Екатерина Трахачева
Конспект ОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие золотой монетки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по познавательному развитию
«Путешествие золотой монетки»
для детей подготовительной группы.
Цель: повышение финансовой грамотности детей.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей практически осуществлять процесс обмена;
Публикация «Конспект ОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе „Путешествие золотой монетки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• закреплять представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет, доход-расход;
• закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации.
Развивающие:
• развивать знания детей о возникновении денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности;
• развивать экономическое, логическое, и нестандартное мышление, кругозор;
• Развивать умение работать вместе.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.
• воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
Материал и оборудование: презентация «История возникновения денег», большой и маленькие кошельки, отрывок из мультфильма «Муха – цокотуха», картинки с изображениями (ветер, кукла, радуга и т. д.) для игры «Что можно купить за деньги, монеты, купюры разного номинала, медали и карточки для игры «Обмен».
Словарная работа: деньги, купюры, монеты, рубль, доход, расход.
Предварительная работа: сюжетно – ролевая игра «Магазин», рассматривание альбомов «Монеты и банкноты».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Ход ОД:
Ребята, давайте встанем вкруг и поздороваемся друг с другом.
Встанем мы в круг дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Ребята вы любите смотреть мультфильмы? (Да)
Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Муха – цокотуха». Внимательно смотрите и слушайте, о чем говорит автор (просмотр мультфильма)
Ребята, что нашла Муха – цокотуха? (денежку! (показать денежку)
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Что Муха-цокотуха сделала с денежкой? (пошла на базар и купила самовар).
А что такое деньги? Для чего они нужны? (ответы детей)
Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Что можно купить за деньги?» Разложить на стол картинки и предложить детям взять любую картинку (это радуга – радугу нельзя купить за деньги и т. д.)
Ребята посмотрите, а что это такое (обращает внимание на большой сумку – кошель) это кошелек. Скажите, а для чего нужен кошелек? (В нем хранят деньги (или в него складывают деньги).
Правильно, кошелек используют для денег. Давайте откроем кошелек посмотрим, что в нем (воспитатель открывает кошелек и в это время на экране появляется монетка).
Слайд №1 (монетка и звук)
Видео обращение:
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я очень хочу попросить вас мне помочь, понять, как же я появилась на свет, что было раньше?».
Деньги всегда играли центральную роль в жизни людей в разных уголках земного шара, но только в древности это были не привычные нам монеты, а самые невероятные и, казалось бы, непригодные для этих целей предметы.
Ребята поможем монетки, отправимся в путешествие? (да)
Давайте отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились деньги и наша монетка.
Закрываем глаза, беремся за руки.
Раз, два, три в прошлое нас перенеси….
Слайд №2 (Древний мир)
Ой, ребята, а где это мы с вами оказались? (В Древнем мире)
Было время, когда человечество еще не знало, что такое деньги. Это был Древний мир.
А как вы думаете как люди жили без денег?
Слайд №3
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а все что ему было надо, давала природа.
Кто то из древних людей хорошо рыбачил, а кто то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.
Давай те и мы с вами попробуем поменять один товар на другой.
Игра «Обмен»
Ребята, подойдите к столу выберите медали с изображением товара, которого у вас нет, а в руки возьмите карточки с изображением товара который у вас есть, вот вы и должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную карточку.
Понравилось вам обмениваться своим товаром? Получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.
Давайте подойдем к столу и посмотрим, что люди использовали вместо денег (на столе ракушки, кольца, шкура животного, бусинки, камешки).
Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами своего труда.
Слайд №4
В Древнем Китае использовали в качестве денег ракушки моллюсков каури. Для этих целей они подходили просто идеально: ракушки были легкими, относительно прочными, небольшими по размеру, к тому же, их было удобно носить с собой. И более того, такие «деньги» невозможно было подделать. Сегодня из таких красивых ракушек изготавливают сувениры и украшения.
Слайд №5
В Древнем Египте самой распространенной же «валютой» в среде простых египтян была крупа.
