Бербекова Ирина
Конспект открытого занятия «Край родной навек любимый Кабардино-Балкария»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия "Край родной навек любимый"
Воспитатель Бербекова Ирина Хабаловна
Занятие для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, историей, национальными костюмами Кабардино-Балкарии.
Содержимое разработки
Цель:
Публикация «Конспект открытого занятия „Край родной навек любимый Кабардино-Балкария“» размещена в разделах
- Кабардино-Балкарская Республика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
-прививать любовь к родному краю, селу, аулу, городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- воспитывать чувство любви и уважения к большой и малой Родине : ее обычаям и традициям, заветам;
- формировать творческое воображение детей, их желание быть причастным к национальному творчеству своей республики;
-познакомить с народным творчеством и фольклором малой Родины.
Задачи приоритетной образовательной области:
Художественно-эстетическое: развитие изобразительной деятельности: учить детей расписывать силуэты изделий элементами народных орнаментов, восприятие музыки
Познавательное развитие: Познакомить с историей кабардинского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; Научить видеть и знать, какие на одежде национальные орнаменты, форма шитья, цвет ткани. Дать понятие о повседневном и праздничном костюме. Развитие любознательности, интересов детей, формирование интереса к культуре России и народов Кабардино-Балкарии, знакомить детей с народно-прикладным искусством народных мастеров.
Речевое: обогащение активного словаря.
Социально-коммуникативное: развитие взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Физическое: развитие мелкой моторики.
Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, формирование умения выполнять по заданному образцу.
Оборудование для педагога: национальный костюм, образцы орнаментов, виды декоративно-прикладного искусства на слайдах, запись национальных мелодий, ТСО.
Оборудование для детей: силуэты нарукавников, образцы орнамента.
Содержание:
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Повернулись все ко мне. Пусть каждый из вас приложит руку к своему сердцу, послушает, как оно бьётся. Послушали? Возьмитесь за руки и часть тепла и любви из своего сердца из ладошки передайте друг другу, улыбнитесь каждый своему соседу. Посмотрите все на меня. В ваших глазах я увидела любопытство, желание пообщаться со мной и со своими друзьями.
Сегодня мы отправимся в страну народных мастеров.
СТУК В ДВЕРЬ. МУЗЫКА.
Входит гостья! (Слайд 1)
Туристка: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуйте.
Туристка: (оглядывается)А куда я попала? Я летела из Европы в Америку. Но это место на Америку не похоже! Что это за удивительный край? Я вижу снежные горы, кругом водопады, голубые озера. В каком же месте я оказалась? (Слайд 2)
Воспитатель: Ребята, давайте познакомим нашу гостью с нашей республикой, традициями и обычаями нашей Родины!
Туристка: А как называется ваша Родина?
Дети: Россия – это наша большая Родина. Мы живем в Кабардино-Балкарии – это наша малая Родина.
Воспитатель: Испокон веков жители нашей республики были гостеприимны. Мы просим остаться у нас в гостях.
Туристка: Спасибо, ребята, я буду очень рада побывать у вас в гостях. Мне очень хочется побольше узнать о вашей гостеприимной республике. (Слайд 3,4,5)
Стихотворение:
Республика чудесная,
Жемчужина – краса.
Эльбрус и реки быстрые,
И горы, и леса.
С волшебной облепихой
Речные берега.
И с тучными отарами
Альпийские луга.
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей) : В стихотворении говорится о Кабардино-Балкарии, о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о всеми нами любимой республике Кабардино-Балкария.
Ребята, а какие народы живут в Кабардино-Балкарии?
Дети: Кабардинцы, балкарцы, русские и т. д.
Воспитатель: Вот видите, сколько разных народов проживает в нашей республике Кабардино-Балкария и все они живут в мире, согласии и дружбе.
Как славно, что на свете невзгодам вопреки,
Народы разных наций друг другу так близки!
Ребенок: Мы одной планеты дети (Слайд 6,7)
Все друзья – одна семья!
Дружбе нет преград на свете,
Дружба – это ты и я!
(ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ)
А кто из вас может рассказать стихи про свою Большую Родину?
Стихи про Россию
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Песня «Родина»
Воспитатель: Мы живем в многонациональной стране Россия, и каждый народ славится своим национальным костюмом. Мы можем познакомить свою гостью с нашим национальным костюмом.
Он имеет давнюю историю, у него свои особенности, он очень красивый.
Туристка: Я с большим удовольствием познакомлюсь с ним.
Воспитатель: Мы с вами попадём в прошлое наших народов, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Посмотрим и поговорим, в каких одеждах они ходили.
С давних времён наши народы славятся традициями, обычаями, красивой одеждой, народной мудростью, пословицами, где они выражали свой ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о ценностях того или иного народа, также в них отображаются самые разные стороны жизни людей.
Ребята! У нас есть волшебный ключ, он поможет нам, если вы вспомните народные кабардинские пословицы и стихи.
1 реб: Нэмыс здэщымы1эм, насып щы1экъым.
Уи псалъэ гъэ1эси, уи нэмыс гъэбыдэ.
2 реб: Ишлемеген - тишлемез
Намыс болмагьан жерде, насып да жокь
3реб: Мир на планете – счастливы дети.
Мир да лад – большой клад.
Туристка: Вы молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете народные пословицы и стихи, а вот и волшебный ключ, теперь он точно откроет нам двери.
