Алла Щербакова
Конспект открытого занятия «Город Гатчина — моя малая Родина» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия.
Тема: «Город Гатчина – моя малая Родина»
образовательная область «Речевое развитие»
разновозрастная группа.
подготовила воспитатель
Щербакова Алла Владимировна
г. Гатчина
2023
Интеграция областей: развитие речи, нравственно-патриотическое воспитание, окружающий мир).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Цель: Активизировать словарный запас детей, совершенствовать фонетическое восприятие посредством формирования у детей представления о своей Малой Родине и развития памяти и внимания.
Задачи:
• Формировать у детей представления об истории родного города.
• Воспитывать любовь к малой Родине, её природе, людям, святыням.
• Развивать логическое мышление. Память, внимание.
• Активизировать словарь: гид, экскурсовод, экскурсанты, достопримечательности, император, скипетр, держава, ботфорты, каре, Коннетабль, Приоратский дворец, Павильон Венеры, Карпин мост, Портал Маска, Берёзовый домик.
Предварительная работа.
• Экскурсия в Музей истории Гатчины.
• Экскурсии по Гатчине.
• Чтение книг и рассматривание иллюстраций о Гатчине.
• Просмотр документальных фильмов о Гатчине.
Материал.
Иллюстрации с видами Гатчины, Москвы, Санкт-Петербурга, пазлы «Приоратский дворец», «Большой Гатчинский дворец-музей», «Памятник Павлу I». Иллюстрации «Экскурсионный автобус», «Человек рассеянный с улицы Бассейной», Коннетабль, Приоратский дворец, Павильон Венеры, Карпин мост, Портал Маска, Берёзовый домик.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг-другу улыбнемся!
И гостям тоже!
(Дети выполняют соответствующие движения)
Молодцы! Мы подарили друг-другу улыбки!
А собрались мы здесь все вместе, чтобы отправиться в путешествие. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель:
А. Прокофьев
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья.
Воспитатель: О чем, ребята, говорится в стихотворении?
Дети: О Родине.
Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина.
Наша Родина – это страна в котором мы живем. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: В народе существует много пословиц о Родине.
Кто-то из вас вспомнит пословицу?
Дети:
• Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Жить - Родине служить.
• Кто за Родину горой – тот истинный герой.
• Всякому мила своя сторона.
• Мать – сыра земля – всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает.
• Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
• Родина мать, умей за нее постоять.
• Человек без Родины - что соловей без песни.
• Родина любимая - что мать родимая.
Воспитатель: Все эти пословицы о большой Родине, о стране, в которой мы живем.
Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
Воспитатель: У каждого из нас еще есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.
(Автор: Л. И. Куликов)
Мама мне читает книжку, про большие города.
Я тихонечко мечтаю: вот бы мне попасть туда.
Я в Каир хочу поехать там река – огромный Нил.
Там смешные обезьянки и зеленый крокодил.
Может съездить в Магадан? Мама, где мой чемодан?
Ты не смейся, я всерьез, вдруг живет там Дед Мороз.
Дочитала мама книжку, и сказала мне потом:
«Ну, зачем лететь на полюс? Мы по Гатчине пройдем.
Посмотри, как здесь красиво! Парк дубравою шумит.
И в озерах, отражаясь, Павловский дворец стоит.
И куда бы, ты, не ездил, чей бы, не увидел край,
Город свой, где ты родился, никогда не забывай.
Воспитатель: Какой город является для вас Малой Родиной?
Дети: Гатчина.
Воспитатель: Да, для многих из нас Малая Родина – это город Гатчина!
А кто-нибудь, знает, откуда такое интересное название?
Ребенок: Такое название произошло от старинных слов: «гать» и «чинная», где «гать» - болото, а «чинная» - хорошая, т. е. хорошая дорога через болото.
Воспитатель: Да, такое место существовало между Черным и Белым озерами, где сейчас проходит по мосту автомобильная дорога. А позднее это место и превратилось в город Гатчина.
В городе, у которого такое интересное прошлое нельзя обойтись без путешествий. А путешествовать людям помогают экскурсоводы или, по- другому их называют – гиды. Хотите стать гидами по Гатчине?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, если внимательно будете слушать и запоминать, то в конце путешествия вы получите «Значок Гида» и сможете проводить экскурсию по своей Малой Родине родителям и друзьям. Слушаем внимательно, учимся и запоминаем.
