Надежда Головизнина
Конспект организации турнира по обучению грамоте «Грамотеи» с детьми подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 47
Конспект
организации турнира по обучению грамоте «ГРАМОТЕИ»
с детьми подготовительных групп №13 и №3
Воспитатель:
Головизнина Н. С.
г. Саров, 2020 год
Цель: развитие познавательных способностей, фонематических процессов.
Задачи:
Публикация «Конспект организации турнира по обучению грамоте „Грамотеи“ с детьми подготовительных групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.
Продолжать формировать умение делить слова на слоги.
Совершенствовать умения составлять предложения по заданной схеме.
Продолжать совершенствовать умение придумывать слова, которые начинаются на определенный звук.
Продолжать совершенствовать умение подбирать слова к заданной звуковой схеме.
Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова.
Развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственные суждения, доказывать свою точку зрения, работать в группе детей.
Воспитывать выдержку, желание помочь, умение выслушивать товарища.
Участники: дети 6-7 лет, воспитатели групп № 13 и № 9, жюри.
АС: гласный, согласный, предложение, звук, мягкий, твердый
Материал и оборудование: музыка, значки с названием команд, презентация, фишки, конверты со схемой предложения, ребусы, буквы, картинки: лук, стол, лев, шишка, книга, лимон, машина, колобок, карандаш, черепаха, велосипед, белоснежка, мяч, стул, дом, кукла, арбуз, тыква, помидор, корзина, гитара, кукуруза, чебурашка, телевизор; карандаш, шарф, фонарик, крот, топор, ракета, автобус, сом, мандарин, нож, ключ, чайник, крокодил, луна, ананас, светофор, рукав, вулкан, носорог, гриб
Ход турнира
Дети под музыку заходят в зал и встают около стульчиков.
- Сегодня у нас пройдет турнир «Грамотеи», на котором, вы покажете, как вы дружно умеете работать в командах, как вы умеете договариваться между собой. Впереди вас ждут интересные задания. А соревноваться будут 2 команды «Знайки» и «Умники».
Приветствие команд
Капитан: наша команда называется «Знайки».
Капитан: наш девиз:
- Мы - ребята-дошколята,
Не боимся мы преград.
Любим мы соревноваться,
Дружно, честно побеждать!
Капитан: наша команда называется «Умники».
Капитан: наш девиз:
- Мы веселые ребята,
В детском саду мы не скучаем,
В игры разные играем
В соревнованиях побеждаем!
Дети садятся в два полукруга.
- А сейчас я представляю вам еще одну команду – команду жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения. За каждый правильный ответ жюри будет давать одну фишку. Желаю командам удачи!
Представление жюри:
В жюри у нас сегодня: Елена Юрьевна, Елена Николаевна, Елена Юрьевна, Валентина Николаевна
- Вначале проведем небольшую разминку. Я буду задавать вопросы сначала первой команде, а потом второй команде, а вы отвечаете. Но условие такое: не выкрикивать и не мешать другой команде отвечать на вопрос. (Дети поочередно отвечают на вопросы).
Разминка
Вопросы для разминки команд
Вопросы 1-й команде:
1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)
2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)
3. Чего больше — птиц или крыльев? (крыльев)
4. Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)
5. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы. (Бабушка старше мамы)
6. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, индюк, синица)
7. Сколько слогов в слове черепашка? (4)
8. Как называется варенье из клюквы? (клюквенное)
9. Назовите второй звук в слове паук? (а)
Вопросы 2-й команде:
1. Назовите детеныша свиньи? (поросенок)
2. Сколько звуков в слове дым? (3 звука)
3. Чего больше в лесу — деревьев или листьев? (листьев)
4. Назовите 5 зимующих птиц? (синица, голубь, воробей, ворона, галка) (галка)
5. Исправьте предложение: папа старше дедушки. (папа младше дедушки)
6. Назовите что лишнее и почему? (трактор, троллейбус, автобус, трамвай) (трамвай)
7. Сколько слогов в слове занавески? (занавески)
8. Как называется варенье из черники? (черничное)
9. Назовите второй звук в слове ночь? (о)
Для зрителей:
1. Назовите детеныша овцы? (ягненок)
2. Сколько звуков в слове сыр? (3)
3. Назовите 5 насекомых? (бабочка, паук, майский жук, гусеница, стрекоза)
4. Есть твердые звуки, а наоборот? (мягкие)
5. Назовите, что лишнее и почему? (окунь, карась, щука, акула) (акула)
6. Сколько слогов в слове кенгуру? (3)
-Итак, начинается первый тур.
Первый тур: «Найди картинке свой вагончик»
- Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками (домики). В паровозиках одно, два, три, четыре окошка. Перед вами картинки. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить слова на слоги и определить их количество (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.)
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
1 команда: лук, стол, лев, шишка, книга, лимон, машина, колобок, карандаш, черепаха, велосипед, белоснежка.