Слайд №6
В некоторых уголках планеты даже соль считалась подлинной валютой. Во всем мире и на протяжении всей истории человечества соль ценилась и как полезный и целебный продукт, и как символ жизни, и как защита от зла. Во многих странах она была дороже золота.
Слайд №7
В Западной Африке в качестве денег были металлические кольца.
Слайд №8
Еще одним необычным эквивалентом денег на Востоке были кирпичи из прессованного чая. Такими «деньгами» в некоторых восточных областях пользовались вплоть до середины прошлого века.
Отправляемся дальше в путешествие. Закрываем глаза, беремся за руки.
Раз, два, три в прошлое нас перенеси….
Слайд №9. Древний Египет.
Ой, а где мы с вами оказались?
В Древнем Египте и изобрели - первые в мире деньги (монеты).
Слайд№10
Каменные деньги представляли собой каменные диски разных диаметров с отверстиями в центре. Самые большие достигали до 4 метров в диаметре.
Слайд№11
После каменных денег появились монеты разной формы, размера. Монеты могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготовляли из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монеты, какой угодно. Это были драгоценные металлы и люди стали чеканить монеты из метала.
Так появились металлические деньги – МОНЕТКИ.
Физкультурная минутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а на пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Отправляемся дальше в путешествие. Закрываем глаза, беремся за руки.
Раз, два, три в прошлое нас перенеси….
Слайд №12 (Древний Китай)
Первые металлические монеты появились в Древнем Китае. Небольшие круглые металлические пластины с отверстием посредине, для удобства транспортировки. Чеканились они из железа и его сплавов. Такие монеты используют и сейчас в качестве талисмана для привлечения денег.
Слайд№12
У металлических денег все же оказался важный недостаток. Как вы думаете какой? (Взять дать детям пакет с монетками потрогать) – они тяжелы и занимают много места. Поэтому люди придумали выход. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Нам пора возвращаться в наше настоящее. Закрываем глаза, беремся за руки.
Раз, два, три в настоящее нас перенеси….
Слайд№13. Мы вернулись в наше время, что мы видим (на экране появляются картинка с изображение Москвы).
Это наша страна. Как называется страна, в которой мы живем?
Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по-разному.
А кто мне ответит, как называются деньги в нашей стране? (рубли).
А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Магазин». Проходите за столы. На столе лежат карточки с товаром на которой указана цена. Вам нужно подобрать столько монет, сколько стоит товар.
И так ребята - деньги нужны людям, в современном мире без них прожить
Невозможно.
А кто из вас знает за что можно получить деньги? (за труд- зарплата, за хорошую учебу - стипендия,пенсия, клад и т. д)
Ребята, все эти полученные деньги мы можем считать - доходом, а вот то на
что мы их тратим – это расход. В каждой семье есть и доходы и расходы.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру:
«Доход - расход»
- Я начну читать сейчас, а вы продолжайте
Хором мне вы отвечайте: доход или расход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли монетку – доход
Купили куклу – расход
Мама получила зарплату - доход
Выиграли приз - доход
Потеряли кошелёк - расход
Бабушка продала пирожки – доход.
Раздать кошельки
Давайте откроем свои кошельки. Что в них? (деньги) Слайд №14
Дети, а бумажные деньги есть в вашем кошелечке? (да)
Дети, а какие деньги называем купюрой, а металлические деньги – монетой.
Дети, какие мы молодцы.
Слайд№15.(Монетка говорит)
Вы выполнили мое задание. Узнали всю историю моего появления. И даже поучаствовали в ней. Расскажите, что вам было интересно, что нового узнали? (Что в Древнем мире был обмен, в Древнем Египте – каменные металлические деньги, в Китае – бумажные деньги)
Как люди поступали, когда не было денег? (Люди менялись товаром, осуществляли обмен)
Какими были самые первые деньги? (Каменные, золотые, железные)
Какую форму они имели? (Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую).
В какой стране впервые придумали бумажные деньги? (В Китае)
Как называются бумажные деньги? (купюры)
Как называются деньги в нашей стране (России) (Рубли)
Ребята, вы помогли мне узнать историю моего появления, и я для нас приготовила еще небольшой сюрприз.