ольга Цурикова
Конспект ОД в подготовительной к школе группе «Опыты с Наурашем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 78 города Липецка
Конспект ОД в подготовительной к школе группе
тема: «Опыты с Наурашем»
Подготовила воспитатель
Цурикова О. В.
Конспект НОД «Опыты с Наурашем» в подготовительной группе детского сада
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ОД в подготовительной к школе группе „Опыты с Наурашем“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наураша. Занятия с использованием цифровой лаборатории
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Продолжать знакомить с экспериментированием в лаборатории Наураша.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
Совершенствовать мыслительные процессы;
Развивать у детей фонематический слух.
Учить отгадывать загадки.
Развивать речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
Оборудование: ноутбук, телевизор, датчик для измерения температуры «Божья коровка», соединительный кабель, формочки для льда, антисептический гель, демонстрационные карточки с изображениями различных термометров, пипетки, блюдца по количеству детей, молоко, утюг, листы бумаги А4.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришлописьмо. Письмо нам прислал мой юный друг исследователь Наураша,но письмо засекреченное и написано необычным способом. Здесь еще есть записка. Вы поймете с помощью чего написано это письмо, разгадав загадку. Здесь в письме есть загадки и картинки-подсказки.
1. Белая «заправка»
Из зелёной травки,
Для котёнка в блюдце,
Чтоб носом ткнуться!
(Молоко) (+ картинка)
Воспитатель: Ребята, странно, а причем здесь молоко?
А мы с вами сейчас возьмем молоко и попробуем написать что-нибудь.
(Дети и воспитатель берут белый лист бумаги, кисточки и молоко, пишут, рисуют молоком на листах).
Ой! Ничего не видно. А здесь еще есть загадки и подсказки.
2. Я беру его за ручку,
пар пускает он, как тучку,
Словно белый пароход,
в волнах простыни плывет.
(утюг) (+ картинка)
3. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча) (+ картинка)
Воспитатель: Вы догадались, как Наураша засекретил письмо?
(Ответы детей)
Воспитатель: Якажется, поняла и сейчас вам расскажу.
Воспитатель объясняет, как можно прочесть письмо -
«Молоком писать» - способ тайного письма. Чтобы буквы проявились, нужно нагреть лист бумаги, прогладить его утюгом или подержать над свечкой. И тогда молочные буквы потемнеют и станут видны. Вы когда-нибудь видели, как пригорает каша? Какая она становится на дне кастрюли?. Поэтому при нагревании бумага остается белой, а молоко уже темнеет. Вы догадались зачем Наураша положил в письмо эти картинки-подсказки? Для чего они нам нужны?
(Воспитатель нагревает лист с помощью утюга или свечке в колбе).
Воспитатель: Теперь можно прочесть письмо.
«Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что вы много знаете и умеетеи я хочу вас пригласить к себе в лабораторию. Выполнив все мои задания выполучите подарок».
Воспитатель: Ну что вы согласны отправиться в страну Наурандию и выполнить задания Наураша?Вначалевспомним правила поведения в лаборатории. (работать в тишине, аккуратно пользоваться приборами)
Сейчас мы с вами произнесем слова и окажемся в стране Наурандии.
«Повернись, покружись и в стране Наурандии окажись»
Воспитатель: Вот мы и оказались в лаборатории Наураша.
Смотрите здесь для нас приготовили одежду, в которой мы будем находиться в лаборатории (халаты и шапочки). Надевайте ее.
А вот и первое задание от Наураша.
Опыт № 1 Почему молоко белого цвета?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему молоко белого цвета?
(Ответы детей)
Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Подойдите к микроскопу и посмотрите на каплю молока. Что вы видите (белые шарики). Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет. Казеин очень полезен для человека из-за содержащихся в нем витаминов и аминокислот. Существуют продукты, от содержания которых молоко окрашивается, если корова будет есть морковку- молоко пожелтеет из-за каротина, а если много молочая или лютиков, то молоко коровы станет розовым.
Воспитатель: Наураша приготовил для нас молоко. Скажите дети когда вы смотрите на молоко, что вы можете сказать о нем?
Возьмите лист белой бумаги и поднесите его к стакану с молоком? Какой вывод мы можем сделать?