2 команда: Мяч, стул, дом, кукла, арбуз, тыква, помидор, корзина, гитара, кукуруза, чебурашка, телевизор
Второй тур «Собери предложение»
- У вас на столах лежат конверты, в которых вы найдете слова. Из этих слов вам нужно составить предложение и нарисовать схему этого предложения на мольберте
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
1 команда: Варит, суп, мама, рыбный (Мама варит рыбный суп)
2 команда: Рыба, папа, ловит, удочка (Папа ловит удочкой рыбу)
Третий тур «Расставь буквы по порядку»
- Вам нужно правильно расставить буквы, чтобы получилось слово.
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
1 команда
1. С Е Л (Лес)
2. К Е А Р (Река)
3. А Л О Ш К (школа)
2 команда
4. ЛЕМ (Мел)
5. ФКАШ (Шкаф)
6. ОРАЗБ (Забор)
Для зрителей:
1. СИР (Рис)
2. БИРГ (Гриб)
3. ДОРОГ (Город)
Четвертый тур «Ответь на вопросы»
- Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые, вы должны будете дать ответ. За правильный ответ команда получает один балл. Не торопитесь, главное дать правильный ответ. Победит та команда, которая даст больше правильных ответов. И еще, если команда дает неправильный ответ, другая команда может заработать дополнительный балл, ответив на вопрос своих соперников.
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
- Команды, вам все понятно? Тогда начинаем.
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы-Ъ, Ь).
3. Назовите особенные гласные буквы. Объясните, почему они особенные (я, е, ю, е – обозначают два звука).
4. Назовите согласные, которые всегда мягкие? (ч, щ, й).
5. Назовите согласные, которые всегда твёрдые? (ж, ц, ш).
6. С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
9. Дайте характеристику первому звуку в слове чайка (ч - согласный, мягкий).
10. Дайте характеристику первому звуку в слове жук (ж- согласный, твердый).
Для зрителей:
1. Назовите все гласные буквы? (а, о, у, и, ы, э, е, е, ю, я)
2. Вспомните и назовите правила написания предложения? (предложение пишется с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка)
Физкультминутка
- А сейчас мы немножко разомнемся и поиграем.
Достаем руками крыши.
Раз, два поднялись
Три, четыре, руки вниз,
Пять, шесть повернись,
Семь, восемь улыбнитесь,
Девять, десять не зевайте,
Физминутку продолжайте.
Два хлопка перед собой,
Два хлопка над головой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем,
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
Пятый тур «Четвертый лишний» (Презентация)
- А сейчас внимание на экран. Посмотрите на ряд картинок, где в трёх картинках первые звуки одинаковые, а в четвёртой нет. Вам необходимо определить лишнюю картинку.
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
1 команда
Рыба, рак, лиса, робот
Лев, аист, лист, лейка
Солнце, петух, слон, собака
Зебра, заяц, ежик, змея
2 команда
Ракета, роза, жук, радуга
Аист, арбуз, автобус, лейка
Мышка, мыло, стол, мост
Зима, зонтик, сито, заяц
Для зрителей:
Танк, стул, топор, тарелка
Гриб, гитара, гном, игла
Шестой тур «Составь слово по первым звукам»
- У вас на столах лежат карточки. Рассмотрите. Составьте слово по первым звукам картинок.
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
Ответы: сетка, соска, флаг, лимон, ручка, шуба
Седьмой тур «Волшебная цепочка».
- У вас на столе лежат картинки. Вам нужно подобрать картинки так, чтобы последний звук в названии одной являлся первым в названии следующей.
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
- Например: в слове арбуз последний звук з, придумываем слово, которое начинается на звук з забор и т. д.
Первую картинку для каждой команды (карандаш, ключ) выставляет ведущий.
1 команда: карандаш, шарф, фонарик, крот, топор, ракета, автобус, сом, мандарин, нож
2 команда: ключ, чайник, крокодил, луна, ананас, светофор, рукав, вулкан, носорог, гриб
Физкультминутка-танец «Если нравится тебе.»
Восьмой тур «Ребусы»
Сейчас я предлагаю каждой команде отгадать по 4 ребуса
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
Ответы: хлопушка, живот, жанна, машина, лук, жук, шарф, шутка
Для зрителей:
Ответы: дочка, ласка, горох, груша
Девятый тур «Составь слова из слогов»
- Вам нужно составить как можно больше слов из предложенных слогов
Приглашается от каждой команды по 3 человека.
Капитаны выбирают в своих командах по 3 участника.
РО АС ИН
УП НИ ЛО
СА ОР ПУ
ГО БА ША
РА КРЫ КА
НЫ НА СОС
Для зрителей:
МО КО ЛО
ПА ЛО ТА
РО КО ВА
Десятый тур «Подбери слова к заданной звуковой схеме».
- Ребята, вам нужно подобрать как можно больше слов к заданной звуковой схеме.
Для зрителей:
Одиннадцатый тур. Конкурс капитанов «Звуковой анализ слов».
- Вам надо выполнить звуковой анализ слова «зонтик» и «козлик». Возьмите звуковые фишки и буквы. Выложите сначала слово фишками, а потом из букв.
Подведение итогов.
Жюри оценило ваши ответы, подвело итоги турнира и готово назвать команду победителей.
Жюри награждает победителей и участников сладкими призами.