Наталья Украинская
Конспект ООД в средней группе по речевому развитию «Расскажем попугаю о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе речевой деятельности «Расскажем попугаю о зимующих птицах»
Задачи: создавать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывание, создавать условия для развития коммуникативных способностей; высказывать свои мысли, делать выводы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, формировать навыки сотрудничества взрослого и детей, воспитывать у детей желание прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.
Публикация «Конспект ООД в средней группе по речевому развитию „Расскажем попугаю о зимующих птицах“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Попугай, попугайчики
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: игрушка попугая, картинки с изображением зимующих птиц, игра на липучках «Накорми птичку», Кубик Блума «Зимующие птицы», аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц на флеш-носителе.
Ход ООД:
Создание проблемной ситуации
Воспитатель и дети входят в группу, видят игрушку – попугая, на шею у которого одет шарф.
- Ребята, кто это? Как он очутился в нашей группе?
- Как вы думаете, откуда попугай мог к нам прилететь?
- Что с ним случилось, почему он обмотался шарфом, кто знает?
- Попугай простудился, у него сильно болит горло, он не может говорить, но он смог написать нам записку, прочитаем?
«Здравствуйте, ребята, я прилетел из жаркой Африки. Хотел подружиться с вашими зимующими птицами. Но не успел я выйти на улицу, сразу же замерз, простыл и потерял голос. Доктор Айболит строго настрого запретил мне выходить на улицу. Я прошу вас, расскажите, мне, пожалуйста, о зимующих птицах. Где живут, чем питаются, как выглядят».
- Ребята, о чём нас попросил попугай? (рассказать о зимующих птицах)
- Мы сможем ему помочь? Как?
- Мы сможем попугаю показать зимующих птиц?
- А как мы ему покажем, если доктор Айболит не разрешает выходить на улицу?
- Мы сможем их сфотографировать? Что нам для этого понадобится?
- Берём фотоаппараты и отправляемся в путь.
Звучит фонограмма записи птичьих голосов.
- Ребята, голоса мы слышим, а птиц не видим? Где же они?
Дети находят сугроб, на котором, под «дождиком» спрятаны картинки зимующих птиц.
- Вчера был сильный ветер, посмотрите, какой сугроб намело, наверно, и птичек всех замело.
- Раздуем снег?
Дыхательная гимнастика. Дети дуют на сугроб.
Речевая игра «Кого я вижу?»
- Каких птиц вы видите?
Образец ответа детей: Я вижу… (снегиря, синицу, воробья, ворону, сороку, дятла и т. д.).
- Какие это птицы? (Зимующие).
- А почему их называют зимующими? (Потому что они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях)
- Ребята, где мы сможем встретить зимующих птиц? (на улице, в лесу, возле кормушки)
- Возьмите птичку, которая вам нравится.
Дети подходят к мольберту и садят на ёлку каждый свою птичку. проходят на стульчики.
- Кто это?
- Как вы узнали, что это птицы? Что у них общее? (Клюв, перья, 2 лапы, 2 крыла, хвост, тело)
- А чем они отличаются? (Размером, окраской оперенья, формой клюва).
Воспитатель показывает на птицу и задаёт вопросы :
- Как вы узнали, что это снегирь? (Красная грудка).
- Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока)
- Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
- Почему вы думаете, что это синица? (Жёлтая грудка).
- Кто из этих птиц чирикает? (Воробей).
- Кто из этих птиц стучит по дереву? (Дятел).
Д/у «Скажи наоборот» (словарь антонимов по теме)
Синица маленькая, а ворона … большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки … длинный.
Голубь тяжелый, а воробей … легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны … толстый.
- Ну вот, ребята, птиц мы отыскали. А кто помнит, о чём нас ещё просил попугай? (рассказать и показать птиц).
- Сфотографируем птиц?
- Ребята, как живётся птицам зимой?
- Почему? - Снег укрыл землю, зёрнышек не найти.
- Правильно, поэтому птицы прилетают поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи. А, как и чем мы можем помочь птицам зимой? - Покормить их.
- А чем люди кормят птиц?- Семечками, крупой, крошкой, салом.
- Накормим птиц?
Деление на пары.
- Найдите себе дружка. Какую птичку вы будете кормить?
- Ребята, будьте внимательны, здесь есть продукты, которые птицам есть нельзя.
- Расскажите, чем вы накормили свою птичку?
Пример ответа: Снегири питаются рябиной.
Кубик Блума «Зимующие птицы»
- Птиц накормили, сфотографировали. Что ещё осталось нам сделать?
- Чтобы вам было легче рассказать про птиц, давайте с вами составим картину, которая называется коллаж.
- Хотите узнать, какая птичка попала в кадр? Открываем крышку с объектива.
Приклеиваете её возле кормушки.
Дети берут картинки, составляют коллаж.
- А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать коллаж. На коллаже схематично изображена последовательность рассказа.
Составление описательного рассказа о птицах по коллажу.
Вначале изображён знак вопроса – нужно сказать, как называется птица, затем два круга – большой и маленький - надо сказать, какого размера птичка: большая или маленькая. Следующая схема обозначает строение птицы (какой у нее клюв, какие лапки, перья). Потом разноцветные кляксы – надо рассказать об окраске птицы. Мисочка с кормом - чем питается птица. Вы будете рассказывать про ту птичку, которая сфотографировали.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о снегире :
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на коллаж.
Рефлексия:
- О чём нас просил попугай?
- Как мы это сделали?
- Что вам понравилось, что вызвало затруднение?
- А мы можем с вами помочь птицам зимой? Как?
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт - Петербург, 2004. 336с.
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи», МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2011г.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
4. Куликовская Т. Дидактический материал «Познаем окружающий мир. Птицы». – Москва,2011.
5. Николаева С. Н.. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с. 3.
6. Птицы России : школьный словарик. Москва, 2010. 96с.