Марина Горохова
Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
тема «Путешествие в подводный мир»
для подготовительной к школе группе
Подготовила
Воспитатель подготовительной группы
Горохова Марина Михайловна
Интеграция: коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностями, внешнем виде, питании, передвижении;
Публикация «Конспект открытого занятия для подготовительной группы „Путешествие в подводное царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- ввести понятия «мировой океан», «актиния»;
- обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы;
- познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.
Развивающие задачи:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать познавательные процессы;
- развивать внимание и наблюдательность;
- формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения;
- воспитывать уважение к друг другу в процессе совместной деятельности.
Материалы и оборудование:
- магнитная доска, магниты;
- изображение морских обитателей;
- глобус;
- баночки с водой, крупная соль, 2 яйца, палочки;
- «мусор» и 2 корзины для эстафеты;
- магнитофон с записью шума моря;
- сладкие призы.
Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, создание выставки рисунков, поделок, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение художественной литературы Э. Танасийчук «Нефть в море», «Отчего погибли киты», Б. Сахарнов «Кто в море живет».
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны, где живут такие же мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Как она называется? (Земля).
Какую форму имеет Земля? (шара)
Послушайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и мал и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. А как вы думаете, почему Земля из космоса видна в голубом цвете? (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).
Отгадайте следующую загадку:
На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Воспитатель: А что он изображает? (Модель Земли)
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой). Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой).
Воспитатель: Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера). Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т. д.). Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т. д.).
Воспитатель: Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир, для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте: «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие).
Воспитатель: А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами).
А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны). И так, надеваем маски и погружаемся на морское дно.
Звучит музыка, входит Золотая Рыбка (далее ЗР).
Золотая Рыбка: «Я дочь повелителя
Грозного царя соленых вод
И хотите, не хотите
Только дальше извините
Вы и шагу не сделаете вперед».
Воспитатель: Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями.
З. Р. : А что вы знаете о моем царстве? (дети рассказывают).
З. Р. : А теперь разгадайте мои загадки про обитателей морского дна, я вам буду показывать изображения, а вы называйте морских обитателей и расскажите, что вы о них знаете (показывает изображения морской конек, акула, рыба-молот, дельфин, рыба-еж, морской еж, рыба-дракон, осьминог).
Дети называют морских обитателей и рассказывают о них.
З. Р. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные. Кто знает, как они называются? (актинии). «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет. Только одна рыбка может дружно жить с актинией, кто из вас знает какая?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Золотой Рыбке, какие виды воды мы знаете?
Дети называют (дождевая, ключевая, пресная, морская, питьевая, чистая, родниковая, речная, колодезная, минеральная, газированная)
З. Р. : Молодцы, ребята!
Физ. минутка
Воспитатель: Предлагаю всем поиграть.
Игра «Капельки, ручеек, река, океан»
1,2,3 Ребята, повертитесь, покружитесь, в капелек превратитесь!
(Дети выходят на площадку).
Воспитатель: Приготовились, капельки!
Из тучки на землю летите, играйте, прыгайте, веселитесь!
Надоело по одной капельке играть, возьмитесь за руки, теките ручейками быстрыми!
Собрались ручейки в одну большую полноводную реку, плывут, путешествуют Капельки в реке (ходят одной длиной цепочкой).
Добралась река до океана могучего и растворилась в нем (дети ходят по кругу)
Согрелись Капельки под жаркими лучами Солнца, и поднялись вверх к Тучке (накрыть детей большим покрывалом).
Подул ветерок, поплыла Тучка с капельками к земле, к лесу зеленому с соснами высокими (дети передвигаются под покрывалом).
А тут и вечер наступил, опустилась Тучка вниз и в туман превратилась (дети приседают). Присядьте, Капельки, отдохните, поспите и послушайте музыку моря.
Звучит музыка.
З. Р. Ребята, что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная).
В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая (дети садятся за столы, где все необходимое для опыта).
З. Р. : Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.).
Какого цвета? (белого)
Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)
Имеют ли запах (нет).
2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились).
Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т. д.).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт.
1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.
2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.
З. Р. : Какие вы молодцы, выполнили все мои задания.
Воспитатель: Золотая Рыбка, спасибо тебе, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
З. Р. : Подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Кто знает, что происходит в таком случае с морем? ( Дети отвечают: Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы).
З. Р. : Много лет я в море живу, но терпеть я больше не могу.
Засорили, замутили всю водицу. Разве будет в море кто водиться?
На дне его бутылки и рваные ботинки,
Бумага, тряпки, склянки, консервные банки,
Гибнут растения, раки, рыбешки,
Вы помогите, друзья, хоть немножко.
Воспитатель: Ребята, поможем Золотой Рыбке?
Дети отвечают.
Ребенок: Вода – это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Давайте же воду все будем беречь
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Воспитатель: Золотая Рыбка, ребята, посмотрите, как же засорилось наше море! Сейчас мы очистим его от мусора. Ребята, выходите, море от грязи освободите!
Проводится игра-эстафета «Очисти море от мусора»
(на полу бумага двух цветов, дети по командам собирают «мусор» в корзину, выигрывает та команда, чей «мусор» будет быстрее собран).
З. Р. : Спасибо, ребята! Вы очень дружные, помогли моему морскому царству. Давайте дружно дадим обещанье, что будем беречь нашу планету от мусора.
Дети хором: Обещаем!
З. Р. : Ребята, мне пора домой, а вам за знания и помощь я отдаю морской клад, будьте дружными. До свидания (уходит).
Воспитатель: Ну и нам пора подниматься с морского дна. Присели, оттолкнулись ножками от дна, плывем к поверхности, выплыли. Давайте посмотрим, что нам за клад Золотая Рыбка приготовила (открывает сундук и раздает детям сладости).