Остановка №1.
Физкультминутка:
А поможет нам в этом волшебная разминка:
3 раза хлопни, 2 раза топни, вокруг себя обернись и с мыслями соберись! (Повторить 2 раза)
Воспитатель: Каждый город по своему красив и самобытен. И в каждом городе очень много мест, куда возят гостей, чтобы показать самые красивые, важные места в нём. Эти места называются – достопримечательности.
И мы отправляемся в путешествие на экскурсионном автобусе!
В России очень много красивых городов, а нам сейчас нужен только один – Гатчина!
К нам пришел «Человек рассеянный с улицы Бассейной», помогите ему пожалуйста.
Посмотреть карточки с видами городов и выбрать только Гатчину. (Дети показывают карточку и говорят, что изображено на ней и обосновывают свой вывод.)
Ребенок: Это город - Москва.
Воспитатель: Правильно. Объясни, как ты понял, что это Москва?
Ребенок: На картинке изображена красная площадь и Кремль. Это столица нашей Родины.
Воспитатель: И еще государственный исторический музей. Молодец!
Ребенок: Это город - Санкт-Петербург.
Воспитатель: Молодец! Докажи, что это Санкт-Петербург.
Ребенок: На картинке изображен памятник Петру I, называется этот памятник «Медный всадник».
Воспитатель: Умница. В 1703 году Петр I основал город Санкт-Петербург.
Ребенок: Это город - Гатчина.
Воспитатель: Правильно, а как ты понял, что это город Гатчина?
Ребенок: Это въезд в Гатчину. На картинке изображены Ингенбургские ворота.
Воспитатель: Отлично, спасибо!
Игра «Какой наш город»
Образование прилагательных.
1. Как называется наш город? (Гатчина)
2. Если наш город называется Гатчина, как называемся мы – его жители? (Гатчинцы)
3. В нашем городе есть памятники героям, значит наш город какой? (Героический)
4. В нашем городе живет много людей, значит наш город какой? (Многолюдный)
5. В нашем городе летом цветет много цветов, значит он какой? (Цветущий)
6. В нашем городе много зелени, значит он какой? (Зеленый)
7. Наш город принимает много гостей из других городов и сел, значит он какой? (Гостеприимный)
8. В нашем городе много людей занимаются спортом, значит он какой? (Спортивный)
9. Все мы любим наш город, значит он какой? (Любимый)
10. Сейчас весна, значит наш город какой? (Весенний)
11. Когда наступает ночь, город становится какой? (Ночной)
12. Когда идет дождь, то город какой? (Дождливый)
13. В нашем городе часто устраиваются праздники, тогда наш город становится каким? (Праздничным)
14. В нашем городе растет много кустов сирени, значит наш город какой? (Сиреневый).
-Молодцы, ребята. Сколько хороших слов вы сказали о родном городе!
Остановка №2.
Воспитатель: Перед нами необычное строение с прямоугольниками по краям. Догадались, что это?
Ребенок: Гатчинский дворец.
Воспитатель: Да, это Гатчинский дворец. Мы приехали на Дворцовую площадь. Трудно найти место более удобное и красивое для строительства дворца. Недалеко от столицы - Санкт - Петербурга, среди зелёных лесов, на берегу чудесного Серебряного озера и был возведён Гатчинский дворец.
Воспитатель: Ребята, на площади перед дворцом стоит памятник, кому он поставлен?
Дети. Императору Павлу I.
Воспитатель. Что вы о нем знаете?
Дети: Жил во дворце, был царем.
Воспитатель: Да, у нашего дворца было много владельцев, но главным считают именно императора Павла I. А еще Павел I дал Гатчине статус города.
На постаменте в треуголке,
В ботфортах, трость в его руке,
Холодным взором, как иголкой,
. Пронзил дворцовое каре.
(Автор Ю. Мороз.)
Остановка №3.
А сейчас мы выйдем из экскурсионного автобуса и немного прогуляемся по дворцовому парку. Заодно и потренируемся чисто говорить:
Физкультминутка:
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют тихо, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Повторят громко. Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, разводят руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют шепотом, делают плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыгая на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, поднеся пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно).
Воспитатель: Посмотрите, какие достопримечательности Гатчинского дворцового парка у нас здесь?
