Ксения Алехина
Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»
Цель: Ознакомление детей с народной игрушкой.
Задача:
Образовательная: Дать первые представления о русских народных игрушках, их своеобразии, основных видах;
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Ознакомление детей с народной игрушкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая: Развивать связную речь, обогащать словарный запас;
Воспитательная: Вызвать интерес, яркий эмоциональный отклик к народной игрушке.
Материалы:
Образцы разнообразных пар игрушек (в материале и репродукциях, фотографии народных мастеров-игрушечников за работой (Г. Бабкиной, С. Рябова и др.). Кукла в народном костюме. Панно на ватмане «Деревенька».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы начинаем с вами разговор о русских народных игрушках.
Все вы, конечно, знаете, что такое игрушка. Дома у вас, конечно же, много разных игрушек. Да? И, наверняка, у каждого есть своя самая любимая игрушка. (Дети в ходе беседы рассказывают о своих любимых игрушках)
Ребята, а знаете ли вы, что много-много лет назад, таких различных и дорогих игрушек у большинства детей не было. Но дети есть дети – играть им всегда хочется – и они играли. У них тоже были свои любимые игрушки. Только они были совершенно другими.
А сейчас я вам расскажу одну историю. У меня в руках кукла. Познакомьтесь, ее зовут Матрена. Живет она в сказочной стране, а правит там царь Матвей…
Вызвал как-то царь Матвей Матрену и говорит:
«Приключилась у нас в царстве беда, стали исчезать мои поданные игрушки. Уже целые деревни опустели.
Отправляйся-ка Матрена к людям, разыщи мастеров, что игрушки делают, пусть они горю нашему помогут».
И отправилась Матренушка мастеров искать. Долго ли ходила, коротко…
Приходит в город Загорск, что раньше Сергиевым Посадом назывался и спрашивает: «Делают ли здесь игрушки?» - «Конечно делаем. Наши игрушки по всей Руси известны. Мы их из дерева вырезаем, а потом красками и лаком покрываем. И какие игрушки красивые получаются: всадники, солдаты, барыни, животные разные»
Просит их Матрена помочь царство спасти. Дали мастера ей несколько игрушек и пошла она дальше.
Пришла в село Богородское. Прослышала она, что там умельцы народные удивительные игрушки делают. Рассказала она мастерам про беду свою, просит помочь.
Мастера ей отвечают: «Хорошо, поможем. Только ты послушай наши придания, да истории о том, как появилась игрушка наша…
Жила-была женщина и детям ее играть нечем было. И вырезала она для своих детей из треугольной чурочки фигурку и назвала ее «аука».
Поиграли дети, да бросили. А муж подобрал фигурку, да продал ее в Сергиевом Посаде. Подивились в городе люди: «Мы давно игрушки делаем, а такой не видели». И заказали мужику еще. Стали и соседи учиться резать из дерева игрушки. С тех пор и гремит слава об этом селе.
Богородские изделия отличаются выразительностью и свежестью. Каких игрушек здесь только нет…Здесь и мужики веселые, и степенные старушки, всадники, и хитрые медведи. Посмотрите, какие они красивые, да веселые».
Поблагодарила Матрена мастеров, взяла игрушки и дальше направилась.
Недалеко от города Каргополя набрела она на удивительную деревушку. Смотрит … боже мой! Сколько здесь игрушек, да какие они нарядные! Бросилась Матрена к мастерам и спрашивает: «Из какого же дерева вырезали вы это чудо?» - Смеются мастера: «Не из какого». – «Как так?» - «Мы игрушки из красной глины лепим, в печке обжигаем, белой меловой краской покрываем, а потом расписываем. Одеваем в яркие одежды о черточками узоры наводим».
Говорит Матреша: «Нигде, наверное, больше глиняных игрушек не найду, надо ваших поболе захватить». – А мастера опять смеются: «Как так нет… Издревле лепит человек глиняные игрушки. Еще когда в звериной шкуре у костра сидел и тогда лепил». И до сих пор по Руси великой многие мастера глиняную игрушку делают.
У нас вот такие игрушки: медведи да барыни, гармонисты да полканы (полулюди-полукони, а в других местах другие.
Абашевские свистульки с длинной шеей, коротконогие. Мажут их половой или масляной краской, а потом золотят, да серебрят.
А еще есть Филимоновские игрушки. Просили дети у деда Филимона: «Сделай нам лошадку».
Слепил дед коня. Красивый он получился, да странный: ноги длинные, а изогнутая шея ещё длиннее. Покрасил он вначале игрушки белой краской. А потом стащил потихоньку у бабки своей краски, которыми она ткани красила и разрисовал коня полосками: красными, зелеными, желтыми, фиолетовыми.
Яркая игрушка понравилась не только внукам, и стали в селе деда Филимона такие игрушки лепить.
А есть еще одна замечательная игрушка – дымковская, но туда тебе лучше самой пойти. Пусть тебе мастера все сами расскажут.
Приходит Матрена в село Дымково. С древних времен лепят из глины и ярко раскрашивают в этом селе лихих всадников, важных индюков, наряженных красавиц.
Посмотрела Матреша на игрушки и очень они ей понравились. По белому фону яркие узоры, все больше круги, да сеточки. А краски все веселые, звонкие: круги, горошки, баранки, а то извилистая линия пройдет как волна. Понравились игрушки Матрешенке, тянется к нарядному индюку…
Подарили Матрене дымковские мастера свои игрушки, и вернулась она с ними в свое царство – государство.
Расселились игрушки народных мастеров по сказочной стране. Снова кипит всюду жизнь.
А теперь, давайте-ка, дети, выясним какие же игрушки поселились в сказочной стране? Давайте сначала выясним из чего они были сделаны?
Кто мне скажет? Кто внимательно слушал?
Какие были деревянные игрушки? Какие глиняные?
Поговорим о глиняных игрушках, как их отличить?
(Дети отвечают на вопросы)
Вот мы с вами и вспомнили игрушки, а теперь давайте вернемся к Матрене. У нее незадача вышла.
Тихо в одной деревеньке… Не хватило на нее игрушек.
Вот Матрена вас и просит, ребята, распишите игрушки, вырезанные из бумаги, украсьте их яркими узорами, чтобы было кому в деревеньке жить, чтобы снова она ожила.
Раздаются детям вырезанные бумажные шаблоны игрушек, изображающие барынь, всадников, коней и т. д. и предлагается раскрасить их детям.