки,
Растёт семьёй,
Называется … (Пион)
* * *
Грива есть, а не лошадка.
Хоть седой, я молод.
Мне в степи живется сладко,
Ни к чему мне город.
Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется … (ковыль)
Воспитатель: Ребята, а какие полезные лекарственные растения мы мо-жем встретить в нашей степи?
(Дети называют лекарственные растения).
Воспитатель: Только весной мы можем увидеть всё это разнотравье и почувствовать, вдохнуть в себя запах степи, вы почувствовали, какой в степи необыкновенный запах? Вдохните поглубже: горьковато-сладкий, душистый, нежный, необыкновенно свежий.
В. В степи много разных трав, Давайте все вместе вдохнем аромат крым-ской весенней степи. Я открою вам секрет - что каждое лекарственное рас-тение нужно собирать в определенный период. И только тогда оно приоб-ретает лекарственные свойства.
В. : мы умеем распознавать травы по запаху.
Дидактическая игра «Определи по запаху лекарственное растение». Предлагаются мешочки с: ромашкой, чабрец, полынью, шалфеем)
Физминутка
Цветы
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (Смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (Наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (Наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (Грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрыва-ют пальчики)
В. : садимся в поезд, следующая станция «Насекомые»
В. : Благодаря травянистому покрову в степи живёт множество насекомых.
Какие насекомые обитают в степях?
Найди его изображение и засели его на карте (если насекомое в красной рамочке нужно объяснить почему? Потому что занесен в Красную книгу)
В. : - Какие у них отличительные признаки?
(6 ног, крылья, летают, скачут, зимой прячутся от холода).
В. : В степях много пауков. Одн из опасных – тарантул.
Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно. Укус вызывает опу-холь и сильные болевые ощущения. Если вдруг с вами такое случилось, то сразу необходимо обратиться за помощью к взрослому.
В. : следующая станция «Птицы степи»
В:А раз есть насекомые, значит, есть много птиц.
- Какие у них отличительные признаки? (Есть крылья, вьют гнезда, птенцы появляются из яиц, они летают).
В. : а давайте узнаем птиц по голосу.
Дидактическая игра «Чей голос?» (брать картинку и заселять на карту).
В. : Следующая станция «Животные степи»
.
В. : чтобы узнать какие животные живут в степи, нам нужно собрать картинки из частей (Дидактическая игра «Собери животное»). Назовите какое вы собрали и заселите его на карту.
В. : Скажите, как одним словом назвать эту группу животных : грызу-нов и хищников? (Звери)
- Какие отличительные признаки зверей вы знаете?
(У них 4 лапы, у них есть жилище, где они выращивают детенышей, те-ло покрыто шерстью.)
Красная книга (большой тушканчик)
В. : Ребята, а посмотрите какая красивая карта степи, как она ожила, каждый цветок, каждое насекомое, каждое животное нашли свой дом. Бе-регите природу. За ваши старание любознательность дарю вам интерес-ную книгу о Крыме. Ведь на нашей малой родине много интересного!
В. : но пришло время возвращаться.
В. : закрываем глазки, считаем до 5 (убираются все столы).
Итоги занятия :
1. Ребята, а какое волшебство с нами произошло.
2. Что было интересного в нашем путешествии?
3. Что вам запомнилось?
Армянская игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Оборудование: мяч
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из трё х слов: земля, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо степное животное; на сло-во «Воздух!» - название птицы степи. При слове «Огонь!» все должны не-сколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему. Кто ошибается – не играет.
Воспитатель: Пора прощаться. Какие вы все молодцы! Столько всего знаете и умеете. Настоящие ученые и степные знатоки! Я говорю вам – До свидания!
И хочу прочитать
стихотворение
«У каждого свой дом»
Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик.
Вот квартира для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашки –
В нем живут букашки.
Эта славная страна
Вся кругом заселена.