Ребенок: Это - Павильон Венеры
Воспитатель: Правильно. Когда-то он служил пристанью.
Ребенок: Это - Карпин мост.
Воспитатель: Да, а называется он так, потому, что в озере разводили карпов. И вы можете по сей день их там увидеть.
Ребенок: Портал Маска и Березовый домик.
Воспитатель: Отлично!
Давайте посчитаем сколько слогов в этих названиях? Интересно будет посмотреть как это у вас получится. (Деление на слоги, подсчет).
Все большие молодцы, отлично справились. Присаживайтесь, мы отправляемся дальше.
Что бы наш город был таким большим, красивым, ухоженным и интересным, потрудилось очень много людей разных профессий. Давайте поиграем.
Словесная игра «Назови профессию, зная, чем занимается человек».
- Кто строит дома (строитель)
- Кто кладет кирпич (каменщик)
- Кто красит стены (маляр)
- Кто проектирует дом (Архитектор)
- Кто убирает снег, листья и мусор с улиц (дворник)
- Кто ухаживает за садом? (садовник)
- Кто водит автобусы? (водитель)
- Кто показывает гостям достопримечательности? (гид)
- Кто проводит экскурсии в музее? (экскурсовод)
- Кто внимательно слушает экскурсовода? (экскурсанты)
Остановка №4.
Недалеко, за деревьями мы видим крыши ещё одного замка - это Приоратский дворец. Он был построен для Мальтийских рыцарей. А кто такие рыцари? Да, это тоже воины, только воины давних времён. Император ПАВЕЛ I пригласил их в Россию и построил специально для своих гостей уникальный замок — дворец. Почему уникальный, да потому что для его строительства использовалась просто глина. Приорат считается символом нашего города.
Пальчиковая гимнастика:
Давайте разомнем наши пальчики:
На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили, постучали и открыли.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Остановка №5
Перед нами площадь, а в середине высокий столб - это памятник воинству, он называется Коннетабль. Как и у любого императора, у Павла I была охрана - его охранял кирасирский полк. А на площади Коннетабль каждый день проходил развод военного караула.
Логоритмическое упражнение:
Бьют барабаны, труба играет,
И кирасирский полк шагает.
При Павле в Гатчине он был,
Границу города хранил.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Воспитатель: Ребята, к нам опять пришел «Человек рассеянный с улицы Бассейной» и как обычно всё путает. Он любит говорить слова с противоположным значением. Подскажите, как такие слова называются?
Дети: Антонимы.
Воспитатель: Да, молодцы. Давайте поиграем.
Словесная игра «Подбери слова-наоборот».
Игра с Рассеянным с улицы Бассейная.
АНТОНИМЫ:
большой – маленький
высокий - низкий
огромный - малюсенький
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный
гибкий - негибкий / жесткий
молодой - старый
сильный - слабый
темный - светлый
черный - белый
внизу – вверху
старинный - современный
новый - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
прямой - кривой
одетый - раздетый
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
внутри - снаружи
шумный - тихий/бесшумный
широкий - узкий
один - много.
Игра «Собери мозаику».
Дети собирают мозаику и отгадывают название замков, памятников.
Воспитатель: Молодцы. Это Символы нашего города.
Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного. И я хочу проверить все ли были внимательны и достойны получить «Значок Гида».
- Как называются самые красивые и важные места в городе, которые хотят увидеть туристы? (Достопримечательности).
- Кто присвоил статус города Гатчине? (Павел I)
- Из какого материала построен Приоратский замок? (Глина)
- Как называют человека который помогает путешествовать по музею? (Экскурсовод)
- А тех кто внимательно слушает экскурсовода? (Экскурсанты)
Воспитатель: Вы все большие молодцы и достойны «Значка Гида по Гатчине». Теперь вы знаете названия дворцов, памятников и других достопримечательностей и сможете проводить экскурсии своим родителям и друзьям по своей Малой Родите – Гатчине.
Чтение детьми стихов о Родине:
Ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Ребенок:
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Воспитатель: Спасибо, ребята!
А теперь все, пожалуйста, подойдите к столу и выберете значок-смайлик, соответствующий вашей работе на занятии.
Зелёный – отлично, желтый – хорошо, красный – надо больше стараться.
Всем спасибо, до свидания.