ДВЕРИ РАСКРЫВАЮТСЯ МЕДЛЕННО ПОД ТИХУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ МУЗЫКУ, И ДЕТИ ПОПАДАЮТ В ПРОШЛОЕ ВРЕМЯ. ПОМЕЩЕНИЕ ОБСТАВЛЕНО СТАРИННЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, А ТАК ЖЕ ВИСЯТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ (ЖЕНСКИЕ И МУЖСКИЕ). В ПОМЕЩЕНИИ НАХОДИТСЯ ДЕВУШКА В НАЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ, СИДИТ И ВЫШИВАЕТ НАЦИОНАЛЬНУЮ ШАПКУ.
СЛАЙД 8
Воспитатель: Ребята! Ой, посмотрите, это же - Сатаней.
- Из какой сказки она к нам пришла?
(из кабардинской сказки.)
-Как называется сказка? (Сосруко)
Давайте подойдём к ней и поздороваемся.
Дети: Здравствуйте, Сатаней!
Сатаней: Здравствуйте, мои дорогие! Добро пожаловать! Как хорошо, что вы попали сюда, в мою мастерскую.
Воспитатель - Сегодня вы узнаете много нового о национальном костюме. Раньше, в давние времена, народы Северного Кавказа носили национальные костюмы. (Слайд 9)
И у каждого народа был свой костюм, который отличался от других. Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Посмотрите (показ рисунка, (Слайд 10)
Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин. (Слайд 11)
Воспитатель: А теперь посмотрите на этот женский костюм. (Слайд 12)
Воспитатель: Сатаней, думаю, что наши дети знают, из чего состоит женский костюм.
Давайте вспомним?
Дети: Из платья, нагрудника, нарукавников, шапки с шалью, золотого или серебряного пояса.
Воспитатель: Правильно, дети, молодцы!
Воспитатель: Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: это бархат или плотный шёлк. А еще платья обязательно украшали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем украшали платье?
Дети - Вышивкой украшали края разреза платья (национальным орнаментом -ветки яблони, рога барана, следы животных, трилистник и т. д.).
Дети: Они так вышивали, потому что кабардинский народ издавна занимался сельским хозяйством и это отражалась в узорах.
Воспитатель: Молодцы! (Слайд 13,14,15)
А на голове девушки носили шапки с шалью.
Шапки различались по высоте. Какую форму имеет шапка?
Дети: Форму цилиндра. (Слайд 16)
Воспитатель: Основой шапки является твёрдый картон, который потом обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.
А еще важным элементом являются нарукавные подвески. А вы знаете, когда надевают нарукавные подвески?. (Слайд 17)
Дети: Их надевают в праздничные, торжественные дни, ещё во время свадеб.
Воспитатель: Я вам расскажу, почему их надевали.
Раньше мужчинам не разрешали смотреть на руку девушки, и на свадьбе девушки прятали руки нарукавником, и чтобы во время танца мужчины не прикасались руки девушки.
Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили, из чего он состоит, узнали много нового.
А сейчас мы покажем как в национальных костюмах наши дети танцуют красивый танец кафа.
Пшынауэ 1эзэм къафэр зэхишэм
Къэфэнхэр псори фыкъызыхуэс
Адыгэ пшынэм сигур къыдофэ
Адыгэ къафэм хуэдэу зы къафэ
Мы дуней псом темыт
Сатаней: ребята, здесь у меня в мастерской эскизы, но работу я не успела закончить. Надо украсить нарукавники национальными узорами. Поможете мне?
Дети. - Да
Воспитатель. – Для того, чтобы работа получилась красивой, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя Вверх большие пальцы.
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.
Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках.
Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
Кулачки стучат друг о дружку.
Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках
Нам нужно украсить нарукавники, а для этого нужно выбрать национальный орнамент, снять с него пленку и приклеить, чтобы нарукавник стал нарядным.
Под спокойную музыку дети выполняют работу.
Сатаней. - Ну вот, теперь наш национальный костюм стал нарядным, спасибо вам большое.
Туристка: Какой замечательное занятие. Милая, очаровательная, гостеприимная Кабардино-Балкария! Я просто влюбилась в вашу республику.
Вы показали, как дружно живете, какие радушные люди живут здесь.
Ребенок: По обычаю наших народов гостей никогда не отпускали без подарков. И мы хотим подарить вам куклу, одетую в национальную кабардинскую одежду.
Туристке дарят куклу в национальной одежде.
Туристка: Ребята, спасибо вам за подарок и за незабываемую экскурсию. Вы очень много знаете о своей малой Родине. Желаю вам чистого неба, тепла, быть со всеми в крепкой дружбе. А республике Кабардино-Балкарии счастья и процветания! А мне пора домой. До свидания!
Дети: До свидания!
Итог занятия.
Воспитатель: сегодня мы вместе с нашей гостьей совершили удивительное путешествие в историю национального костюма, узнали, из чего он состоит, теперь мы знаем, каким орнаментом украшается национальный костюм.
Воспитатель: Наша национальная одежда - это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. Дети, я очень рада и горда, что вы с достоинством представили нашу республику и благодарю вас за работу. ПЕСНЯ АДЫГЭ ФАЩЭ
Сатаней. – А я хочу угостить вас всех национальными сладостями.
(Угощает детей и гостей)