-молоко белого цвета (подтверждается поднесением белого листа бумаги к стакану)
Если мы перельем молоко одно и то же в сосуды разной формы? Какой вывод мы можем сделать в этом случае?
-молоко жидкое (подтверждается переливанием из одного стакана в другой) или молоко принимает форму сосуда, в котором находиться (форму стакана, форму кувшина)
Возьмем ложку или скрепку опустим в стакан. Какой вывод мы можем сделать сейчас?
-молоко не прозрачное (определяется с помощью ложки опущенной в стакан)
А что еще мы узнали о молоке сегодня? (с помощью молока можно писать секретные письма).
Молодцы.
Устали? Давайте немного отдохнем.
Физминутка «Ученые»
Мы, ученые, устали
И со стульев дружно встали,
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрее, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять
Постучали, повертели
И работать захотели.
Воспитатель: Продолжаем? Ребята смотрите второе задание.
Перед вами два термоса с молоком. Вы должны узнать в котором из них горячее молоко. Как это можно сделать?
(Ответы детей – можно потрогать)
Воспитатель: Хорошо. Давайте потрогаем. Получилось узнать в каком термосе горячее молоко?
(Ответы детей)
Воспитатель: А здесь еще есть загадка. Отгадав загадку, мы узнаем с помощью чего можно узнать температуру молока.
И в жару и в мороз
За окном стеклянный Нос.
Чтоб в любое время года
Знали мы что за погода.
(Термометр)
Опыт №3 Температура молока.
Воспитатель: Вы знаете что такое термометр? (ответы детей). Молодцы, все верно. Термометр-это специальный точный прибор для измерения температуры. Термометры бывают разные. Посмотрите пожалуйста на изображения термометров они очень похожи по строению. Они одинаковые? Давайте рассмотрим их. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. На термометре для измерения воздуха мы видим в середине шкалы ноль,Ноль обозначает границу между теплом и холодом.
Чем отличаются? Одними мы измеряем температуру воздуха,другими температуру воду,и так же температуру тела.
Воспитатель: Мы немного поговорили о термометрах,а сейчас я предлагаю вам измерить температуру молока с помощью датчика из лаборатории Наураша и узнать в каком термосе налито горячее молоко.
Воспитатель предлагает ребенку опустить датчик в термос с холодным молоком (на экране появится градусник с температурой, и он покажет какая температура молока в данный момент).
Воспитатель: Внимательно наблюдаем что происходит с жидкостью в трубке? (Ответы детей. Жидкость в трубке опускается.)
Воспитатель: Значит молоко какое? (Ответы детей. Холодное)
Затем опускает датчик в термос с горячим молоком (также смотрим на экран и где и показано температура горячего молока). В целях безопасности детей не предполагается работа с жидкость (вода, молоко) с температурой выше 40-45С. Поэтому объекты индикаторы (аквариум с рыбкой/,цветок в горшке) настроены так, что жидкость в аквариуме начинает бурлить при температуре выше 40С, а цветок вянет. Рыбка одевается в скафандр, потому что ей стало очень жарко (для рыбы это очень горячая вода). Но нужно обязательно акцентировать внимание детей на том, что вода кипит при 100С и при этом превращается в пар.
Внимательно, наблюдаем что происходит с жидкостью в трубке?
(Ответы детей. Жидкость в трубке поднимается).
Воспитатель: Почему так происходит? (ответы детей). Вы видели, как на плите кипит молоко в кастрюле, когда мама варит кашу?
Когда молоко закипает, то оно поднимается вверх и может убежать, а когда молоко, остывает оно опускается. Какой вывод мы можем сделать? (жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается). Постарайтесь это запомнить.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы!Справились со всеми заданиями Наураша, провели опыты, сделали выводы. А вот подарок от нашего друга Наураша. Посмотрим, что же он нам подарил?
«Дорогие ребята! Я знаю, что у вас есть групповой термометр, а уличного нет. И поэтому вам от меня подарок уличный термометр».
(Дети благодарят)
Воспитатель: А нам пора отправляться в группу
«Повернись, покружись и в группе Ромашка окажись»
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
Что показалось вам самым интересным? (ответы детей)
Узнали в молоке есть белок - казеин, почему молоко белое.