Зинаида Насонова
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Пейзаж настроения»
▼ Скачать
Конспект
организованной образовательной деятельности
на тему:
Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.
Воспитатель: Насонова Зинаида Ивановна
«Пейзаж настроения»
Цель. Продолжать ознакомление детей с пейзажем как жанром изоб-разительного искусства.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет „Пейзаж настроения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Задачи: - рассказать о творчестве выдающегося русского пейзажиста И. И. Левитана и подвести детей к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
- воспитывать интерес к пейзажной живописи.
Интегрируемые области: художественно-эстетическая, речевая, физическая, познавательная.
Словарная работа: обогащение словаря искусствоведческими терминами.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, репродукций картин; посещение музея.
Оборудование: мольберт, репродукцию картин И. Левитана «Вечерний звон», «У омута», музыкальное сопровождение.
Ход.
. Педагог предлагает детям рассмотреть картину И. И. Левитана «Вечерний звон» в музыкальном сопровождении (звучит ноктюрн фа-минор, опус 55 Ф. Шопена).
Затем интересуется тем, какие чувства вызывают у них услышанная музыка и картина, что между ними общего.
Выслушав ответы детей, педагог рассказывает: «Увидел таким этот уголок природы великий художник Исаак Ильич Левитан. Он очень любил природу и писал свои пейзажи так, что, посмотрев на них, сразу можно понять, какое душевное состояние было у художника во время работы над картиной. Поэтому пейзаж Левитана часто называют пейзажем настроения.
Давайте теперь рассмотрим с вами репродукцию с картины И. И. Левитана «Вечерний звон».
У излучины реки окруженный осенним лесом стоит монастырь.
Среди дубравы Храм пятиглавый
Блестит крестами С колоколами.
Звучит колокольный звон. Красота вечернего освещения, золотящего плывущие по небу легкие облака и белые стены монастырских зданий, эхо отражений на глади воды создают ощущение звучания картины. Звучания торжественного, мягкого и мелодичного».
Информация для воспитателя
Золотой закатный свет заставляет как бы гореть все цвета, интенсифицируя и светлые, и теневые. В этом предвечернем тихом закатном сиянии, в этой последней улыбке догорающего дня и заключается основное эмоцио-нальное звучание картины. Осенняя прозрачность воздуха и тишина сочетаются в ней с наступающим вечерним покоем. Это сопереживание состояния природы подчеркнуто названием картины «Вечерний звон». Оно привлекает звуковые ассоциации к зрительному восприятию, и это воспоминание о разливающемся над спокойной водой мерном, чарующем и грустно-спокойном вечернем звоне еще усиливает в нашем сознании переживание пространств. Оно кажется еще более всеобъемлющим.
Небо, вода, увеличенное пространство и вечернее золотистое освещение выражают чувство тишины, покоя, задумчивой, светлой радости бытия. Богатство колорита, золотистые краски вечернего освещения придают картине известную праздничность2.
Затем педагог задает детям следующие вопросы:
1. Какое у художника было настроение, когда он работал над этой картиной?
2. Какие средства использует Левитан, чтобы передать покой, тор-жественность (теплое золото, мягкая лазурь, празелень колорита, плавные линии спокойной реки?
3. Какое время запечатлел художник?
4. Почему осень часто называют золотой?
5. Что может звенеть на картине Левитана? Какой это звон: громкий или тихий?
6. Вспомните: в какое время суток мы можем наблюдать такое небо? В этот предвечерний час будет ли холодно у реки? А вы любите это время года?
7. За что вы любите осень? Что вам больше всего запомнилось?
8. Вам понравилась картина И. И. Левитана «Вечерний звон»? Вы хотели бы больше узнать об этом художнике?
Если дети выразят желание узнать об этом художнике больше, то педагог может рассказать им о жизни великого пейзажиста :
«Судьба И. И. Левитана была печальной и счастливой одновременно.
Печальной - потому, что он прожил короткую жизнь (неполных сорок лет) и испытал нужду и раннюю потерю близких.
А счастливой судьбу Левитана можно назвать потому, что он через всю свою жизнь пронес удивительную любовь к природе, занимался любимым делом, его работы являются гордостью нашей живописи.
И. И. Левитан очень любил и тонко понимал природу. Он мог неделями пропадать в лесу, наблюдая особую жизнь, которая открывается внимательному взгляду на поверхности речного омута или на лесной поляне, страстно увлекался рыболовством и охотой.
К деревьям художник относился как к существам, способным чувствовать. В дни весеннего пробуждения — радоваться и тянуться к солнцу! Перед наступлением холодов — грустить, роняя листву, и становиться печальными под тяжестью прогибающего их ветки снега.
Физкультминутка.
Но особое место в творчестве И. И. Левитана занимает картина, которая называется «У омута».
Все тревожно и напряженно в этом пейзаже : и темнеющая зелень деревьев и кустов, и несущиеся по небу темные фиолетовые облака, и желтая в свете заката вода, по-разному, но равно драматичная и в стоячем зеркале справа, и в тревожности слева.
Доски и бревна плотины влекут взгляд зрителя в глубину, где на-чинающийся настил гати заворачивает за кустарник. Кажется, что кто-то только что прошел по этим доскам и скрылся за кустами. Полно на-стороженности все состояние этого вечернего, погружающегося в сумерки пейзажа. Его настроение — это предчувствие какой-то беды, смутное ощущение чего-то мрачного, наложившего свой отпечаток на природу».
Закончив свой рассказ, педагог может задать следующие вопросы:
1. Как вы думаете, какие персонажи сказок могут жить в таком месте? Хотели бы вы побывать там днем? А ночью?
2. Какие цвета создают мрачную и таинственную атмосферу картины?
В конце занятия еще раз рассмотрите работы художника.
Покажите детям, что, несмотря на сложность жизни, Левитан был разнообразен в тех чувствах, которые выражал в своих работах. Со-зданные им образы природы охватывают едва ли не все ее состояния и соответствующие человеческие переживания — от тихой весенней радости до осенней тоски, от хмурой бесприютности природы до ее сверкающего великолепия.
Итог занятия.